План.
1. Введение.
2. Основная часть
Происхождение
рода Романовых
Угнетение
Романовых при Борисе Годунове
Избрание
на царство Михаила Федоровича
Романова (подвиг Сусанина)
Правление
Михаила Федоровича
- женитьба царя
- внешняя политика
- внутренняя политика
3. Заключение.
4. Список литературы.
Введение
Наверно в нашей стране не
найдётся ни одного человека,
который не слышал бы о династии
Романовых, в течение веков
управлявшей Россией. Так же
всем известно и о печальном
завершении правления этой династии,
на основании событий, происходивших в стране
в те годы и не раз упоминавшихся в средствах
массовой информации. Но мало кто знает
о зарождении этой династии, о её родоначальнике.
В скором будущем намечается празднование
400-летия дома Романовых. Не мало эта дата
значит и для Костромы, ведь все помнят
о славном подвиге простого костромского
крестьянина Ивана Сусанина, спасшего
молодого царя от поляков. Поэтому меня
заинтересовала эта тема, и мне бы хотелось
об этом написать. Надеюсь, вас это тоже
заинтересует.
В трудах разных историков,
таких как С. М. Соловьёв, Н. М. Коняев, А
Рамбо, рассказывается о происхождении
династии Романовых, о том, как Михаил
Романов взошёл на престол, как завершилось
смутное время. Нельзя недооценить тот
вклад, который они привнесли в дело изучения
нашей истории. Так при каких же условиях
первый Романов занял престол, откуда
пошёл этот род? Эти и другие вопросы я
бы хотела рассмотреть в своей работе.
Михаил
Федорович Романов не только
родоначальник династии, он провёл в жизнь
множество преобразований, изменив ситуацию,
сложившуюся на Руси в конце 16 и начале
17 веков. При нем произошел расцвет промышленности,
появились мануфактуры, началось формирование
всероссийского рынка, наладились дипломатические
и торговые связи, поднялось сельское
хозяйство. Благодаря его разумной политике
намного улучшилась жизнь простого народа,
Москва действительно стала центром России.
Михаил Федорович ознаменовал собой начало
новой эпохи в русской истории – эпохи
Российской империи – эпохи Романовых.
Предки
Михаила Фёдоровича, первого царя
династии Романовых, происходили
от одного из древнейших московских
боярских родов. Как пишет О.
Морозова, Романовы – обособившаяся
ветвь старинного боярского рода
Кошкиных. При великом князе Дмитрии Ивановиче
Калите выехал в Москву из «Прусские земли»,
как гласит родословная, знатный человек,
которого в Москве прозвали Андреем Ивановичем
Кобылой. От пятого сына его, Фёдора
Кошки, Доверенного лица великого князя
Василия Ивановича, и пошёл «Кошкин род».
Другие же ветви рода Андрея Кобылы угасли,
не оставив мужских потомков, а некоторые
семьи этого рода (Колычевы, Епанчины)
обосновались в Новгороде. Кошкины
блистали при московском дворе в 14-15вв.
Это была единственная нетитулованная
боярская фамилия, которая не потонула
в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших
в Москву с 15в. Среди князей Шуйских, Воротынских,
Мстиславских Кошкины умели удержаться
в первом ряду боярства. Вначале 16в. видное
место при дворе Ивана 3 занимал боярин
Роман Юрьевич Захарьин, сын Захария Фёдоровича
Кошки. Он и стал родоначальником новой
ветви этой фамилии – Романовых.
Из энциклопедии
я узнала, что положение Захарьиных
особенно укрепилось в связи
с женитьбой Ивана 4 на Анастасии
Романовне, дочери Романа Юрьевича. Братья царицы,
в том числе знаменитый впоследствии Никита
Романович, были советниками молодого
царя. К концу 16в. из всех потомков Фёдора
Кошки остался лишь Никита Романович с
детьми. Вместе с сыном Фёдором он активно
участвовал в политической жизни при дворе
царя Фёдора Ивановича, племянника Никиты
Романовича и последнего из рода Ивана
Калиты на московском престоле.
