Происхождение деревни Староюгино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

С борта самолёта Томская область выглядит сплошным зелёным ковром, по которому то жёлтыми, то коричневыми змейками извиваются большие и малые реки, речки и совсем незаметные ручейки, голубыми кляксами раскиданы озёра, ржавыми пятнами выделяются болота. И повсюду видны следы жизни и деятельности людей. Нетронутая тайга сменяется большими квадратами недавней вырубки, затем нежным ворсом щетинится молодой лес, зелёную чащу пронизывают стрелы дорог, в небо взвиваются дымки нижних складов (нижний склад - место, где разделывается древесина на сортименты), около них коробочки зданий штабеля хлыстов. А дальше просматривается лесной посёлок.

Файлы: 1 файл

реферат про Староюгино.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Томский государственный  педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Происхождение  деревни Староюгино»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

Семинченко И.

 

 Группа: 11 НО

 

Преподователь:

Тучков А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013г.

Введение

 

Староюгино. Небольшой  лесной посёлок, находящийся в Каргасокском районе, и совсем «точка» на карте  территории Томской области. Расположено на таёжной реке Васюган в 530 км от областного центра и в 35 км от районного.

 

С борта самолёта Томская область выглядит сплошным зелёным ковром, по которому то жёлтыми, то коричневыми змейками извиваются большие и малые реки, речки и совсем незаметные ручейки, голубыми кляксами раскиданы озёра, ржавыми пятнами выделяются болота. И повсюду видны следы жизни и деятельности людей. Нетронутая тайга сменяется большими квадратами недавней вырубки, затем нежным ворсом щетинится молодой лес, зелёную чащу пронизывают стрелы дорог, в небо взвиваются дымки нижних складов (нижний склад - место, где разделывается древесина на сортименты), около них коробочки зданий штабеля хлыстов. А дальше просматривается лесной посёлок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А начиналось всё  так.

 

 История села Староюгино уходит корнями во времена поселения членов семьи Югиных. Стационарно на этом месте первым поселился Иван Васильевич Югин, поставив добрый «крестовик» из дерева с высоким крыльцом, дав своё имя разросшемуся впоследствии селению. Если учесть, что Югин приехал парнем, а умер в 1956 году, прожив 104 года, то народную дату основания села следует отнести ко второй половине ХIХ века.

 

 Иван Васильевич Югин оставил после себя добрую память как хороший хозяин, трудолюбивый работник, гостеприимный сосед, часто привечавший ребятишек, словом - «славный был дед». Он был замечательным охотником, но после того, как его «помял» медведь, отчего осталась небольшая хромота, главным его занятием стала ловля рыбы: он «всегда пропадал на рыбалке». Хозяйство Югина было крепким, он держал много скота и водил обозы в Томск с рыбой, с мясом.

 

 У Ивана Васильевича была жена и сын Алексей Иванович. В доме Ивана Васильевича всегда были выкрашены столы, стулья, кровати, что по тем временам свидетельствовало о достатке. Самой памятной чертой в доме Югина были полки, расположенные вдоль стены и заставленные красивой посудой.

 

 Ребятишек привлекали охотничьи лыжи Югина с меховой подошвой, а также амбар, где хозяин хранил своих божков. Внучка Югина решила всё-таки разведать содержимое амбарчика, в котором оказались «боженята», завёрнутые в красные тряпки и платки, хранившиеся в берестяной куженьке. Гнев деда и бабушки был страшен. Бабушка предрекла проклятие «боженят», которое, как утверждают, и исполнилось, дед собрал их и унёс в свою лесную избушку, куда переселился и сам после смерти жены. А сын... Не ужившись с отцом, ушёл жить на другую сторону Васюгана. Так в 1926 году появилось село Новоюгино.

 

 Большой вклад в историю развития села Староюгино внесли археологические раскопки и экспедиции, которые проводились на Каргасокской земле в 1994, 1996 – 1998, 2000 годах при финансовой поддержке Администрации района, а в 2000 году и при поддержке отдела народного образования. Инициаторами совместной работы учёных и школьников района выступили педагоги Каргасокской школы № 1 Монголина Нина Геннадьевна и Агеева Елена Геннадьевна, а также педагог села Староюгино Зарубина Валентина Михайловна, которые плодотворно и активно занимались краеведческой работой. Задолго до начала летней полевой археологической практики учащихся была разработана программа совместных действий и обозначено место будущих раскопок, где с помощью учащихся предстояло разобраться с характером нескольких древних памятников, открытых в 1996, 1998 годах сотрудниками областного краеведческого музея в окрестностях села Староюгино.

 

 В 2000 году отряд, состоящий из учеников 7 - 11 классов школ Каргаска и Староюгино, приступил к устройству собственного палаточного городка и одновременно к раскопкам трёх древних памятников Староюгинских селищ. Селища эти располагаются за южной окраиной села. Главной целью работы этого отряда было получение информации о времени возникновения посёлков.

