Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:09, контрольная работа
Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.
Но эти факты никак
не могли повлиять на процесс
создания Древнерусского
6. Религия восточных славян
В основе миросозерцания
Зарождение языческих культов произошло
в глубокой древности – в эпоху верхнего
палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования
языческие культы трансформировались,
отражая эволюцию общественной жизни
человека. При этом, что примечательно,
самые древние пласты верований не вытеснялись
новыми, а наслаивались друг на друга,
поэтому восстановление информации о
славянском язычестве чрезвычайно сложно.
Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего
дня практически не сохранилось письменных
источников.
Самые почитаемые из языческих богов
были Род, Перун и Волос (Белес); при этом
каждая из общностей имела и своих, местных
богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род
– плодородия, Стрибог – ветра, Велес
– скотоводства и богатства, Дажьбог и
Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней
ткачества.
В глубокой древности у славян был широко
распространен культ Рода и рожаниц, тесно
связанный с поклонением предкам. Род
– божественный образ родовой общины
вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное
обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело
своего бога-покровителя и свои пантеоны
богов, у разных племен схожих по типу,
но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает
культ великого Сварога – бога неба –
и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре)
и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает
играть Перун – бог грозы и дождя, «творец
молний», который особенно почитался как
бог войны и оружия в княжеско-дружинной
среде. Перун не
являлся главой пантеона богов, лишь позже,
в период формирования государственности
и усиления значения князя и его дружины,
культ Перуна стал укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской
мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya,
хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas
и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь
его имени с названием горы, скалы) и вступающий
в единоборство с противником, представляющим
«низ», - он обычно находится «под» деревом,
горой и т.д. Чаще всего противник громовержца
предстает в виде змееподобного существа,
соотносимого с нижним миром, хаотическим
и враждебным человеку .
В языческий пантеон
входили также Волос (Велес)
– покровитель скотоводства и
хранитель подземного мира
Первоначально сохранялись и тотемические
представления, связанные с верой в мистическую
связь рода с каким-либо животным, растением
или даже предметом.
Кроме того, мир восточных славян был
«населен» многочисленными берегинями,
русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались
на языческих святилищах (капищах), где
делались жертвоприношения, в том числе
человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны
с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль
играли языческие жрецы – волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а
затем князь. Во время культовых ритуалов,
проходивших в специальных местах – капищах,
богам приносились жертвы.
Языческие верования
определяли духовную жизнь
У славян так и не появилась мифология,
объясняющая происхождение мира и человека,
рассказывающая о победе героев над силами
природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала
уровню общественного развития славян.
7. Формирование государства у славян
К IX в. у восточных
славян началось формирование
государства. Это можно
Так, временем, с которого восточные славяне
входят во всемирную историю, можно считать
середину IX века – время, когда появился
путь «Из варяг в греки».
Нестор в своей Повести временных лет
приводит описание этого маршрута.
«Когда же поляне жили отдельно по горам
этим (имеются в виду днепровские кручи
у Киева), тут был путь из Варяг в Греки
и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра
– волок до Ловати, а по Ловати можно войти
в Ильмень, озеро великое; из того же озера
вытекает Волхов и впадает в озеро великое
Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское... И по тому морю можно плыть
до Рима, а от Рима можно приплыть по тому
морю к Царьграду, а от Царьграда можно
приплыть в Понт море, в которое впадает
река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского
леса и течет на юг, а Двина из того же леса
течет и направляется на север и впадает
в море Варяжское. Из того же леса течет
Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Так из Руси
можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы,
и далее на восток пройти в удел Сима, а
по Двине в землю Варягов, а от Варяг до
Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр
впадает устьем в понтийское море; это
море слывет Русским.».
Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г.
в Новгороде власть перешла к вождю одного
из варяжских отрядов – Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев,
обманом убил киевских князей Аскольда
и Дира (последних из рода Кия).
Эта дата (882 г.) традиционно
считается датой образования
Древнерусского государства.
Существует точка зрения, что поход Олега
на Киев был первым актом в драматической
вековой борьбе между прохристианскими
и проязыческими силами на Руси (после
крещения Аскольда и его сподвижников
родоплеменная знать, жрецы обращаются
за помощью к князьям – язычникам Новгорода).