После
смерти этого государя, когда
новая династия ещё не сложилась,
в России началось смутное
время. Земский Собор 1598 года избрал царём Бориса
Годунова. Фёдор Никитич Романов подписался
под избирательной грамотой Бориса Годунова,
но это не спасло его и других Романовых
от подозрительного отношения нового
царя. В 1601г., пользуясь ложным доносом,
Борис Годунов приказал арестовать всех
братьев Романовых, а Федор Никитич был
пострижен в монахи с именем Филарета
и сослан, с ратманом Дуровым, в Холмогорский
уезд, в Антониево-Сийский монастырь, основанный
во время царствования Иоанна Грозного
преподобным Антонием. Жена его, постриженная
под именем Марфы, сослана в Заонежские
погосты. Сына их Михаила, будущего царя,
которому шел шестой год, отправили на
Белоозеро с опальными тетками: княгинею
Марфою Никитичною Черкасскою, Анастасией
Никитичной, с женой Александра Никитича
- Ульяною Семеновой (рожденной Погожевой).
Среди этого родственного кружка, маленький
Михаил и его сестра Татьяна Федоровна
(8-ми лет) терпели на Белоозере “тяжкую
нужду” и росли при очень суровых условиях.
Достоверно известно, что пристава, наблюдавшие
за содержанием опальных, часто отказывали
им даже в молоке и яйцах для их стола,
а заботливые тетки не могли допроситься
и куска холста, необходимого для белья
детям.
Жизнь
Филарета в Сийском монастыре
была тяжела, тем более что
Дуров, считая его изменником, обходился с ним грубо.
Сменивший Дурова, пристав Богдан Воейков,
поступал еще хуже. Желая показать свое
усердие, он пытался даже очернить перед
царем Филарета. С христианским смирением
переносил свою участь инок Филарет, он
трудился как простой монах и вскоре, заслужил
любовь и уважение всего монастыря. Лишь
душевные страдания заставляли его вспоминать
о супруге и детях, о которых он, в первое
время своего заключения, не имел никаких
известий. “Жена моя бедная, наудачу уже
жива ли? - говорил несчастный. - Где она?
Чаю где-нибудь туда ее замчали, что и слух
не зайдет. То мне и лихо, что жена и дети,
как помянешь их, так словно кто рогатиною
в сердце кольнет”.
В 1602г.,
Борис Годунов решил смягчить
участь оставшихся в живых
Романовых. В это время было облегчено положение
и Филарета. Приставу Воейкову велено
было: “покой всякой к нему держать, чтоб
ему ни в чем нужды не было. Дозволено также,
буде захочет, стоять на крылосе, но чтобы
никто с ним ни о чем не разговаривал”.
В келье Филарета Никитича, согласно его
желанию, было дозволено жить вместо бельца,
старцу, “в котором бы воровства какого
не чаять”. Монастырь был открыт для богомольцев,
со строгим наблюдением, чтобы посетители
не имели сношений с Филаретом, который
в 1605г. был посвящен в иеромонахи, а потом
в архимандриты Ойской пустыни. Некоторое
время спустя, Борис Годунов дозволил
матери Михаила Федоровича инокине Марфе
вернуться к детям на Белоозеро, а немного
спустя и всем белоозерским ссыльным переселиться
в Юрьев-Польский уезд, в родную вотчину
Романовых, село Клин.
В 1605 году скончался
Борис Годунов, и Престол был
передан его сыну Феодору и
царице-вдове. В Москве вспыхнуло
восстание, Феодор и его мать
были задушены. Новый царь, Лжедмитрий
I, въехал в Москву в сопровождении
польской армии. В это время он возвратил
из ссылки Романовых и возвел Филарета
в сан ростовского епископа. Но правил
он недолго: в 1606 году Москва восстала,
Лжедмитрий был схвачен и убит. Царем стал
Василий Шуйский. Вражда с новым царём
и связи с Тушином доставили Романовым
покровительство и второго Лжедмитрия
и популярность в казачестве. После восстания
Ивана Болотникова и двухмесячной осады
Москвы на Россию из Польши двинул свои
войска Лжедмитрий II. В 1610 году войско
Шуйского было разбито, царь был низвергнут
и пострижен в монахи. Затем власть перешла
в руки Боярской Думы: наступил период
"семибоярщины". Москва избрала в
цари Владислава, сына польского короля
Сигизмунда, хотя патриарх Гермоген уже
тогда указывал на юного Михаила Федоровича
Романова. Как пишет А. Рамбо: «Россия находилась
в ужасном положении. Царь был в плену,
патриарх в заточении, шведы заняли Новгород
Великий, поляки засели в московском Кремле,
высшее сословие продалось иностранцам.
