Процессы монополизации в Росии 19-20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 06:51, реферат

Описание работы

На рубеже XIX—XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

Файлы: 1 файл

Конт раб И.Э..doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

     Первое  монополистическое объединение  было создано в  1875 г. В страховом деле: «Конвенция общего тарифа». Оно начало диктовать свои условия на рынке страховых обществ. Следует отметить, что переход к  созданию монополистических объединений не был связан с мировым экономическим кризисом 1870 гг. Стана не была еще интегрирована в мировую экономику. В 1881 г. появилось картельное соглашение банков Международного и Русского для внешней торговли.

          На основании имеющихся источников трудно разделить хронологически два взаимосвязанных процесса: формирование рыночной экономики свободной конкуренции и монополистической конкуренции. Два этапа в рыночной экономики в России развивались почти одновременно, как и во многих других странах. Пока в начале 1880 гг.не завершилась промышленная революция, не могли и образоваться картели в европейском варианте, они приняли форму «союзов» и «обществ». В 1882 г. Пять заводов объединились и образовали «Союз рельсовых фабрикантов». Он контролировал большенство заказов на изготовление рельсов для железных дорог страны.  Затем последовало объединение предприятий  по изготовлению креплений к рельсам (1884), по строительству железных мостов (1887), по производству оборудования для железных дорог (1889). Как отмечалась индустриализация в стране началась в транспортном машиностроении, и предприятия этой отрасли более других были подготовлены к монополизации. «Союз рельсовых фабрикантов», как и все первые объединения, образовался сроком на пять лет. Союзы эти были российским вариантом объединений картелей и в своих соглашениях регулировали:

     а) объемы производства;

     б) условия сбыта продукции;

     в) условия найма рабочих.

     Предприятия, которые объединились в картели  и поздние синдикаты, сохраняли производственно-коммерческую самостоятельность. Их еще называли объединениями со снабженческо- сбытовыми функциями.

     1887 году на юге страны было  создано монополистическое объединение  в сахарной промышленности. В  1897 году образовалось «Общество сахарозаводчиков», объединив 206 из 226 существующих предприятий этой отрасли.

     Следующим процессом монополизации в стране проходил в условия бурного экономического подъема 1893-1899 годах, в 1890 году образуются синдикаты в отраслях тяжелой  промышленности. тол

     Синдикат – соглашения самостоятельных предприятий о совместной коммерческой деятельности при сохранении производственной деятельности. куз                                                                                                                    Синдицирование касалось не всей номенклатуры изделий, а только тех из них, которые обеспечивали наиболее высокую  сверхприбыль. Они по сути оставались акционерными обществами по ведению сбытовых операции на комиссионных началах.                                                                                        Крупнейший синдикат "Продамет" или "Общество для продажи изделий русских металлургических заводов" был основан в 1902 г. Синдикат занимался реализацией важнейших видов продукции металлургических предприятий. Контролируя одну пятую часть крупнейших заводов страны, они реализовали в 1910 г. около 80% продукции страны. К этому времени деятельность "Продамета" курировал крупнейший промышленник и банкир России Алексей Иванович Путилов (1866-1925 г.). Вначале синдикат объединил четырнадцать предприятий и продавал листовое и широкополосное железо, затем расширился ассортимент изделий проката, которые были пущены в оборот. Позже в объединение входило уже 30 заводов, и в руках "Продамета" оказалось 90% металлургического производства Юга страны.                                                                  Главным делом жизни А. И. Путилова был Русско-Азиатский банк, проводивший активную инвестиционную политику по отношению к тяжелой промышленности. А. И. Путилов использовал новую форму финансовой организации в виде холдингов. Под эгидой Русско-Азиатского банка он создал мощную финансово-промышленную группу, ядро которой составило "Общество Путиловских заводов". Накануне 1914 г. этот банк занял доминирующие позиции в машиностроении и металлообработке, добыче и переработке нефти, в табачной и масложировой промышленности. Всего Русско-Азиатский банк установил контроль над 160 компаниями, поэтому его по праву можно назвать не только крупнейшим в России, но одним из крупных вначалеXXв.мире.                                                                                           Одновременно с "Продаметом" возник синдикат "Трубопродажа", он объединил все предприятия трубопрокатного производства. Проволочные и гвоздильные предприятия попали в 1904 г. под контроль синдиката "Гвоздь" и пришедшего к нему на смену в 1908 г. синдиката "Проволока". тол

