Происхождение, источники формирования, структура и идеология самурайства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести - бусидо . Кодекс - это своего рода "книга жизни" самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь. Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт. Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Формирование самурайского сословия……………………………………4
3.Идеология самурайства………………………………………………………4
4.Воспитание самурая…………………………………………………………..6
5.Заключение…………………………………………………………………….8
6.Список литературы…………………………………………………………….9

Файлы: 1 файл

срс1.docx

— 22.58 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  и Науки  Республики Казахстан 

Актюбинский Государственный  Педагогический Институт

 

Факультет: исторический

Кафедра: истории  Казахстана и исторических дисциплин

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента № 1:

На тему: «Происхождение, источники формирования, структура  и идеология самурайства.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила: Жантлеуова Жанар

                                                                       Проверила:  к.и.н.Купенова Г.Ы.

                                                       Актобе-2011

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………..3

2.Формирование самурайского  сословия……………………………………4

  3.Идеология самурайства………………………………………………………4

4.Воспитание самурая…………………………………………………………..6

5.Заключение…………………………………………………………………….8

6.Список литературы…………………………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

Самураи - одни из самых влиятельных  и колоритных персонажей истории  Японии.

Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести - бусидо . Кодекс - это своего рода "книга жизни" самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь. Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт. Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

                                                                       3

                      Формирования самурайского сословия.

Существовало три источника  формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации.

Второй путь — наделение  землей домашних слуг. Принадлежа к  семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю.

В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов, превращались в крупных феодальных собственников.

Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан). Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее влиятельной самурайской семьи в округе. Самурайские подразделения выступали на стороне враждующих феодальных группировок, стремившихся заручиться поддержкой наибольшего числа самураев, от боеспособности и численности которых зависел успех или поражение в междоусобных войнах.

Среди самураев выделились две основные соперничавшие группировки: Тайра и Минамото.

Идеология самурайства.

Идеология самурайского сословия отразилась в военных эпопеях, крупнейшими  из которых являлись “Повесть о  доме Тайра” и “Повесть о великом мире”. В первой повествовалось о соперничестве Тайра и Минамото, во второй — о борьбе за власть между западными и восточными феодалами.

                                                            4

Военные эпопеи сложились  на основе народных устных сказаний, излагавшихся странствующими слепыми сказителями, аккомпанировавшими себе на разновидности  японской домбры (бива). В этих произведениях отразилось мировоззрение самурайского сословия — “Путь воина” (бусидо), в основе которого лежало буддийское учение о предопределенности судьбы (карма), идея бренности, непрочности всего земного, фатализм.

В качестве норм поведения  прославлялись верность вассала  своему господину, мужество, скромность, самопожертвование, утверждался приоритет  долга над чувством, словом, идеализировался  феодальный рубака. Однако в реальной жизни самураи не обладали всеми  этими качествами, что подтверждается наличием большого числа прошений с  изложением обстоятельств проявления воинской доблести, написанных самими самураями для получения вознаграждения. Самовосхваление было типичным явлением в повседневной жизни самураев. Мораль самопожертвования первоначально также отсутствовала. Они стремились, прежде всего, к личной славе, добивались получения земельного владения и обеспечения своей семьи, а верность господину служила лишь средством для достижения этой цели.

   В “Пути воина”  имел место синтез трех идеологических  течений: японского синто с  его идеей патриотизма, доходящего  до верноподданничества; китайского чань (дзэн) буддизма с концепцией самоконтроля и самообладания, выработки психологического настроя путем самососредоточения (медитации) и вхождения в небытие перед лицом смертельной опасности; конфуцианства с проповедью верности долгу, послушания господину, морального совершенствования, презрения к производительному труду, убежденности в извечности эксплуатации крестьян как Всеобщего Закона, “Пути Вселенной” (дао).

В дальнейшем, когда идеология  самурайства пустила глубокие корни, “истинный самурай”, отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание живота) после гибели сюзерена стало традицией. Примечательно, что утвердившийся в европейской литературе термин “харакири” имеет для японцев ироническую окраску в отношении самурая, неудачно “распоровшего живот”. Истинный социальный смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с термином “сэппуку” — иероглифы те же, что и в

                                                                5

 

“харакири”, но “облагороженные” прочтением по-китайски.Самураи оспаривали друг у друга первенство в бою. С этой целью они стремились перед боем первыми во всеуслышание назвать себя, чтобы прославиться, затем, вызвав на поединок “достойного” противника, отсечь ему голову и предъявить ее в качестве почетного трофея (головы “недостойных” врагов с презрением выбрасывались).

 

Воспитание самурая.

Звание самурая в средневековой  Японии было наследственным. Сын, как  правило, шёл по стопам отца, становясь  воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства, и оставался в том феодальном клане, членом которого был его родитель.

Тщательное домашнее воспитание детей подразумевало чтение им нравоучительных  историй из книг конфуцианского характера. Такого рода назидательные рассказы служили руководством к практическому  действию, являлись своеобразными сводами  моральных правил. Так, в одном  из подобных рассказов говорилось о  том, как мальчик лёг в стужу  на лёд замёрзшей реки, чтобы растопить  его теплом своего тела и достать  рыбы для своей мачехи; в другом - как мальчик спал ночью, ничем  не прикрывшись, чтобы отвлечь москитов от родителей на себя.

Однако конечной целью  воспитания в ребёнке чувства  сыновнего долга (оякоко) были не только уважение и любовь к родителям и старшим, проявляемые в деле. Высшим пунктом морального обучения самурайской молодёжи в духе учения Конфуция являлась выработка верности государю, который также рассматривался как отец воина. Сыновний долг, таким образом, служил как бы основой верноподданичества и приравнивался к верности вассала сюзерену. В качестве примера можно привести высказывание об обязанностях вассала одного из правителей токугавской Японии князя МитоМицукуни (1628-1700 гг.). Он говорил: "Если виновным (в государственной измене) является ваш отец, я не склоню вас к измене ему; поступить так - значило бы погрешить против справедливости (гири). Сыновняя любовь и верность суть одинаковые добродетели, поэтому вы

6

лично должны знать, как поступить  в подобном случае, я представляю  решение подобного вопроса вашей совести" [2, c.109].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

                                              Заключение.

Привилегированное положение  самураев было закреплено юридически специальными законодательными актами, воины отделялись от низших слоев  общества определенными традициями. Идеология, всевозможные догмы и предрассудки, а в период Токугава и наиболее четко оформленное сословное размежевание, выраженное в социальной структуре и иерархии (подкрепленной положением конфуцианского учения о необходимости пребывания каждого члена общества на своем месте, на высших или низших его ступенях), замкнутости сословия воинов, а также профессиональный характер деятельности самураев в еще большей мере отдаляли буси от трудового населения Японии.

Бусидо - особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодежи, создания и укрепления определенных нравственный качеств и отношений.

Вся жизнь самураев - это  выполнение всех догматов кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

                                        Список литературы:

1.Кузнецов, Ю.Ф. История Японии / Ю.Ф. Кузнецов, Ю.Ф. Навлицкая, И.М. Сырицын. - М. : Наука, 1988. - 596 с.: ил.

2. Спеваковский, А.Б. Самураи - военное сословие Японии / А.Б. Спеваковский. - М.: Наука, Главная редакция Восточной литературы, 1981. -168с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Происхождение, источники формирования, структура и идеология самурайства.