Происхождение и древнейшее расселение славян. Византийское, хазарское и варяжское влияние на развитие Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 16:01, реферат

Описание работы

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период ещё нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

Содержание работы

1. Происхождение славян……………………………………..3
2. Древнейшее расселение славян…………………………….6
3. Византийское влияние на развитие Киевской Руси………9
4. Хазарское влияние на развитие Киевской Руси…………16
5. Варяжское влияние на развитие Киевской Руси…………19

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Отечественная история» на тему:

«Происхождение и древнейшее расселение славян. Византийское, хазарское и варяжское влияние на развитие Киевской Руси»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Происхождение славян……………………………………..3

2. Древнейшее расселение  славян…………………………….6

3. Византийское влияние  на развитие Киевской Руси………9

4. Хазарское влияние на развитие Киевской Руси…………16

5. Варяжское влияние на развитие Киевской Руси…………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение  славян

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период ещё нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы. При этом под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам ещё I-II вв. н.э. - Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами. Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, ещё сохранявших своё этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья.

Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племён славян. Однако источники VI в. не содержат ещё указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплочённостью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо».

В своём хозяйстве они использовали труд «рабов - военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей». Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины. Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту. Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI - VIII вв.).

Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай. Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VIIв. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Большинство современных учёных считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга). Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Расселение славян происходило по трём основным направлениям: - на юг, на Балканский полуостров; - на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; - на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Древнейшее расселение славян

Славяне являются коренным населением Европы. Современные славянские языки (традиционно принято их деление на три группы: восточнославянские языки - русский, украинский, белорусский; западнославянские - польский, чешский, словацкий, язык лужицких сербов; южнославянские - болгарский, македонский, сербский, хорватский (сербохорватский), словенский и др.) принадлежат к индоевропейской языковой семье, в которую входят также языки германские (немецкий, английский, скандинавские и др.), балтийские (латышский, литовский), кельтские (ирландский и др.), романские (французский, итальянский, испанский и др.), греческий, албанский, армянский, иранские (персидский, таджикский, осетинский и др.), языки многих народов Индии; ряд древних индоевропейских языков к настоящему времени исчезли (например, хеттский, фракийский и др.). Согласно одной из гипотез, в V - IV тысячелетиях до н. э. говорившие на родственных диалектах индоевропейские племена занимали территорию степной и лесостепной зон современной Украины и северные районы балканского полуострова. Около IV - III тысячелетий до н. э. начинается постепенное расселение индоевропейцев, и на севере они достигают Скандинавии и Прибалтики, на западе - Атлантического океана, на юге - Средиземного моря, на востоке - территорий Ирана и Индии. Предки славян расположились несколько севернее относительно прародины индоевропейцев.

Вопрос о происхождении славян в науке является дискуссионным, по нему не существует общепринятой устоявшейся точки зрения. Согласно теории отечественного исследователя этой проблемы В. В. Седова, первой археологической культурой, с которой можно достоверно связывать предков славян - праславян, является культура подклошевых погребений, сложившаяся в V - IV вв. до н. э. в южных и центральных районах современной Польши. В конце II в. до н. э. на этой территории и несколько западнее формируется пшеворская культура, население восточной части которой считается праславянским. В течение веков происходили миграции представителей пшеворской культуры на восток - в Поднестовье, на Волынь и далее до Днепра. Здесь они приняли участие в формировании черняховской культуры (III - начало Vв.), охватывавшей огромную территорию лесостепи и степи от Левобережья Днепра до Нижнего Подунавья. Черняховская культура являлась полиэтнической по составу: наряду с праславянами на её территории расселились ираноязычные сармато-аланы, фракийцы, пришедшие в конце II в. в Северное Причерноморье из Нижнего Повислья германцы - готы и гедипы и др. В конце IV в. в причерноморские степи из Центральной Азии вторгаются в основном тюркоязычные кочевники - гунны, нанесшие серьёзный урон населению черняховской культуры, но не уничтожившие его. К VI в. на основе пшеворской и черняховской культур складываются две уже достоверно славянские археологические культуры: пражско-корчакская и Пеньковская. Первая в VI - начале VII в. тянулась широкой полосой от Правобережной Киевщины до Верхней Эльбы, на юге достигая Среднего и Нижнего Подунавья, вторая занимала земли от Нижнего Дуная до бассейна Дона. С пражско-корчакской культурой связывается раннесредневековая группировка славяноязычного населения с самоназванием словене («ясно, понятно говорящие»), с Пеньковской - группировка с самоназванием анты. Археологические данные хорошо согласуются со сведениями письменных источников: готский историк середины VI в. Иордан указывал, что словяне занимают земли между низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы, анты - между Днестром и Днепром (в дальнейшем анты тратили свою специфику и самоназвание, слившись со славянами).