   А к 1909г. синдикаты объединяли подавляющую часть предприятий почти во всех ведущих отраслях промышленности. Показательны действия синдиката «Продамет». Формально он считался торговым акционерным обществом по продаже металла. Это означало, что его акции должны были продаваться на бирже, как и всякие другие акции, и приносить дивиденды. Но они не продавались, а распространялись между металлургическими фирмами – участниками синдиката и дивидендов не давали. Выгодность участия в синдикате определялась ни дивидендами, а возможностью сбывать продукцию по монопольным ценам. Синдикат старался захватить все заказы на металл и распределить их между своими членами. Заводы юга находились в основном в руках иностранного, франко-бельгийского капитала. И в «Продамете» господствовали иностранцы, даже председателем синдиката был представитель французских банков.

   Для создания дефицита и последующего повышения цен «Продамет» стал сокращать производство. Он закрыл ряд входивших в его состав металлургических заводов, другие заводы вынуждал использовать только часть производственных мощностей. Хозяевам закрытых заводов обеспечивалась нормальная прибыль, так как прибыль от продажи металла делилась между всеми членами синдиката. Закрытие заводов объяснялось руководителями синдиката тем, что закрываются заводы относительно отсталые, с высокой себестоимостью продукции, для сосредоточения производства на передовых предприятиях. В некоторых случаях для разорения конкурентов «Продамет» использовал демпинговые, т.е. заниженные цены. Так, везде, где сбывался металл другого действовавшего на Урале синдиката по продаже железа – «Кровля», начиналась продажа аналогичного товара «Продамета», но на 5 копеек дешевле. Постепенно «Продамет» вытеснял «Кровлю» и резко повысил цены. Агарков с102

