Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:53, реферат
Правда Русская Название «Правда Русская» содержится в рукописях этого памятника и принято в его академическом издании. (здесь «правда» употребляется в значении лат. Iustitia) - правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых (историков, лингвистов, правоведов, нумизматов, палеографов). Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде, накопленных за более чем 250 лет ее изучения.
Государственных преступлений в те годы не было.
Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.
Виды наказаний по Русской Правде:
1) месть;
2) поток и разграбление;
3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).
Современная
наука уголовного права под термином "преступление"
понимает общественно опасное деяние,
предусмотренное уголовным законом, совершённое
виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности)
лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной
ответственности. А что же понималось
под этим термином в далёкий период создания
Русской Правды? На этот вопрос нам и придётся
ответить в данной главе.
С введением на Руси
христианства, под влиянием новой морали
происходит замена языческих понятий
о преступлении и наказании. В сфере уголовного
права Древней Руси проявляется частный
характер древних христианско-византийских
правовых норм, основанных на римском
частном праве. Наиболее ясно такая замена
выражается в княжеских уставах и в Русской
Правде, где любое преступление определялось
не как нарушение закона или княжеской
воли, а как "обида", т.е. причинение
материального, физического или морального
вреда какому-либо лицу или группе лиц.
За эту обиду виновный должен был выплатить
определённую компенсацию. Таким образом,
уголовное правонарушение не отличалось
в законе от гражданско-правового.
В практике применялись
следующие виды наказаний: кровная месть
(ее лишь условно можно отнести к наказаниям),
"поток и разграбление", смертная
казнь, уголовные штрафы, заключение в
темнице, членовредительные кары. Уголовные
штрафы за посягательства на личность
носят выраженный сословный характер,
при посягательстве на имущество это проявляется
менее резко.
Замена языческих понятий
о преступлении и наказании новыми понятиями
особенно ясно выражается в законодательстве,
определяющем наказание за убийство и
в постепенном преобразовании института
кровной мести.
Так, например, по договору
с греками 911 года каждый мог безнаказанно
умертвить убийцу на месте преступления.
Договор 945 года даёт право жизни убийцы
родственникам убитого, независимо от
степени родства. Русская Правда, в свою
очередь, ограничивает круг мстителей
двумя степенями ближайших родственников
убитого (отец, сын, братья, племянники).
И, наконец, "Правда Ярославичей"
совсем исключает из своего состава кровную
месть, запретив убивать убийцу кому бы
то ни было, дозволяя родственникам убитого
пользоваться определённой денежной компенсацией
со стороны убийцы. Таким образом, расширяется
право государства на личность и имущество
преступника.
В литературе возникает
много споров о правовом основании кровной
мести. Являлась ли она досудебной или
же послесудебной расправой? Прямого ответа
на этот вопрос Русская Правда не даёт.
Исторически кровная месть сложилась
как обязанность рода потерпевшего расправиться
с преступником. Но процесс феодализации
Древнерусского государства, увеличение
роли князя и княжеского суда внесли значительные
изменения в применение обычая кровной
мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует
с общинным, но постепенно, благодаря усилению
феодальных отношений, княжеский суд занимает
ведущее положение, оттесняя суд общинный
на второй план.
Таким образом, становится
возможным вмешательство князя в обычай
кровной мести, у убийцы появляется возможность
выкупать себя при посредничестве князя
(хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться
с родственниками убитого). В это время
выделяется особая категория лиц, оторванных
от своей общины (купцы, изгои), а также
многочисленные княжеские дружинники
и слуги (гридни, ябедники, мечники, огнищане
и др.), нуждавшиеся в особой княжеской
защите, т.к., по различным причинам порвав
с общиной, они лишились в её лице защитника.
Теперь их новым защитником должен был
стать князь, поэтому они были заинтересованы
в укреплении княжеской власти. В свою
очередь, сдерживая самосуд общины, князь
вводил свою меру наказания - виру, т.е.
денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый
за убийство в княжескую казну.
Также Русской Правде
известен институт дикой или повальной
виры (в размере 80 гривен), налагаемой за
убийство княжеских служащих. Например,
в ст.ст. 19, 22 и 23 КП упоминается штраф в
80 гривен за убийство огнищанина, княжеского
тиуна или конюха.
Несомненно, древний
обычай кровной мести не устраивал ни
князя, заинтересованного в ослаблении
общинных судов, мешавших централизации
власти, ни христианской церкви с её новыми
нормами морали и нравственности, но, будучи
очень широко распространён, он не мог
быть ликвидирован сразу. Поэтому можно
предположить, что князь даёт свою санкцию
на кровную месть, закрепляя это положение
в ст.1 Правды Ярослава. Таким образом,
кровная месть в Русской Правде носит
ярко выраженный переходный характер
от непосредственной расправы рода к наказанию,
налагаемому и исполняемому государством.
Но следует заметить, что кровная месть
применяется только в случае убийства
свободного человека свободным человеком.