Во второй половине I тысячелетия славяне широко расселились в Европе, на западе заняв земли восточной части современной Германии, на юге - Балканский полуостров, включая Пелопонесс. На территории Восточно-Европейской равнины, к северу от Припяти - Сейма - Десны и в верховьях Оки в VI в. обитали балтоязычные племена; Волжско_Окское междуречье и более северные и северо-западные регионы занимало финно-угорское население (предки современных финнов, эстонцев, вепсов; ныне исчезнувшие чудь, Пермь, меря, мурома и др.). В течение второй половины I тысячелетия идет постепенное расселение славян по территории Восточной Европы, преимущественно с юга (возможно, что на Псковщину и в прилегающие области они пришли еще в V в. из Польши). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном характер постепенной инфильтрации, что не исключала отдельных военных столкновений. Мирное в целом сосуществование славян с балтами и финно-угорами привело к ассимиляции, ославяниванию значительной их части.

Широкое расселение славян по Европе в период раннего средневековья послужило мощным импульсом их дифференциации. Согласно лингвистическим данным, около VII - VIII вв. происходит распад праславянской языковой общности, начинается формирование отдельных славянских языков. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

Накануне образования Древнерусского государства, согласно летописным и археологическим данным, восточные славяне образовали несколько племенных союзов (каждый из которых включал ряд племен): словене (в районе о. Ильмень, р. Волхв и Мста), кривичи (вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги), вятичи (бассейн Верхней и Средней Оки), радимичи (между Десной и Днепром), дреговичи (к северу от Припяти, между Днепром и верховьями Немана), древляне (южнее Припяти), к востоку от древлян в Среднем Поднепровье обитали поляне, южнее полян - уличи, на Днепровском Левобережье - северяне, западнее древлян, до Западного Буга, - волыняне (бужане), в верхнеднестровском районе - хорваты, южнее - тиверцы, особая группа славян жила в бассейне верховьев Дона.

 

 

 

 

       3. Византийское влияние на развитие Киевской Руси

Русско-византийский диалог начался крещением Руси. Начальная ситуация ознаменовалась страстным порывом к другому культурному миру, накопленные которым культурные сокровища казались светом, исходящим из сверкающего центра. Соответственно своя позиция представлялась как царство тьмы и одновременно начало пути. Характерно, что слово просветитель в равной мере применялось к святителям, приносящим свет истинной веры в языческие земли всея Руси просветителю, крещением просветил нас, - говорил Илларион князю Владимиру.

Племенные княжения восточных славян представляли собой зародышевую форму государственности. Племенные княжения объединялись вместе, то снова перегруппировывались в зависимости от конкретных условий в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты, раннефеодальной государственности. Одним из таких объединений был союз племён во главе с Киевом, ставший ядром древнерусского государства. В конце седьмого века существовала, согласно византийским и арабским источникам, держава волынян, являвшаяся союзницей Византии. Развитие феодальных отношений, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии господствующей формой, которой в средние века была религия, и князь Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах. В 988-989 гг. князь Владимир провёл вторую религиозную реформу. В качестве новой религии и было принято христианство. В результате посещения русскими посольствами разных государств, бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества из немцев и православие из Византии князь Владимир якобы выбрал православие.

Около 988 года князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр, а затем и весь русский народ. Тот же Добрыня, дядя Владимира, что раньше принуждал новгородцев подчиниться Перуну как главному богу, теперь крестил новгородцев. Распространение христианства встречало и протест народных масс, почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилось позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освещая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Красота византийского богослужения, и её эстетический эффект заставили русских послов предпочесть христианскую веру византийского образца. Захваченные этой красотой, древние славяне и обратили свои сердца к греческой мудрости, воспринятой ими, прежде всего в форме художественных образов. По определению искусствоведа В.В.Бычкова, платоновская мысль о Тождестве красоты, истины и божества, своеобразно воплощённое в византийском храмовом действе, оказалось очень близкой сердцу древнего славянина. Уже при первых контактах с Византией Русь воспринимала, ещё не осознавая этого полностью, самую суть византинизма выдвижение эмоционально эстетической сферы во главу всей духовной культуры. Именно поэтому Древняя Русь смогла продолжить непрерывную линию духовной традиции. Красота греческого богослужения стала одним из главных критериев истинной религии. Такое преклонение перед красотой, выраженное в тексте летописи Повести временных лет, выявляет эстетическую подготовленность, настроенность на восприятия этой красоты, отнюдь не простой, а чрезвычайно утонченной, обладающей сложной символикой, своеобразным языком. Жители Киевской Руси постепенно усваивают христианское мировоззрение, согласно которому воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он есть лишь отражение имеющего приснобытия (то есть вечное существование) мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение с верой, посредством умного созерцания, мистического прозрения. Эти истины воспринимаются человеком как знаки, символы. Символ, таким образом, выступал способом познания, освоения мира и был по существу единственной сохранённой связкой сакрального и мирского.

Информация о работе Происхождение и древнейшее расселение славян. Византийское, хазарское и варяжское влияние на развитие Киевской Руси