 

 За время работы было вскрыто 110 квадратных метров площади, собрано около 1000 фрагментов от десятков глиняных сосудов, найдено три небольших железных ножа, один железный наконечник стрелы, несколько точильных камней, множество кусков шлаков.

 

 Установлено, что территория в древности была здесь густо заселена. Посёлки располагались цепочкой вдоль самого берега реки Васюган. Здесь проживало немалое количество людей.

 

 Полностью проверить легенду на историческую достоверность не удалось, но… Оказывается, ещё в глубокой древности, в раннем железном веке, в V – III веке до н.э., на месте этого посёлка жили древние народы: сильные и воинственные племена таёжных охотников и рыболовов с высокоразвитым бронзолитейным производством. Они поклонялись духам неба, воды, леса, устраивали культовые места, где приносили дары и жертвы своим кумирам, уже в то время они активно занимались торговлей пушниной, которую называли «мягкой рухлядью». Пушнину обменивали на металл и украшения, получая их от соседских южных кочевых племён. Они были современниками скифов, последователи называют их кулайцами и считают далёкими предками селькупов.

 

 Селькупы не жили здесь постоянно в те времена, здесь было их селище. Это означает, что время от времени они появлялись здесь, как этого требовал сезон охоты и рыбалки. И так продолжалось многие века. Постоянно селькупы стали проживать здесь, по мнению Рындиной Ольги Михайловны (Рындина О.М. – этнограф, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Томского Государственного Университета), во второй половине ХIХ века, что подтверждает справка из областного архива, сделанная по книге переписи населения. В этой справке сказано, что в 1859 году на этом месте было 6 юрт и проживало 27 человек.

 

 С этого момента население здесь проживало постоянно. Народная память хранит сведения об Айдарове и Чижине, как о первых остяках, чьи землянки располагались на месте будущего посёлка.

 

 К началу 30-х годов ХХ века посёлок насчитывал 10 – 12 дворов, вытянутых вдоль одной улицы. В посёлке было много скотных дворов и других подсобных помещений. Жители посёлка занимались чисто традиционными для васюганцев делами: разводили скот и рыбачили. Условия для этих производств были идеальными: много заливных лугов, река Васюган и лежащие вокруг посёлка озерья. Жили безбедно.

 

 Мясо и рыбу продавали заезжим купцам или по зимнику увозили в губернский город Томск. Большим подспорьем для посёлка было побочное производство: заготовление ягод, ореха, пушнины. Жители занимались охотой на диких зверей. Кедровый лес подходил тогда прямо к посёлку с западной стороны, который в 1952 году полностью сгорел. Пожар шёл от первого спуска на посёлок. Из Каргаска выслали военных тушить пожар. Тут же был пароход, с которого поливали водой. После этого пожара приезжали люди из деревни Уралки и деревни Забегаловки и дальше строили дома. На пожар, «шедший на посёлок», стал дед Куницин с иконой, и, якобы, остановил огонь, который в основном был верховой, и после пожара лес стоял, его пилили и строили дома. Впоследствии на этом месте выросли берёзы, которые стоят и по настоящее время. Как хорошо, что они пока не использованы на дрова. По краям дороги растут небольшие кусты шиповника. В «грибные времена» среди берёз растут грибы.

 

 Староюгино постепенно росло, разрасталось. И дома – то строили только в две комнаты: кухня да спальня. И печь стояла одна. Для дома брёвна клали сразу на землю, а потом они «уходили» в землю, как будто врастали. Взрослые люди, строя такие дома, не думали о комнате детям. Всё было очень просто. Строили дома «где кому понравится», не заботясь о том, чтобы улица была широкая. Строили дом, а рядом баню и скотный двор, и все эти строения выходили на улицу. И сейчас есть такая улица – Береговая. Она находится при въезде в Староюгино. Дома раскинуты далеко друг от друга, поэтому протяжённость посёлка составляет 5 км.

 

 И вдруг сразу в Староюгино, по Васюгану, да почти и по всему району население прибавилось. Прирост населения в Каргасокском районе дал 1931 год, когда в глухую Сибирь ссылали людей из насиженных мест Алтайского края, Новосибирской области, Омской области, Томской области, да и из других областей и краёв, как членов семей кулаков, кулацких хозяйств. С места ссылки всё у них конфисковывали, даже без составления акта конфискации имущества, и отправляли в Сибирь: Нарым да Каргасокский район. Но никто их тут не ждал, с собой ничего не было, хорошо, если ещё и был какой – либо узелок. Приезжали и летом, и осенью.

