Происхождение названия Белая Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:25, реферат

Описание работы

Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени даже указано: «Россия Белая, или Московия». Происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет». Город и одноименное озеро, которое на картах изображали непомерно большим, были овеяны завлекательными легендами. Вот что сообщает о нем немецкий дипломат и путешественник Зигмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 гг.:

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра истории

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме «Происхождение названия «Белая Русь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

  У каждого, кто живет в Беларуси, есть желание узнать, когда и как она возникла, откуда появилось название Беларусь, что оно обозначало первоначально и когда это название приобрело современное значение.

 В справочниках, как правило, указывается, что происхождение термина окончательно не выяснено, и приводятся наиболее популярные версии.

  1. В основе названия - белый цвет одежды и волос.
  2. Версия, связанная с религией: Белая Русь - христианская, Черная – языческая.
  3. Белой, свободной Русью сначала назывались земли восточной Беларуси, не зависящие в XIII в. ни от Литвы, ни от татар. Этой версии противоречит тот факт, что название «белая русь» получило наибольшее распространение на нашей территории  в то период, когда восточнославянские земли были уже независимыми от монголо-татар.
  4. Г. Ильинский выводил название от «городов бельских» в среднем течении Западного Буга (как Бельск, Белосток и т.д.).
  5. П. Крапивину название« Белая Русь» представляется переводом на славянский язык очень древнего названия, которое означает    «белая вода».
  6. А. Рогалев считал, будто название Белая Русь дал Полоцкому княжеству его основатель Рогволод в конце X в., Имея в виду «Русь мощную и великую, Русь мирную, чистую и праведную».
  7. Существует версия, будто наименование Белая Русь изначально принадлежало Московскому государству. Иван III называл себя «Царь Великой и Белой Руси".

     Первое  упоминание о Белой Руси в  письменных источниках приходится  на середину XIV в. Поначалу это  обозначение относилось к восточной  Руси или к землям, принадлежавшим  Московскому княжеству. На одной  из европейских карт того времени даже указано: «Россия Белая, или Московия». Происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет». Город и одноименное озеро, которое на картах изображали непомерно большим, были овеяны завлекательными легендами. Вот что сообщает о нем немецкий дипломат и путешественник Зигмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 гг.:

«Город расположен не на самом озере, как утверждали иные, но до такой степени окружен со всех сторон болотами, что представляется неприступным. По этой причине московские государи обычно хранят там свои сокровища».

      Словосочетания  Белая Русь Герберштейн не  использует, но замечает, что «некоторые  именуют государя московского  Белым царем», хотя происхождения  названия он не знает, лишь строя догадки по этому поводу.

     Западнорусские  земли, образующие территорию  нынешней Белоруссии, в XIV-XVI вв. входили  в состав Великого княжества  Литовского. В литовских правовых  актах жители этих областей  неизменно именовались просто русскими, а их язык – русским. На титульном листе Библии, переведенной просветителем Франциском Скориной на язык, который теперь называют старобелорусским, также значится «Бивлия руска». Но в 1569 г. была принята Люблинская уния, объединившая Польшу и Литовское княжество в одно государство – Речь Посполитую. И тогда поляки стали активно использовать термин Белая Русь применительно к русским землям княжества, оказавшимся теперь под их контролем.

      На тот  момент Польше уже принадлежала  одна Русь – Галицкая, или Червонная. По всей видимости, это цветовое обозначение имеет под собой также географическую, а не этнографическую основу. В «Повести временных лет» под 981 г. фигурирует польский город Червен. От этого топонима получила свое название целая группа соседних населенных пунктов, известных как Червенские города, которые находились на границе Киевской Руси и Польши и часто становились предметом спора между ними.

        Таким  образом, поворотным периодом  в новой локализации термина  Белая Русь явилась вторая половина XVI в., отмеченная многолетней Ливонской войной (1558-83), в которой Россия снова воевала с поляками и потерпела поражение. Перенос названия хорошо просматривается при сравнении двух изданий одной и той же книги «Хроника Европейской Сарматии», написанной Александром Гваньини, итальянцем, служившим в польских войсках. В первом издании «Хроники» (1578) говорится следующее: «Русь под Московским князем названа Белой Русью, а та, которая принадлежит Польше, - Черной». А вот в переводе этой книги на польский язык утверждается нечто иное:

«Русская земля, которая  издавна называется Роксоланией, лежит  от восхода солнца у Белоозера…И  Русь является троякой: первая – Белая, вторая – Черная, третья – Червонная. Белая находится около Киева, Мозыря, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка, Смоленска и земли Северской, которая издавна принадлежит Великому княжеству Литовскому. Черная находится в Московской земле, около Белоозера и оттуда к Азии. Червонная около гор, которые именуются Бескидами…»

        Троичность топонимов объясняется тем, что на протяжении нескольких веков на западную часть этих земель претендовали сразу три государства – Россия, Литва и Польша.      

К XVII в. обобщающей для православного населения  Беларуси, Украины, Московии и частично Литвы, Польши, Латгалии с являлась название "Русь", "русские", "русины". Хотя у них общественного сознания сохранялось представление об особой близости восточнославянских народов, которое закрепляло православная церковь, население Руси Литовской и Руси Московской считала именно себя "настоящей" Русью, а своих соседей называла "московитами", "москалями" или, соответственно, "литвой" . Белорусские "русины" уже в XV - XVI вв. отличали себя от "московитов" соседнего государства, называя их язык «Московской», а свою - "русским". Этноним "русские люди" имел более стабильную распространенность среди жителей восточной Беларуси и Смоленщины. В конце XVI - XVII в. он трансформировался в название "белоруске".