      Монополистическое объединение возникло и в цветной металлургии под названием "Медь" (1907 г.), но его деятельность контролировал германский капитал. Ряд немецких фирм получили от правительства России монопольное право на продажу меди, поэтому меднопрокатные заводы синдиката "Медь" не были самостоятельными в продаже изделий из меди.                                                         75% добычи угля в Донбассе с 1904 г. контролировал синдикат "Продуголъ" ("Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна"). Он сумел подчинить себе угольные синдикаты не только Урало-Сибирской зоны, но и Польши.                                                                                                                 Синдикат "Продаруд" объединил в 1907 г. самые крупные предприятия Донбасса и Криворожского бассейна.                                                     Монополизацию в транспортном машиностроении возглавили два синдиката: "Продвагон" (1904 г.) и "Союз паровозостроительных заводов" (1906 г.). "Продвагон" контролировал около 90% заказов на железнодорожные вагоны. Еще раньше, в 1901 г., появился крупный синдикат "Продпаровоз", который внес свой вклад в реализацию продукции паровозостроительных предприятий.           Монополизировались предприятия отраслей недавно возникших, но перспективных, типа цементной и резиновой. 90% производства цемента контролировало с 1904 г. "Русское товарищество торговли цементом", а все предприятия по изготовлению резиновых изделий объединил синдикат "Треугольник" (1907 г.).                                                                                            Отставали в этом процессе фабрики в текстильной отрасли. Монополии и там создавались, но они не преобладали в отрасли, как, например, синдикат "Кноппа" в хлопчатобумажном производстве.                                                  Активнее проходила монополизация на предприятиях пищевой промышленности. Здесь образовались: синдикат "Дрожжи", "Общество сахарозаводчиков".                                                                                          Пароходное общество "Океан" организовало продажу соли. Накануне Первой мировой войны при участии Русско-Азиатского банка под руководством А. И. Путилова был основан "Табачный трест", который сосредоточил контроль над 80% капиталов отрасли.                                                                                   Грузопотоки на морских и речных транспортных артериях монополизировали двадцать объединений. Наибольшую известность на Азовском и Черном морях приобрело Русское общество пароходства и торговли ("Ропит").                    Менее изученным в отечественной литературе является вопрос об образовании в России монополий высшего типа - трестов и концернов. Если П. И. Лященко в 40-е гг. XX в. писал о создании в стране в основном синдикатов в дооктябрьский период и "синдицировании" промышленности, то в последней трети XX в. опубликованы материалы об образовании трестов и концернов в годы Первой мировой войны. А коллектив авторов под руководством академика В. А. Федорова вслед за отечественным историком К. Н. Тарновским считают, что характерной чертой предвоенных лет стало появление в России 1909-1913 гг. трестов и концернов. Причем образовывались в те годы монополии, предприятия которых осуществляли добычу сырья, производство продукции и ее сбыт. В России получили распространение тресты, возникшие не путем слияния отдельных предприятий в одно, а объединения на основе общего финансирования входящих в них предприятий, при сохранении формальной их самостоятельности, что также свидетельствовало о незрелости рыночной экономики в стране.                                                                                             Накануне и в годы Первой мировой войны начали создаваться и концерны. Образование трестов наблюдалось в самых молодых отраслях - нефтедобыче и нефтепереработке. Еще в конце XIX в. там действовало товарищество "Братья Нобелъ", которое занималось добычей нефти, ее переработкой, транспортировкой и продажей нефтепродуктов. Перечень операций, проводимых товариществом, свидетельствует, что по сути это был первый в России трест. В 1905 г. он объединился с обществом "Мазут", и сообща они монополизировали 77% торговли нефтепродуктами, в том числе и на мировом рынке. В конкуренцию с ними вступила "Русская генеральная нефтяная корпорация", созданная при непосредственном участии Русско-Азиатского банка и Международного коммерческого банка с правлением в Лондоне. До августа 1914 г. им удалось охватить добычу лишь 27% нефти в России.     Коммерческие интересы фирмы "Братья Нобель" совпали с интересами изобретателя дизельных моторов Р. Дизеля. Он был в курсе, что "Братья Нобель" в конце XIX в. располагали значительным капиталом и занимались не только добычей нефти, но и переработкой и сбытом керосина и мазута.               Эта фирма была не только заинтересована в прорыве на европейский рынок, она налаживала в России производство дизелей на входившем в их объединение машиностроительном заводе "Людвиг Нобель" в Петербурге.                                   Р. Дизель не смог организовать в Германии широкого производства двигателей внутреннего сгорания, так как эта страна не обладала собственными запасами нефти. Поэтому изобретатель и начинающий предприниматель договорился в феврале 1898 г. в Берлине с фирмой "Братья Нобель" о создании общества "Русский дизель" в Нюрнберге. Производственные мощности завода "Людвиг Нобель" были небольшими, и за 1900-1913 гг. предприятие выпустило лишь около 600 дизелей. Имея патент на производство дизелей по соглашению с Р. Дизелем, "Братья Нобель" продали лицензию на дизелестроение в 1903 г. Коломенскому машиностроительному заводу, в 1907 г. - Рижскому чугунолитейному и машиностроительному заводу, в 1909 г. - Николаевскому судостроительному, в 1911 г. - обществу Сормовских заводов. Велись переговоры о создании треста для поставок казне дизель-моторов.                      Но в целом план Нобеля и Дизеля по завоеванию господства в мировой энергетике в производстве и продаже дизельных моторов оказался нереализованным. Р. Дизель не был опытным предпринимателем, вскоре разорился и погиб, а у Нобелей были иные интересы - добыча нефти, переработка и продажа нефтепродуктов.                                                              Кроме Нобелей, крупнейшими монополистами в нефтяном деле были в России Мантышев и Лианозов. Известен также угольный "король" Авдаков, сахарозаводчик Терещенко и т. д.