 

 Семья Муковкиной Александры Александровны была выслана из села Марьевка Анжеро – Судженского района Кемеровской области. До Томска везли на лошадях. Немного не доезжая до Томска, в посёлке Мазалово загнали в церковь, где ночевали две ночи. Кушали то, что взяли из дома. В Томске загнали в большой барак, потом посадили на пароход, и плыли они вниз по течению Оби. Остановка была на Усть – Васюгане. Комендант Кречетов нашёл в посёлке баню, всех помыли и повезли теперь уже по Васюгану до Староюгино. Это было в мае 1931 года. Семья Муковкиной А.А. (Якунина – девичья фамилия) состояла из 11 человек: отец Якунин Александр Александрович, мать Якунина Менадора Петровна, три сына и шесть дочерей. Высадили всего 10 семей прямо на берег. Из хвои нарубили балаганчики. Сразу дали о себе знать комары. Хуже было тогда, когда пошёл дождь. Потом в земле выкопали печь. Из райцентра приехала комиссия и сказала, что для житья здесь не подходящее место, так как вода большая. Нужно было строить дом. И Якунины вместе с Семёновыми построили дом, перезимовали вместе, а на следующий год построили дом Семёновым. Александр Александрович ездил на Обь. Там на картошку обменял шарфы и ещё кое – что из одежды, ему дали сеть. Огород копали руками. В первую очередь обратились к зажиточному остяку деду Югину, он дал муки, да и вообще многое помог по хозяйству. Летом питались ягодами, в тот год особенно много было голубики. Ловили рыбу, варили уху, солили, вялили. Занимались корчеванием, появились поля. В 1938 году Александра Александровна вышла замуж за Муковкина Фёдора. Прожив в семье мужа 9 лет, построили свой дом. Фёдор работал бондарем (делал бочки), рамщиком, точил пилы.

 

 Самым запоминающимся событием было большое наводнение 1941 года. Как жить? Поэтому в первую очередь копали землянки, которые начинались от бывшего кирпичного завода. Берег был обрывистый, поэтому землю и глину можно было выбрасывать прямо перед ямой. Разрешалось над землянкой иметь сруб только в три ряда. Печку делали из глины да камней. Где кому удобно было, там и рыли землянки. В землянке стоял один чурбан, который заменял стол и чем угодно мог служить в другое время. Спали прямо тут же на полу, предварительно приготовив солому. Светом была лучина.

 

 Местное население отчуждённо относилось к пришлым, но затем поняли, что они такие же, как и все. Перезимовав таким образом в землянках, переселенцы думали о строительстве домов, тем более лес – вот он рядом, только не ленись, пили или руби, строй. Но всё делали вручную, из–под топора, но старались, хоть медленно, но верно. Так появились первые домики, на месте которых сейчас стоят добротные дома.

 

 Жизнь продолжалась, появлялись семьи, рождались дети. Чтобы зарегистрировать ребёнка, нужно было ехать в Наунак. Посёлок рос. Так Староюгинский сельский Совет депутатов трудящихся был образован 03.04.1940 года решением исполнительного комитета Каргасокского районного Совета депутатов трудящихся Нарымского округа Новосибирской области № 238 от 03.04.1940 года по вопросу «О разукрупнении Каргасокского, Наунакского, Нюрольского и Чижапского сельских Советов Каргасокского района», с резиденцией села Староюгино и прилегающими к нему населёнными пунктами: Недоступный (бывший Каргасокский сельский Совет), Новоюгино, Щучий Мыс, Белый Яр (Наунакский сельский Совет) с населением 1503 человека. Школы в посёлке не было и дети староюгинцев учились в Наунаке, а жили в основном у своих родственников, а у кого их не было, жили у знакомых. Интерната не было. А когда приехало много семей сосланных, встал вопрос о школе, так как детей было много, а для наунакских жителей они были чужими. Летом 1931 года началось строительство начальной школы. В основном, на субботниках и воскресниках была построена школа. Какая была радость, что дети будут учиться дома в своей деревне и не надо никуда ехать, идти пешком, уходить на всю неделю! Школу построили начальную, и первым учителем был Сергеев Алексей Фёдорович. Вёл он все четыре класса, сначала было тяжело, но постепенно втянулся. Все родители были рады. Так проработал Алексей Фёдорович в Староюгино 10 лет и, может быть, так и работал бы, если бы не началась война. Как ни просили родители председателя сельского Совета, военкомат, чтобы оставили Алексея Фёдоровича работать учителем, но так ничего сделать не могли. Взяли учителя на фронт, а скоро посёлок узнал, что он погиб в бою в декабре 1942 года. И вот накануне 1 сентября 1941 года приехал в Староюгино новый учитель: молодой, стройный, почти мальчик − Павленко Алексей Никитич, а было ему тогда 19 лет.

 

 В посёлке был образован колхоз «Труженик», который занимался хлебопашеством и скотоводством, а также была образована промартель имени Менжинского. Промартель заготовляла лес, гнала пихтовое масло, дёготь, колола клёпку, чтобы впоследствии делать деревянные бочки. В промартели, в основном, были люди ссыльные. И что интересного было в посёлке: люди «Труженика» пасли только своих коров, а люди, работающие в промартели, − пасли тоже только своих.

Информация о работе Происхождение деревни Староюгино