Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 18:12, реферат
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
1. Происхождение и становление Древнерусского государства……………………….2
2. Сенат как орган государственной власти и управления при Петре I……………..…5
3. Органы городского самоуправления по реформе 1870 г…………………….…….…7
4. Политический портрет Л. Брежнева……………………………………………….…..8
Содержание
1. Происхождение и становление Древнерусского государства……………………….2
2. Сенат как орган государственной власти и управления при Петре I……………..…5
3. Органы городского самоуправления по реформе 1870 г…………………….…….…7
4. Политический
портрет Л. Брежнева……………………………………………….…..
1. Происхождение и становление Древнерусского государства.
Возникновение Древнерусского государства
традиционно связывают с объединением
Приильменья и Приднепровья в результате
похода на Киев новгородского князя Олега
в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда
и Дира, Олег стал править от имени малолетнего
сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом
длительных и сложных процессов, происходивших
на огромных пространствах Восточно-Европейской
равнины во второй половине I тыс. н.э.
К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские
племенные союзы, названия и местоположение
которых известны историкам из древнейшей
русской летописи «Повести временных
лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне
(вдоль западного берега Днепра), древляне
(к северо-западу от них), ильменские словене
(по берегам озера Ильмень и реки Волхов),
кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной
Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне
(по Десне) и др. Северными соседями восточных
славян были финны, западными — балты,
юго-восточными — хазары. Большое значение
в их ранней истории имели торговые пути,
один из которых соединял Скандинавию
и Византию (путь «из варяг в греки» от
Финского залива по Неве, Ладожскому озеру,
Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному
морю), а другой связывал приволжские области
с Каспийским морем и Персией.
Нестор приводит знаменитый рассказ о
призвании ильменскими словенами варяжских
(скандинавских) князей Рюрика, Синеуса
и Трувора: «Земля наша велика и обильна,
но порядка в ней нет: идите княжить и владеть
нами». Рюрик предложение принял и в 862
г. вокняжился в Новгороде (вот почему
памятник «Тысячелетие России» возведен
в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки
XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события
как свидетельство того, что государственность
на Русь была принесена извне и восточные
славяне не смогли создать свое государство
самостоятельно (норманнская теория).
Современные исследователи признают эту
теорию несостоятельной. Они обращают
внимание на следующее:
— рассказ Нестора доказывает, что у восточных
славян к середине IX в. существовали органы,
являвшиеся прообразом государственных
институтов (князь, дружина, собрание представителей
племен — будущее вече);
— варяжское происхождение Рюрика, а также
Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно,
но приглашение иноплеменника в качестве
правителя является важным показателем
зрелости предпосылок к формированию
государства. Племенной союз осознает
свои общие интересы и пытается разрешить
противоречия между отдельными племенами
призванием стоящего над местными разногласиями
князя. Варяжские князья, окруженные сильной
и боеспособной дружиной, возглавили и
завершили процессы, ведшие к образованию
государства;
— крупные племенные суперсоюзы, включавшие
несколько союзов племен, у восточных
славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг
Новгорода и вокруг Киева; — в формировании
Древне т.ского государства важную роль
сыграли внешн факторы: исходившие извне
(Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы
подталкивали к сплочению;
— варяги, дав Руси правящую династию,
довольно быстро ассимилировались, слились
с местным славянским населением;
— что касается названия «Русь», то его
происхождение продолжает вызывать споры.
Часть историков связывают его со Скандинавией,
другие находят его корни в восточнославянской
среде (от племени рось, жившего по Днепру).
Высказываются на этот счет и другие мнения.
В конце IX — начале XI в. Древнерусское
государство переживало период становления.
Активно шло формирование его территории
и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву
племена древлян, северян и радимичей,
Игорь (912—945) успешно воевал с уличами,
Святослав (964—972) — с вятичами. В правление
князя Владимира (980—1015) были подчинены
волыняне и хорваты, подтверждена власть
над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских
племен в состав Древнерусского государства
входили финно-угорские народы (чудь, меря,
мурома и др.). Степень независимости племен
от киевских князей была довольно высокой.
Показателем подчинения власти Киева
долгое время была лишь выплата дани. До
945 г. она осуществлялась в форме полюдья:
князь и его дружина с ноября по апрель
объезжали подвластные территории и собирали
дань. Убийство в 945 г. древлянами князя
Игоря, попытавшегося вторично собрать
превышавшую традиционный уровень дань,
заставило его жену княгиню Ольгу ввести
уроки (размер дани) и установить погосты,
(места, куда должна была свозиться дань).