Страна, привыкшая к самодержавию, не имела
более правительства. Кто же спас Россию?
Народ, в самом обширном смысле слова,
считая благородное дворянство и патриотическое
духовенство». Начало собираться второе
ополчение. Простой мужик, Кузьма Минин,
торговец мясом, избранный в число земских
старост, под влиянием слов протопопа
сказал: «Православные Люди! коли хотите
помочь московскому государству, не пожалеем
достояния нашего, дворы свои продадим,
жен и детей заложим, станем челом бить,
искать, кто бы вступился за истинную православную
веру и стал бы у нас начальником». Стали
собирать приношения, давали «третью деньгу»,
то есть третью часть имущества, как «порешил
мир». Набрав достаточно денег, решили
искать воеводу. По указанию Минина избрали
князя Д. М. Пожарского, который жил в ста
верстах от Нижнего в своей вотчине, лечась
от полученных ран. Пожарский согласился,
и в октябре 1612г. народному ополчению удалось
полностью освободить Москву.
В это
время был созван новый Земский
Собор, который должен был
избрать нового царя. В Москву
съехались выборные от духовенства, дворян, боярских детей,
торговых, посадских и уездных людей, имевшие
полномочия насчет царского избрания.
Это был первый всесословный Земский Собор.
Вначале он распался на партии. Вокруг
кандидатуры будущего царя на Соборе разгорелась
острая борьба. Одни боярские группировки
предлагали призвать «королевича» из
Польши или Швеции, другие выдвигали претендентов
из старых русских княжеских родов – Голицыных,
Мстиславских. Трубецких, Романовых. Казаки
предлагали даже сына Лжедмитрия II и Марины
Мнишек. В труде историка Н. М. Коняева
описано, что бояре не хотели избирать
царя из своей среды. Во-первых, считали
они, раболепствовать перед иностранцем
для них было привычнее, а главное, менее
обидно, чем перед своим. Во-вторых, царь-иностранец
если бы и стал плохо относиться к московским
боярам, то равно плохо ко всем, и нее стал
бы заниматься перераспределением собственности
между ними. Эти резоны, составленные из
жадности или корысти, зависти и ревности,
самолюбия и глупости показывают, насколько
ничтожной стала среда московской
аристократии. «Желание боярства, надеявшегося
лучше пристроится при иноземце, чем при
русском царе из их же боярской среды,-
замечает С. Ф. Платонов,- встретилось с
противоположным ему и сильнейшим желанием
народа избрать царя из своих». И когда
же стали решать на соборе вопрос об избрании
царя, первым постановлением Собора было
не выбирать царя из иностранцев. Поэтому
они отклонили кандидатуру сына Марины
Мнишек Ивана. Но не мало было и российских
претендентов. Считается, что основная
борьба развернулась между князем Д. Т.
Трубецким и партией Романовых. Но это
не совсем так… Осознавая численное превосходство
казаков, укреплялась мысль о том, что
именно казакам и должно принадлежать
решение вопроса о том, кому вручить московский
престол. Именно поэтому с каждым днем
всё далее отодвигались фигуры Д. Т. Трубецкого,
Д. М. Пожарского, И. М. Воротынского. Ещё
один аргумент, приведённый в пользу 16-летнего
Михаила, двоюродного племянника последнего
царя из династии московских Рюриковичей
– Федора Ивановича, то, что это родство
связывало его с “законной” династией.
Многие выступали в его пользу и потому,
что он был ещё очень молод, а значит, им
было бы легко управлять. Об этом свидетельствует
и письмо Ф. И. Шереметева к В. В. Голицыну:
«Выберем Мишу Романова, он молод и нам
поваден будет». На выборах к столу подошёл
донской атаман и положил на него писание.
«Какое это писание ты подал атаман?» -
спросил его князь Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - ответил
атаман, который будто бы и решил дело.
