Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:54, контрольная работа
Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести - бусидо . Кодекс - это своего рода "книга жизни" самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь. Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт. Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.
1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Формирование самурайского сословия……………………………………4
3.Идеология самурайства………………………………………………………4
4.Воспитание самурая…………………………………………………………..6
5.Заключение…………………………………………………………………….8
6.Список литературы…………………………………………………………….9
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Актюбинский Государственный Педагогический Институт
Факультет: исторический
Кафедра: истории Казахстана и исторических дисциплин
Самостоятельная работа студента № 1:
На тему: «Происхождение, источники формирования, структура и идеология самурайства.»
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2.Формирование самурайского сословия……………………………………4
3.Идеология самурайства…………………………………………………
4.Воспитание самурая…………………………
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………
2
Введение.
Самураи - одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии.
Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести - бусидо . Кодекс - это своего рода "книга жизни" самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь. Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт. Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.
Формирования самурайского сословия.
Существовало три источника формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации.
Второй путь — наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю.
В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов, превращались в крупных феодальных собственников.
Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан). Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее влиятельной самурайской семьи в округе. Самурайские подразделения выступали на стороне враждующих феодальных группировок, стремившихся заручиться поддержкой наибольшего числа самураев, от боеспособности и численности которых зависел успех или поражение в междоусобных войнах.
Среди самураев выделились две основные соперничавшие группировки: Тайра и Минамото.
Идеология самурайства.
Идеология самурайского сословия отразилась в военных эпопеях, крупнейшими из которых являлись “Повесть о доме Тайра” и “Повесть о великом мире”. В первой повествовалось о соперничестве Тайра и Минамото, во второй — о борьбе за власть между западными и восточными феодалами.
Военные эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, излагавшихся странствующими слепыми сказителями, аккомпанировавшими себе на разновидности японской домбры (бива). В этих произведениях отразилось мировоззрение самурайского сословия — “Путь воина” (бусидо), в основе которого лежало буддийское учение о предопределенности судьбы (карма), идея бренности, непрочности всего земного, фатализм.
В качестве норм поведения прославлялись верность вассала своему господину, мужество, скромность, самопожертвование, утверждался приоритет долга над чувством, словом, идеализировался феодальный рубака. Однако в реальной жизни самураи не обладали всеми этими качествами, что подтверждается наличием большого числа прошений с изложением обстоятельств проявления воинской доблести, написанных самими самураями для получения вознаграждения. Самовосхваление было типичным явлением в повседневной жизни самураев. Мораль самопожертвования первоначально также отсутствовала. Они стремились, прежде всего, к личной славе, добивались получения земельного владения и обеспечения своей семьи, а верность господину служила лишь средством для достижения этой цели.
В “Пути воина”
имел место синтез трех
В дальнейшем, когда идеология самурайства пустила глубокие корни, “истинный самурай”, отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание живота) после гибели сюзерена стало традицией. Примечательно, что утвердившийся в европейской литературе термин “харакири” имеет для японцев ироническую окраску в отношении самурая, неудачно “распоровшего живот”. Истинный социальный смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с термином “сэппуку” — иероглифы те же, что и в
“харакири”, но “облагороженные” прочтением по-китайски.Самураи оспаривали друг у друга первенство в бою. С этой целью они стремились перед боем первыми во всеуслышание назвать себя, чтобы прославиться, затем, вызвав на поединок “достойного” противника, отсечь ему голову и предъявить ее в качестве почетного трофея (головы “недостойных” врагов с презрением выбрасывались).
Воспитание самурая.
Звание самурая в
Тщательное домашнее воспитание детей подразумевало чтение им нравоучительных историй из книг конфуцианского характера. Такого рода назидательные рассказы служили руководством к практическому действию, являлись своеобразными сводами моральных правил. Так, в одном из подобных рассказов говорилось о том, как мальчик лёг в стужу на лёд замёрзшей реки, чтобы растопить его теплом своего тела и достать рыбы для своей мачехи; в другом - как мальчик спал ночью, ничем не прикрывшись, чтобы отвлечь москитов от родителей на себя.
Однако конечной целью воспитания в ребёнке чувства сыновнего долга (оякоко) были не только уважение и любовь к родителям и старшим, проявляемые в деле. Высшим пунктом морального обучения самурайской молодёжи в духе учения Конфуция являлась выработка верности государю, который также рассматривался как отец воина. Сыновний долг, таким образом, служил как бы основой верноподданичества и приравнивался к верности вассала сюзерену. В качестве примера можно привести высказывание об обязанностях вассала одного из правителей токугавской Японии князя МитоМицукуни (1628-1700 гг.). Он говорил: "Если виновным (в государственной измене) является ваш отец, я не склоню вас к измене ему; поступить так - значило бы погрешить против справедливости (гири). Сыновняя любовь и верность суть одинаковые добродетели, поэтому вы
6
лично должны знать, как поступить в подобном случае, я представляю решение подобного вопроса вашей совести" [2, c.109].
7
Привилегированное положение самураев было закреплено юридически специальными законодательными актами, воины отделялись от низших слоев общества определенными традициями. Идеология, всевозможные догмы и предрассудки, а в период Токугава и наиболее четко оформленное сословное размежевание, выраженное в социальной структуре и иерархии (подкрепленной положением конфуцианского учения о необходимости пребывания каждого члена общества на своем месте, на высших или низших его ступенях), замкнутости сословия воинов, а также профессиональный характер деятельности самураев в еще большей мере отдаляли буси от трудового населения Японии.
Бусидо - особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодежи, создания и укрепления определенных нравственный качеств и отношений.
Вся жизнь самураев - это выполнение всех догматов кодекса.
8
1.Кузнецов, Ю.Ф. История Японии / Ю.Ф. Кузнецов, Ю.Ф. Навлицкая, И.М. Сырицын. - М. : Наука, 1988. - 596 с.: ил.
2. Спеваковский, А.Б. Самураи - военное сословие Японии / А.Б. Спеваковский. - М.: Наука, Главная редакция Восточной литературы, 1981. -168с.: ил.
9
Информация о работе Происхождение, источники формирования, структура и идеология самурайства.