Это был первый известный историкам пример
того, как княжеская власть утверждает
новые нормы, обязательные для древнерусского
общества.
Важными функциями Древнерусского государства,
которые оно начало выполнять с момента
своего возникновения, были также защита
территории от военных набегов (в IX — начале
XI в. это были главным образом набеги хазаров
и печенегов) и проведение активной внешней
политики (походы на Византию в 907, 911, 944,
970гг., русско-византийские договоры 911
и 944гг., разгром Хазарского каганата в
964—965 гг. и др.).
Период становления Древнерусского государства
завершился правлением князя Владимира
I Святого, или Владимира Красное Солнышко.
При нем из Византии было принято христианство
(см. билет № 3), создана система оборонительных
крепостей на южных рубежах Руси, окончательно
сложилась так называемая лествичная
система передачи власти. Порядок наследования
определялся принципом старшинства в
княжеском роду. Владимир, заняв киевский
престол, посадил своих старших сыновей
в крупнейшие русские города. Самое важное
после киевского — новгородское — княжение
было передано его старшему сыну. В случае
смерти старшего сына его место должен
был занять следующий по старшинству,
все остальные князья перемещались на
более важные престолы. При жизни киевского
князя эта система работала безотказно.
После его смерти, как правило, наступал
более или менее длительный период борьбы
его сыновей за киевское княжение.
Расцвет Древнерусского государства приходится
на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054)
и его сыновей. К нему относится древнейшая
часть Русской Правды — первого дошедшего
до нас памятника письменного права («Закон
Русский», сведения о котором восходят
к правлению Олега, не сохранился ни в
оригинале, ни в списках). Русская Правда
регулировала отношения в княжеском хозяйстве
— вотчине. Ее анализ позволяет историкам
говорить о сложившейся системе государственного
управления: киевский князь, как и местные
князья, окружен дружиной, верхушку которой
называют боярами и с которой он совещается
по важнейшим вопросам (дума, постоянный
совет при князе). Из дружинников назначаются
посадники для управления городами, воеводы,
данники (сборщики поземельных податей),
мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны
(управляющие княжескими вотчинами) и
др. Русская Правда содержит ценные сведения
о древнерусском обществе. Его основу
составляли свободное сельское и городское
население (люди). Существовали рабы (челядь,
холопы), зависимые от князя земледельцы
(закупы, рядовичи, смерды — о положении
последних историки не имеют единого мнения).
Ярослав Мудрый вел энергичную династическую
политику, связав своих сыновей и дочерей
узами брака с правящими родами Венгрии,
Польши, Франции, Германии и др.
Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям
удавалось согласовывать свои действия.
В конце XI — начале XII в. власть киевских
князей ослабла, все большую независимость
приобретали отдельные княжества, правители
которых пытались договориться друг с
другом о взаимодействии в борьбе с новой
— половецкой — угрозой. Тенденции к раздроблению
единого государства усиливались по мере
того, как богатели и крепли отдельные
егообласти (подробнее см. билет № 2). Последним
киевским князем, сумевшим приостановить
распад Древнерусского государства, был
Владимир Мономах (1113—1125). После смерти
князя и смерти его сына Мстислава Великого
(1125—1132) раздробленность Руси стала свершившимся
фактом.
2. Сенат как орган государственной власти и управления при Петре I.
Петр I стал первым абсолютным монархом
(самодержцем) в истории Российского государства.
Однако в некоторых работах самодержавными
считаются некоторые предшественники
Петра на российском престоле. Но ни великий
князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый
на Руси официально принявший титул царя
и наиболее активно утверждавший свое
могущество, ни Алексей Михайлович, не
стали самодержавными (абсолютными) монархами.
В силу объективных причин они не могли
устранить представительные органы (прежде
всего Боярскую Думу) с политической арены.
Только после фактического слияния всех
русских земель в единое государство,
отрыва царя от старой аристократии, уменьшения
политической роли последней стала возможной
полная ликвидация боярской Думы и Земских
соборов. Таким образом, в результате объективного
вызревания внутренних и внешних объективных
условий, а также благодаря благоприятному
стечению субъективных факторов, в России
действительно утвердилось самодержавие
(абсолютизм).
22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал
указ о составе Сената, который начинался
фразой: «Определили быть для отлучек
Наших Правительствующий Сенат для управления…».
Все члены Сената были назначены царем
из числа его непосредственного окружения
(первоначально - 8 человек). Все назначения
и отставки сенаторов происходили по именным
царским указам. Сенат не прерывал своей
деятельности и был постоянно действующим
государственным органом. Правительствующий
Сенат учреждался в качестве коллегиального
органа, в компетенцию которого входило:
отправление правосудия, решение финансовых
вопросов, общие вопросы управления торговлей
и другими отраслями хозяйства.
Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.
Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.
Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Компетенцию Расправной палаты определил Сенатский приговор (1713 г.): рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами, фискальные донесения.
Сенатская контора в Москве учреждена в 1722 г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.
Сенат имел вспомогательные органы (должности), в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.
Должность рекетмейстера была учреждена при Сенате в 1720 г., в обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер лично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.
В обязанности герольдмейстера (должность была учреждена в 1722 г.) входило составление списков всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.
Должности губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков, были введены Сенатом в марте 1711 г. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.
Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.
3. Органы городского самоуправления по реформе 1870 г.
Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.
Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.
На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).
4. Политический портрет Л. Брежнева.
Брежнев Леонид Ильич (1906-82), 1-й (1964-66) и
генеральный (1966-82) секретарь ЦК КПСС, председатель
Президиума ВС СССР (1960-64, 1977-82), Маршал
Советского Союза (1976), Герой Социалистического
Труда (1961), Герой Советского Союза (1966,
1976, 1978, 1981). В Великую Отечественную войну
на политработе в Советской Армии. С 1946
1-й секретарь Запорожского, Днепропетровского
обкомов КП (б) Украины. В 1950-52 1-й секретарь
ЦК КП (б) Молдавии. С 1953 заместитель начальника
Главного политуправления Советской Армии
и ВМФ. В 1954-56 2-й секретарь, 1-й секретарь
ЦК КП Казахстана. В 1952-53, 1956-60, 1960-64 секретарь
ЦК КПСС, председатель Совета обороны
СССР. Один из основных организаторов
смещения Н. С. Хрущева (1964). В период пребывания
Брежнева на посту генерального секретаря
в стране возобладали консервативные
тенденции, нарастали негативные процессы
в экономике, социальной и духовной сферах
жизни общества, предпринята интервенция
в Чехословакию (1968), введены советские
войска в Афганистан (1979).
БРЕЖНЕВ Леонид Ильич [6 (19) декабря 1906,
село Каменское (ныне г. Днепродзержинск)
, Украина — 10 ноября 1982, Москва] , советский
государственный и политический деятель,
с 1964 первый, с 1966 генеральный секретарь
ЦК КПСС.
Партийная карьера .
Из семьи рабочего. С 1921 работал на Курском
маслобойном заводе. Окончил Курский землеустроительный
техникум (1927) и Днепродзержинский металлургический
институт (1935). Работал заместителем председателя
Бисерского райисполкома Свердловской
обл. (1929-30), директором металлургического
техникума в Днепродзержинске (1936-37). Член
КПСС с 1931. В 1935-36 служил в армии. С 1938 заведующий
отделом Днепропетровского обкома компартии
Украины, с 1939 — секретарь обкома.
В годы войны 1941-45 Брежнев был заместителем
начальника политуправления Южного фронта,
с 1943 — начальником политотдела 18-й армии.
С 1945 — начальник политуправления 4-го
Украинского фронта. Закончил войну в
звании генерал-майора (1943).
В 1946-50 первый секретарь Запорожского,
затем Днепропетровского обкомов. С 1950
первый секретарь Молдавии. На 19 съезде
партии (1952) по рекомендации Сталина Брежнев
был избран секретарем ЦК и кандидатом
в члены президиума ЦК партии. В 1953-54 заместитель
начальника Главного политического управления
Советской Армии и Военно-морского флота.
В 1954 по предложению Н. С. Хрущева Брежнев
переводится в Казахстан, где сначала
работает вторым, а с 1955 —первым секретарем
компартии республики. С 1957 член президиума
и секретарь ЦК КПСС. Как лицо, пользующееся
полным доверием Хрущева, в 1960 он назначается
председателем Президиума Верховного
Совета СССР.
Приход к власти
В 1964 Брежнев возглавляет заговор против
Хрущева, после смещения которого занимает
пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев
был наделен инстинктом власти: в ходе
аппаратной борьбы за власть и влияние
в партии он своевременно устранял своих
явных и потенциальных противников (например
А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного) , расставляя
на ключевые посты лично преданных ему
людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н.
А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна)
. К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил
в Брежнева, рассматривая его как своего
ставленника и защитника системы. Всесильная
партийная номенклатура отвергала любые
реформы, стремилась сохранить режим,
обеспечивающий ей власть, стабильность
и широкие привилегии.
Информация о работе Происхождение и становление Древнерусского государства