Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:28, контрольная работа
Этимологию слова "мумия" открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому. Впервые слово "мумия" появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000-го г. Происходит слово "мумия" от арабского "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии.
Происхождение слова "мумия"
Этимологию слова "мумия" открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому. Впервые слово "мумия" появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000-го г. Происходит слово "мумия" от арабского "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии. Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор» вниз по течению и выбрасывается на берег. На берегу оно засыхает, затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит далее, что ещё вещество mumia можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
В действительности,
в средневековье арабские и еврейские
торговцы добывали из египетских гробниц
древние мумии, разрывали их на небольшие
кусочки и продавали как
Постепенно название лекарства перекочевало в европейских языках и на тела, из которых его "добывали", т.е. непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также до сих пор в русском языке существует мумиё — название лекарственной смолы.
Сами же древние египтяне назвали своих мумий "саху" (транслит.: sAhw).
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела - это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н.э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, т.е. примерно в 4500 - 4100 гг. до н.э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.
Процесс мумификации
По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.
Правом на бальзамирование владели жрецы, потому что египтяне верили, что первую мумификацию произвел бог Анубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого Сетом. В этом по легенде ему помогала жена Осириса - богиня Исида.
Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.
Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:
«С помощью
трубки для промывания впрыскивают
в брюшную полость покойника
кедровое масло, не разрезая, однако, паха
и не извлекая внутренностей. Впрыскивают
же масло через задний проход и
затем, заткнув его, чтобы масло
не вытекало, кладут тело в натровый
щёлок на определённое число дней.
В последний день выпускают из
кишечника ранее влитое туда масло.
Масло действует настолько
Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).
В разных источника даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним "мастером" (так его называет Геродот), а целым коллективом.
Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.
Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф - кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
Вот современное описание бальзамирования, сделанное на основе научных изучений мумий. Сначала удалялись внутренние органы, так как на них больше всего сказывался эффект гниения, тем более, что считалось, что пищевые органы загрязняют плоть и через нее душу человека.
Бальзамировали обычно впятером, олицетворяя разных богов. Главный был олицетворением Анубиса и одевал маску. Тело тщательно вычищали от органов и их остатков, после чего промывали вином. Потом тело обрабатывали солью - натроном. Единственной проблемой было выпадение от соли ногтей покойника, из-за чего их стали присоединять проволокой или надевать на них наперстки. Позже покойника омывали в воде и высушивали на солнце. Голову обычно набивали бинтами или наполняли нагретой смолой.
Вынутые органы не выбрасывались - их помещали в канопы, 4специальных сосуда.
Последствием бальзамирования было обязательное изменение цвета кожи, сильная потеря в весе, кожа вваливалась (особенно на щеках), зубы выпирали наружу. Щеки набивали опилками для восстановления полноты, в провалившихся местах вставляли льняные вкладыши или бинты. Позже уже использовали смолу, которая исправляла контуры тела, заполняя все полости. Потом мумию пеленали. Последним штрихом была деревянная табличка или расписная маска, которые передавали черты лица усопшего.
Египтяне, наряду с людьми, мумифицировали также и животных – практически все виды, от быков и ястребов до мангустов и змей. Некоторые из мумий были найдены в больших количествах, тогда как другие остаются редкостью. Многих животных разводили в храмах, чтобы позднее принести их в жертву богам. Вскрытие тел кошек показало, что у большинства из них была сломана шея, Мумия кошки когда им было около 2 лет.
Кошки
были самыми почитаемыми
Пирамиды древнего Египта
Период Древнего Египта охватывает более трех тысячелетий. Пирамиды древнего Египта, построенные в это время, поражают воображение людей и в наши дни. Начиная с эпохи третьей династии и на протяжении столетий пирамиды Египта были и остаются непревзойденным шедевром архитектуры.
Самые первые пирамиды в древнем Египте построены в виде ступенек. Известна единственная дошедшая до нашего времени ступенчатая пирамида Египта - пирамида Джосера. Состоит она из шести ступенек, а ее высота составляет около 62 метров. Спуск от входа ведет в погребальную камеру. Подземные галереи окружают пирамиду со всех сторон, кроме южной.
Юолее привычные для современного человека пирамиды возникли при усовершенствовании ступенчатой пирамиды. Строительство первых настоящих пирамид Египта было начато в эпоху четвертой династии. Структура настоящей пирамиды такая же, как и у ступенчатой. Укладывались плиты необходимой величины, а в завершении использовались известняковые блоки. Первой настоящей пирамидой была пирамида Снофру, которую также называют «Красная пирамида» и «Северная пирамида». Ее высота составляет 105 метров, а длина основания равна приблизительно 220 метров.
Самая большая пирамида древнего Египта – пирамида Хеопса, которая была возведена приблизительно в 2550 году до нашей эры. Высота древней пирамиды равна в данный момент 138 метров, а состоит она из 203 ступенек. Сооружение покрывает площадь в 52,6 тысяч квадратных метров, а его объем равен около 2,7 миллионов кубических метров. Пирамида построена из очень прочного материала, а блоки уложены очень ровно и точно. На верхушке пирамиды нет завершающего камня, какой присутствует на множестве других пирамид. И ученые утверждают, что его никогда и не было. Это означает, что строительство пирамиды не было закончено.
В Гизе расположены еще две большие пирамиды более поздних фараонов - Хефрена и Менкаура. В отличие от пирамиды Хеопса, в этих есть большие храмы и погребальни, соединенные переходом. Пирамида Хефрена является второй по величине пирамидой Египта. Рядом располагается маленькая пирамида, которая, скорей всего, построена для жены Хефрена. Возле пирамиды Хефрена расположен знаменитый Сфинкс, который является самой древней из сохранившихся монументальных скульптур. Она высечена из монолитной скалы и представляет собой льва, лицу которого, по мнению ученых, придано сходство с Хефреном.
Пирамида Менкаура в 10 раз меньше пирамиды Хефрена, и в отличие от многих других пирамид Египта, стены которых были покрыты известняком, в этой пирамиде используется гранит- материал, с которым работать намного сложнее. Высота пирамиды ранее составляла 66 метров, сейчас- 55,5. В ее строительстве использовался как гранит, так и известняковые плиты. Эта пирамида отличается от более ранних тем, что у нее довольна сложная структура погребальных помещений. У входа начинается коридор, который ведет в вестибюль, а за вестибюлем располагался тоннель, который приводит в большой зал, похожий на погребальную камеру. Однако на западе от этого зала есть еще один тоннель, который и приводит к настоящей погребальной камере, в которой был найден саркофаг.
Начиная с эпохи пятой династии, пирамиды становятся намного меньше. Одной из известных пирамид этого времени является пирамида Унаса, которая ценна благодаря тому, что в ней найдены первые погребальные тексты, вырезанные на стене.
Пирамиды Египта являются единственным из семи чудес света, которое сохранилось до наших дней. Они захватывают своими масштабами, вызывают восхищение и множество догадок о том, как люди без применения техники могли построить сооружения настолько монументальные.