Украинцы, русские, поляки и другие европейские народы называли белорусов "литвинами". В XIV - XV вв. "Литвинами" называли себя преимущественно жители западных земель Беларуси и востока Литвы. В XVI и  особенно в XVII - XVIII ст. это название распространяется почти на весь белорусский этнос. Местные магнаты и шляхта долгое время подчеркивали, что они именно "литвины".

Первое упоминание о Беларуси в отношении собственно белорусских земель содержится в Ипатьевской летописи и датировано 1305 годом. Это наименование сначала закрепилось за восточнобелорусскими землями (Витебщиной, Смоленщиной, Могилевщиной) и только во второй половине XIX в. распространилась на всю нашу Родину.

 Объяснений происхождения и смысла названия "Белая Русь" множество, но все они являются лишь предположениями. Происхождение названия связывают то с климатически-географическими или этнографическими особенностями этих земель, то с внешнеполитическими или конфессиональными факторами, то с их своеобразным статусом в составе Княжества.

 Этнонимы в зависимости от обстоятельств могли применяться по отдельности или совместно ("литвин русского рода", "литвин Белорусец"), но все они являлись элементами этнического самосознания белорусского народа.

 Сведения о названии "Белая Русь" встречаются в письменных источниках западного происхождения. Так, не позднее 1263 католический миссионер (из Дублина) "произносил слово божье на Белой Руси".

 В 1412 прусский рыцарь писал, что Польша, Витовт объединяются с Псковом и Белой Русью (Weissen Rewssen).

 В 1578 в  "Хронике Европейской Сарматию" А. Гванини, который служил  в Витебске, разделял Русь на  Белую и Черную. А позже писал: "Белая - около Киева, Мозыря, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка,  Смоленска и земли Северской,  которая зависит от ВКЛ".

Привилегия  С. Батория от 1581, выданный рижским  купцам, позволял им беспрепятственно торговать в рамках «Лифляндии», «Жмуди, Литвы и Белой Руси".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Адкуль пайшлi беларусы”

Калiсь яшчэ свет толькi зачынаўся, дык нiчога нiдзе не было. Усюды стояла мёртвая вада, а пасярод вады тырчэў нiбы камень, нiбы што. Адзiн раз Пярун як разыграўся i давай пыляць стрэламi ў гэты камень. Ад яго стрэлаў выскачыла тры яскаркi: белая, жоўтая i чыраонвя. Упалi тыя яскаркi на ваду; з гэтага ўся вада скаламуцiлася, i свет памуцiўся, як хмары. Але па некаторым часе, як усё высветлiлася, дык i адзначылася – дзе вада, дзе зямля. А яшчэ па некаторым часе завялося i ўсякае жыццё i ў вадзе, i на зямлi. I лясы, i травы, i звяры, i рыба, а пасля i чалавек завёўся: цi ён прыйшоў адкуль, цi вырас тутака.

Па некаторым часе гэты жыхар стаў заводзiць свае чалавечыя  парадкi. Цi доўга ён так жыў, цi мала, але меў ён ужо сваю сялiбу, меў  многа жонак, а яшчэ больш дзяцей. Было яму прозвiшча Бай. А як прыйшла  яго гадзiна смерцi, дык ён склiкаў сваiх сыноў i падзялiў усю сваю маёмасць. Толькi аднаго сына запамятаваў. Той у гэты час быў на палешнi (паляваннi), i з iм былi любiмыя бацькавы сабакi Стаўры i Гаўры. Прозвiшча гэтаму сыну было Белаполь.

Неўзабаве пасля смерцi бацькi вярнуўся Белаполь з палешнi. А браты яму кажуць:

 – Вось бацька падзялiў  нам усю сваю маёмасць, а табе  ён адказаў сваiх сабак, дык  яшчэ наказаў, каб ты iх пусцiў  па волi: аднаго – у правы  бок, а другога – у левы; колькi яны зямлi аббягуць у  дзень, дык гэтая ўся зямля твая будзе.

Вось пайшоў Белаполь i злавiў  дзвух птушак, прыляцеўшых адну з  паўднёвага мора, другую з заходняга. Пусцiў адну птушку на поўдзень, ды i кажыць адной сабаке:

 – Бяры!

Пусцiў другую на захад i кажа другой:

 – Хапай!

Як паляцелi тыя птушкi: адна ў адзiн бок, другая ў другi… Як пабеглi сабакi за птушкамi, дык ажно зямля закурылася… Як пайшлi тыя сабакi, дык i да гэтага часу не вярнулiся, а па iх слядах дзве рэчкi працягнулiся, у адзiн бок прайшла Дзвiна, а ў другi бок – Дняпро.

Вось у гэтых абшарах  Белаполь i пачаў сялiцца ды заводзiць свае лады…

У гэтага Белаполя ад розных жонак яго развялiся розныя пляменнi пад прозвiчам БЕЛАРУСЫ. Яны i да гэтага часу там ходзяць, зямельку скародзяць ды жыта сеяць.


Информация о работе Происхождение названия Белая Русь