Сторонники этой точки зрения обращают
внимание на то, что поход Олега на Киев
в 882 г. менее всего был похож на завоевание
(в источниках нет ни слова о вооруженных
столкновениях по пути, все города по Днепру
отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло
благодаря самобытному политическому
творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами,
занимаясь сельским хозяйством, охотой
и рыболовством. Находясь между Европой
и Азией, они подвергались постоянным
военным нашествиям и грабежам со стороны
степных кочевников и северных пиратов,
поэтому сама история вынудила их выбирать
или нанимать князей с дружинами для самообороны
и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной
общины, имеющей профессиональные вооруженные
и управленческие органы, действующие
на постоянной основе, возникло Древнерусское
государство, в основании которого участвовали
два политических начала социального
общежития: 1) единоличное или монархическое
в лице князя и 2) демократическое – представленное
вечевым собранием народа.
Подытоживая сказанное,
отметим, прежде всего, что
период расселения славянских
народов, возникновения у них
классового общества и
При этом более древний период происхождения
древних славян и их первоначального развития
почти совсем лишен достоверных письменных
источников.
Поэтому происхождение древних славян
может быть освещено только лишь на основании
археологических материалов, которые
в данном случае приобретают первостепенное
значение.
Миграция древнейших славян, контакты
с местным населением и переход к оседлости
на новых землях привели к появлению восточно-славянского
этноса, состоявшего из более чем десятка
племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности
восточных славян стало, в основном, по
причине оседлости, земледелие. Заметно
возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой
демократии к военной, а от родовой общины
– к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян.
На смену синкретическому Роду – главному
богу славян-охотников, с развитием земледелия
приходит обожествление отдельных сил
природы. При этом все более ощущается
несоответствие существовавших культов
потребностям развития восточнославянского
мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили
основы общинного строя: общинную собственность
на землю и скот, вооружение всех свободных
людей, регулирование социальных отношений
с помощью традиций и обычного права, вечевую
демократию.
Торговля и война у восточных славян,
попеременно сменяя друг друга, все больше
изменяли уклад жизни славянских племен,
вплотную подводя их к формированию новой
системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения,
вызванные как собственным внутренним
развитием, так и влиянием внешних сил,
что в своей совокупности и создавало
условия для образования государства.
Происхождение и расселение
славян. В современной науке существует
несколько точек зрения на происхождение
восточных славян. Согласно первой славяне
— коренное население Восточной Европы.
Они происходят от живших здесь в раннем
железном веке создателей зарубинецкой
и Черняховской археологических культур.
Согласно второй точке зрения (ныне более
распространенной) славяне переселились
на Восточно-Европейскую равнину из Центральной
Европы, а конкретнее — из верховьев Вислы,
Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории,
являвшейся древнейшей прародиной славян,
они расселились по Европе. Восточные
славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда
— на Днепр.
Первые письменные свидетельства о славянах
относятся к I—II вв. н.э. О них сообщали
римские, арабские, византийские источники.
Античные авторы (римский писатель и государственный
деятель Плиний Старший, историк Тацит,
географ Птолемей) упоминают славян под
именем венедов.
Первые сведения о политической истории
славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского
побережья германские племена готов пробились
в Северное Причерноморье. Готский вождь
Германарих был разбит славянами. Его
преемник Винитар обманом заманил к себе
70 славянских старейшин во главе с Бусом
и распял их (спустя 8 столетий неизвестный
автор «Слова о полку Игореве» упомянул
«время Бусово»).
Особое место в жизни славян занимали
отношения с кочевыми народами степи.
В конце IV в. готский племенной союз был
разбит тюркоязычными племенами гуннов,
пришедшими из Центральной Азии. В своем
продвижении на запад гунны увлекли и
часть славян.
В источниках VI в. славяне впервые выступают
под собственным именем. По данным готского
историка Иордана и византийского писателя-историка
Прокопия Кесарийского, венеды в это время
делились на две основные группы: антов
(восточные) и славинов (западные). Именно
в VI в. славяне заявили о себе как о сильном
и воинственном народе. Они воевали с Византией
и сыграли основную роль в сломе дунайской
границы Византийской империи, заселив
в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров.
В ходе расселения славяне смешивались
с местным населением (балтийскими, финно-угорскими,
позднее сарматскими и другими племенами),
в результате ассимиляции у них складывались
языковые и культурные особенности.