   Итак, монополизация в России проходила  на более низком уровне развития производительных сил по сравнению с ведущими странами мира в условиях рыночной экономики  свободной конкуренции. Монополизация  усилила неравномерность экономического развития в:                                                  а)отдельных отраслях промышленности;                                                                       б) торговле различной продукцией;                                                                                     в) экономическом состоянии отдельных регионов.                                                      Противоречивым был сам процесс, т. е. часто предприниматели не занимались целенаправленно монополизацией предприятий какой-то одной отрасли или "технологической цепочки" - от добычи сырья до выпуска готовой продукции и ее реализации. К примеру, семья Рябушинских взяла под контроль те отрасли, источники сырья для которой удалось приобрести, помимо этого они широко занимались сбытом различных товаров. тол фирма Рябушинских, происходивших из крестьян Калужской губернии, уже в конце XIXв. объединила ряд хлопчатобумажных фабрик. В начале ХХв. Рябушинские основали Московский банк, который и возглавил многочисленные предприятия группы. К основному ядру были присоединены фирмы по заготовке хлопка в Средней Азии, заготовке и торговле льном, целлюлозно-бумажные и другие предприятия. В годы мировой войны в составе группы Рябушинского начало действовать общество «Русский Север» по освоению и разработке богатств севера России,  было создано крупное военное предприятие «Московское военно-промышленное товарищество», построен автомобильный завод. Рябушинские начали вкладывать капиталы в металлургию юга и нефть Кавказа. В этот период активно шел прилив капитала, накопленного в хлопчатобумажной промышленности, в тяжелую промышленность и освоение богатств Севера. Фактически образовалась финансовая группа (возглавляемая банком группа промышленных компаний).

   Таким образом, в последние десятилетия  существования дореволюционной России, в основном уже в годы войны, на базе хлопчатобумажной промышленности сложились мощные финансово-промышленные группы. По существу формировался классический вариант индустриализации: капиталы, накопленные в легкой промышленности, начинали использоваться для развития тяжелой индустрии. Ак с 103

     Рождение  многоотраслевых корпораций именно на базе хлопчатобумажной промышленности было не случайным, ибо в первой половине XIXв. это была единственная крупная отрасль промышленности, развивавшаяся по капиталистически, без крепостных рабочих и крепостных привилегий. Здесь накапливались капиталы и опыт буржуазного хозяйствованияПодобные примеры подтверждают особенность развития российской экономики в XIX - начале XX в.: приходилось развиваться по "догоняющему" типу.тол 280-287

   Политика  монополий в целом приносила  ущерб хозяйству страны. Под давлением  общественного мнения в 1901г. правительство было вынуждено создать комиссию по ограничению деятельности монополий. Но созданная комиссия в основном состояла из представителей монополий, и необходимые меры приняты не были.

   Монополии в России уже начинали оказывать  давление на государство, подкупая правительственных  чиновников. Особенно тесные связи  между государством и промышленной буржуазией наблюдались в военно-промышленном комплексе, так как треть государственных расходов накануне мировой войны составляли военные расходы. Арк с 104

   Перед войной Россия имела сращенный государственный  и финансово-промышленный аппарат. Так, весь руководящий состав военно-морского министерства одновременно занимал высокооплачиваемые должности в судостроительных компаниях. Казна несла от такого «сотрудничества» государственных чиновников с промышленными компаниями огромные убытки: пушки, снаряды, ружья обходились России вдвое дороже, чем другим государствам.