Это было 7 февраля на предварительном
избрании, а окончательный выбор был отложен
до 21 числа, и в города были отправлены
люди, чтобы узнать, кого хотят видеть
государем. Народ оказался уже достаточно
подготовленным. Посланные вернулись
с известием, что у всех одна мысль: «быть
государем Михаилу Федоровичу Романову,
а опричь его никак никого на государство
не хотеть». В неделю православия, первое
воскресенье Великого поста, 21 февраля
1613 года, были назначены окончательные
выборы. Каждый чин подал письменное мнение,
и во всех их значилось одно имя - Михаила
Федоровича. Тогда несколько духовных
лиц с боярином во главе посланы были на
Красную площадь, и не успели они с возвышенного
места спросить народ, кого хотят в цари,
как все закричали: «Михаила Федоровича»!
Так явился родоначальник новой династии,
положивший конец Смуте.
Но чуть
было новое злодейство не разрушило
мечты русского народа. Михаил
Федорович со своей матерью,
после московской осады, уехал
в свою Костромскую вотчину, в село Домнино, где едва не подвергся
нападению шайки поляков, которая в 1613
году пробралась в Галицкий и Костромской
уезды. Факт пребывания поляков в Железно-Боровском
монастыре, всего в 15-20 верстах от Домнина
установлен историей. Отсюда они искали
дороги в Домнино, чтобы убить новоизбранного
царя и тем самым вызвать смуту, выгодную
для них. Они не дошли до Домнина каких-нибудь
2-х верст, встретившийся им домнинский
крестьянин Иван Сусанин, бывший доверенным
лицом Романовых, чувствуя опасность,
повел их в противоположную сторону –
к селу Исупову. А в Домнино послал своего
зятя, Богдана Сабинина, к царю Михаилу
Федоровичу с известием о грозящей опасности
и советом укрыться в Ипатьевском монастыре,
близ самой Костромы, построенном в XIV
столетии татарским мурзой Четом, предком
Годунова. Этот монастырь поддерживался
вкладами Бориса, а при Лжедмитрии был
подарен Романовым, как полагают, за все
то, что они потерпели от Бориса. Нарочно
бродя по Исуповскому болоту и соседним
лесам целую ночь и утро следующего дня,
несмотря на пытки, Сусанин не открыл злодеям
местопребывание Михаила Федоровича и
был ими изрублен в селе Исупов. Интересен
вопрос – почему же поляки остановили
свой выбор на Иване Сусанине? Н. М. Коняев
пишет: «Думается, что ответ прост. Имя
Ивана Сусанина мог указать полякам сам
Филарет. Именно Филарет мог указать полякам
на управляющего его Домнинским поместьем,
поскольку только Сусанин (он же занимался
снабжением их!) наверняка знал, где находится
инокиня Марфа и её сын Михаил. Почему
Филарет сделал это? Ответ на этот вопрос
мы находим в разговоре Филарета с прибывшим
из Москвы посольством». В нем говорится,
что Филарет не хотел видеть своего сына
царём, а хотел выбрать для него боярство.
Ранее же, в 1610г., он покинул Русь, чтобы
призвать на русский престол Владислава,
и попал в плен.
Итак, Михаил Федорович
после московской осады жил
в Костромской вотчине, и в
Москве не знали, где он находится.
Поэтому, посольство, состоявшее
из Феодорита, архиепископа Рязанского
и Муромского, Авраамия Палицына,
Шереметьева и др., отправилось сперва
в Ярославль, а оттуда в Кострому, куда
приехав, 14-го марта, сопровождаемое крестным
ходом, при огромном стечении народа, пошло
в Ипатьевский монастырь уведомить об
избрании и бить челом Михаилу Федоровичу
и его матери инокине Mapфе. Но послы встретили
сильное нежелание согласиться на избрание
со стороны, как сына, так и его матери.
Инокиня Марфа не хотела видеть своего
сына на престоле, а юный избранник отвечал
послам: “с великим гневом и плачем”,
что он государем быть не желает. Марфа
говорила послам, «что сын её не в совершенных
летах, да и Московского государства всяких
чинов люди измалодушествовались: дав
свои души прежним государям, не прямо
служили». Затем, опасаясь за сына, она
указывала, что в такое время, «когда совершился
ряд измен вокруг престола и прирожденному
государю трудно быть в Московском государстве».
Послы уверяли, что Михаилу Федоровичу
нечего опасаться чего-нибудь подобного.
Им долго пришлось уговаривать и мать,
и сына, наконец, усилия их увенчались
успехом - Михаил дал свое согласие, а мать
благословила его иконою.