Восточные славяне — предки
русских, украинцев, белорусов — занимали
территорию от Карпатских гор на западе
до Средней Оки и верховьев Дона на востоке,
от Невы и Ладожского озера на севере до
Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв.
славяне объединялись в общности, имеющие
не только родовой, но и территориально-политический
характер. Племенные союзы — это этап
на пути формирования государственности
восточных славян. В летописном рассказе
названо полтора десятка объединений
восточных славян (поляне, северяне, древляне,
дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.). Эти
союзы включали в себя 120-150 отдельных племен,
имена которых уже утрачены. Каждое племя,
в свою очередь, состояло из множества
родов. Объединяться в союзы славян заставляла
необходимость защиты от набегов кочевых
племен и налаживания торговых связей.
Хозяйственные занятия восточных
славян. Главным занятием славян было
земледелие. Однако оно было не пашенным,
а подсечно-огневым и переложным.
Подсечно-огневое земледелие было распространено
в лесной полосе. Деревья подрубали, они
засыхали на корню, и их сжигали. После
этого пни выкорчевывали, землю удобряли
золой, рыхлили (без пахоты) и использовали
до истощения. Под паром участок был 25-30
лет.
Переложное земледелие практиковали в
лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной
золой удобряли землю, затем рыхлили и
также использовали до истощения. Поскольку
сжигание травяного покрова давало меньше
золы, чем сжигание леса, участки приходилось
менять через 6-8 лет.
Славяне занимались также животноводством,
бортничеством (собиранием меда диких
пчел), рыболовством, которые имели подсобное
значение. Важную роль играла охота на
белку, куницу, соболя, целью ее была добыча
пушнины. Меха, мед, воск обменивали на
ткани, драгоценности главным образом
в Византии. Основной торговой дорогой
Древней Руси стал путь «из варяг в греки»:
Нева — Ладожское озеро — Волхов — Ильмень
озеро — Ловать — Днепр — Черное море.
Государство восточных славян в 6-8 веке
Общественный строй восточных
славян. В VII-IX вв. у восточных славян
шел процесс разложения родоплеменного
строя: переход от родовой общины к соседской.
Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных
на одну семью. Частная собственность
уже существовала, но земля, лесные угодья
и скот оставались в общем владении.
В это время выделилась родоплеменная
знать — вожди и старейшины. Они окружали
себя дружинами, т.е. вооруженной силой,
не зависящей от воли народного собрания
(веча) и способной принудить рядовых общинников
к повиновению. Каждое племя имело своего
князя. Слово «князь» происходит от общеславянского
«кнез», означающего «вождь». Одним из
таких племенных князей был Кий (V в.), княживший
в племени полян. Русская летопись «Повесть
временных лет» называла его основателем
Киева. Таким образом, в славянском обществе
уже появлялись первые признаки государственности.
Художник Васнецов. "Княжий двор".
Религия, быт и обычаи восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
Неизвестный художник. "Славяне
гадают перед битвой".
Славяне жили небольшими селениями
по берегам рек. В некоторых местах
для защиты от неприятеля селения
огораживали стеной, вокруг которой
выкапывали ров. Такое место называли
городом.
Восточные славяне в древности VI-VIII век
Славяне были гостеприимны и добродушны.
Каждый странник считался дорогим гостем.
По славянским порядкам можно было
иметь несколько жен, но больше одной
имели только богатые, т.к. за каждую
жену надо было платить выкуп родителям
невесты. Нередко, когда умирал муж,
жена, доказывая свою верность, убивала
и себя. Повсеместно был распространен
обычай сожжения покойников и возведения
над погребальными кострами больших
земляных насыпей — курганов. Чем
знатнее покойник, тем выше насыпали холм.
После погребения справляли «тризну»,
т.е. устраивали пиршества, боевые игры
и конские ристалища в честь умершего.
Рождение, свадьба, смерть — все эти события
в жизни человека сопровождались заклинательны-ми
обрядами. У славян существовал годовой
цикл земледельческих праздников в честь
солнца и различных времен года. Целью
всех обрядов было обеспечение урожая
и здоровья людям, а также скоту. В селениях
стояли идолы, изображавшие божества,
которым «всем миром» (то есть всей общиной)
приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались
священными. У каждого племени существовало
общее святилище, куда сходились члены
племени на особо торжественные праздники
и для решения важных дел.