Лишь после смерти Ярослава
Мудрого, "снова собравшись, сыновья
его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи
их Коснячко, Перенег, Никифор отменили
кровную месть за убийство, а постановили
выкупаться деньгами" (ст.2 ПП).
Первый тематический
раздел (ст.ст.3 - 8 ПП) посвящён ответственности
за убийство, совершённое на территории
верви. В этом разделе мы сталкиваемся
с институтом дикой (повальной) виры. Она
налагалась на всю общину в том случае,
если на территории общины был обнаружен
труп, а вервь либо не хотела выдавать
убийцу, либо не искала его. Вира поступала
в княжескую казну, а родственникам погибшего
выплачивалось "головничество", равное
вире. Однако следует заметить, что общество
только в том случае платит за своего члена,
если он ранее участвовал в вирных платежах
за своих соседей. Из всего, сказанного
выше о дикой вире, можно сделать вывод,
что она выполняла ярко выраженную полицейскую
функцию, связывая всех членов общины
круговой порукой.
Также хочу заметить,
что в тексте ПП намечаются мотивы преступлений.
Так, ст.6 ПП упоминает случай убийства
"на пиру явно", а ст.7 - убийство "на
разбое без всякой ссоры". В первом случае
подразумевается неумышленное, открыто
совершённое убийство (а "на пиру"
- значит ещё и в состоянии опьянения).
Во втором случае - разбойное, корыстное,
предумышленное убийство (хотя на практике
умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно
в разбое). За такое убийство в разбое (ст.7
ПП) по закону могла назначаться высшая
мера наказания - "поток и разграбление".
Такое же наказание применялось и за поджог
(ст.83 ПП) и за конокрадство (ст.35 ПП). Это
наказание включало конфискацию имущества
и выдачу преступника (вместе с семьёй)
"головой", т.е. в рабство.
Покон вирный (ст.9 ПП)
завершает комплекс статей о взимании
виры с членов верви. Дополняет покон вирный
ст.10 ПП, указывающая отчисления в пользу
вирника от 80-гривенной виры. Кроме того,
эта статья устанавливает размер платы
"за голову", т.е. родственникам убитого.
Проанализировав ст.ст.3
- 10 ПП, можно сделать вывод об особенностях
композиционной работы составителей ПП:
используя нормы КП, переставляя и редактируя
их, они стремились к тому, чтобы определённый
тематический комплекс статей представлял
собой композиционное целое.
Ст.11 начинает следующий
раздел (ст.ст.11 - 17), устанавливающий ставки
штрафов за убийство представителей различных
социальных групп, связанных с княжеским
(и отчасти с боярским) хозяйством, начиная
от высокопоставленных тиунов и кончая
холопом. В этом разделе вводится следующая
система штрафов за убийство:
" огнищанин, тиун,
конюший - 80 гривен;
" княжеский отрок,
конюх, повар - 40 гривен;
" сельский тиун,
ремесленник, кормилица - 12 гривен;
" раба - 6 гривен;
" смерд, холоп, рядович
- 5 гривен.
Следующий комплекс
статей (ст.ст.23 - 31 ПП) посвящён оскорблению
действием и телесным повреждениям. Основным
источником данного раздела является
Краткая Правда. Качественно новой является
лишь ст.26 ПП, в которой говорится об отсутствии
наказания за нанесение ответного удара.
Содержание этой статьи можно интерпретировать
как месть и как оборону (сходство с современным
УК). В этом разделе мы сталкиваемся с новым
видом штрафа - продажей, размер которого
составлял 1, 3 или 12 гривен. Продажа поступала
в казну, а потерпевший получал "урок",
т.е. денежное возмещение за причинённый
ему ущерб. Можно сделать вывод, что по
закону Древней Руси оскорбление было
более тяжким преступлением, чем нанесение
телесных повреждений.
Не стоит упускать из
виду, что при составлении ПП законодатель
не только использовал нормы КП, но и сохранял
композицию её статей, когда это было целесообразно.
Так, ст.ст.10 - 14 КП почти без изменений
перешли соответственно в ст.ст.31 - 35 ПП.
Так же, как и в КП, в Пространной редакции
существует ряд статей (ст.ст.35 - 39 ПП) о
своде по поводу украденного имущества.
Источником этих статей являются ст.ст.14
- 16 КП, регулирующие порядок свода.
С данным комплексом
статей неразрывно связаны, и в то же время
его продолжают статьи, посвящённые воровству
(татьбе). Ст.40 ПП разрешает без всякого
суда убить на месте преступления ночного
вора "во пса место", тем самым дублируя
ст.38 КП. Если же вора продержали до рассвета
и люди видели его связанным, то убить
его нельзя, иначе придётся заплатить
штраф в 12 гривен. В случае если вор был
схвачен и ему была сохранена жизнь, на
рассвете он должен быть передан на княжеский
суд.
Пространная редакция
Русской Правды вводит новую норму, отсутствовавшую
в КП и отражающую усиление охраны частной
собственности на предметы потребления
и средства производства.