   Одновременно  с образованием промышленных монополий  в России происходил процесс концентрации банков и образование финансовых групп. Характерно, что крупнейшие акционерные банки находились в зависимости от иностранного капитала: до 40% акций и более принадлежало иностранным банкам. Конотопов

Итоги. За 1861 – 1913 гг. Россия достаточно быстро прошла этап индустриального развития, заняв достойное место в пятерке экономически развитых стран мира. При этом необходимо иметь в виду, что только 35 лет экономика России развивалась в условиях, обеспечивающих нормальный воспроизводственный процесс.

     Остальное же время пришлось на войны, кризис и революционные потрясения.

     Развитие  капитализма в России имело свои особенности. Она позже других стран  вступила на путь капиталистического развития. Однако для нее характерны более высокие темпы и уровень концентрации промышленного производства. Немаловажным являлось использование Россией технологии и опыта высокоразвитых индустриальных стран и иностранные инвестиции. Особенность

     России  состояла в том, что в ней в  большей степени, чем в других странах, проявлялась роль государства в экономической жизни. В пореформенный период шел процесс не только «развития капитализма снизу», но и «насаждения капитализма сверху». Он имел возможность развиваться «вширь», т.е. распространяться на слабо освоенные окраины. Данное обстоятельство сдерживало

     процесс «развития капитализма вглубь»  на уже освоенной территории, но в перспективе создавало более  широкую базу его дальнейшего  роста. Темпы и степень развития и роста в различных отраслях экономики были неодинаковыми. Выше они были в промышленности, ниже – в сельском хозяйстве, где продолжали сохраняться докапиталистические и даже патриархальные формы. Да и в промышленной сфере можно говорить о полной победе капитализма лишь применительно к крупному и среднему производству. Сохранялись различные виды докапиталистической промышленности – мелкое товарное производство, домашние промыслы, ремесла. Таким образом, экономика России оставалась многоукладной, т.е. наряду с современными формами капитализма в ней существовали как мелкотоварное, так и патриархальное производства. О.Д. Кузнецова; ИС.ЭК с.139] 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В конце XIX - начале XXв. мировое общество вступило в новую фазу своего развития.  Капитализм стал  основной  мировой  системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами были: 1) монополии, возникающие   на  основе  высокой концентрации производства икапиталов  и захватившие господствующее  позиции в экономике;                       2) сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;                                                                       3) наряду с вывозом товаров приобрел  широкий размах вывоз капиталов (в форме  государственных  займов  или прямых вложений в экономику);                      4) возникновение   международных   монополистических   союзов  и обострение в связи с  этим  борьбы  за  рынки  сбыта,  сырья,  сферы приложения капиталов;         5) обострение борьбы между ведущими странами мира,  что привело к ряду локальных воин, а затем к развязыванию первой мировой войны.

     Россия  относилась ко "второму  эшелону"  стран,  вступивших на путь

     капиталистического  развития позднее ведущих стран  Запада. Но за пореформенное сорокалетие,  благодаря высоким темпам  роста,  прежде всего промышленности,   она  проделала  путь,  на  который  Западу потребовались века.  Этому способствовал ряд факторов и прежде всего возможность использовать  опыт  и помощь развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие   некоторых   отраслей   промышленности   и железнодорожное строительство.  В результате  российский  капитализм вступил  в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для  него  были  характерны  все  основные  черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.                                                                                За период от реформы 1861 г. до начала первой мировой войны русская промышленность прошла значительный путь развития. Производство промышленной продукции возросло в 12,5 раза, тогда как в Германии - в 7, а во Франции - только в 3 раза. Общая численность рабочего класса увеличилась примерно в 4 раза. Однако промышленное отставание России от капиталистических стран Запада не было ликвидировано. В 1913 г. Россия занимала лишь пятое место в мире по производству промышленной продукции и по выплавке стали, шестое по добыче угля, восьмое по производству электроэнергии.                                                                                               Вследствие однобокого развития промышленности страна зависела от запада в техническом отношении. Такие новые в то время отрасли промышленности, как производство качественных сталей, автотракторостроение и другие, в России

Информация о работе Процессы монополизации в Росии 19-20вв