Промышленная революция XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

1. Создание паровой машины
2. Использование паровой машины на транспорте.
3. Достижение в металлургии
4. Социальные последствия промышленной революции.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический  университет»

Кафедра «Философии»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История науки и  техники»

Тема 8 . Промышленная революция  XVIII в.

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр.______

Фамилия Имя Отчество

 

Номер студенческого билета(шифр):______

 

Адрес:_________________________________

______________________________________

 

 

Витебск

2012

Тема 8 . Промышленная революция  XVIII в.

1. Создание паровой машины

2. Использование паровой машины на транспорте.

3. Достижение в металлургии

4. Социальные последствия промышленной революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значительную роль в генезисе и протекании промышленной революции  сыграла техника – различного рода машины. Высокая степень развития мануфактур с их далеко зашедшим процессом  разделения труда подготовила условия  для технического переворота – замены ручного труда машинным. Первые машины – механический ткацкий станок, а за ним механическая прялка «Дженни» - появились в XVIII в. в хлопчатобумажной промышленности, в достаточной мере обеспеченной сырьем и подгоняемой конкурентной борьбой. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед. Никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Промышленная революция  была сложным процессом, происходившим  одновременно в различных отраслях  промышленности. В горной промышленности  одной из основных производственных  проблем была откачка воды  из шахт. В 1698 году англичанин  Севери создал машину, использовавшую  для этой цели силу пара. В  1712 Томас Ньюкомен усовершенствовал  эту машину, снабдив ее цилиндром  и поршнем. В машине Ньюкомена,  однако они имели неравномерный  ход, часто ломались и использовались  только на шахтах. В разных  странах делались попытки усовершенствовать  эти машины, в частности, России  механик И.И. Ползунов построил  двухцилиндровую машину аналогичного  устройства. В 1763 году к работе  по усовершенствованию машины  Ньюкомена приступил Джеймс Уатт. В то время Уатт был лаборантом  университета в Глазго и ему  поручили отремонтировать сломавшуюся  модель машины Ньюкомена. Разобравшись  в недостатках модели, Уатт создал  машину, принципиально отличавшуюся  от нее, во-первых, поршень в  машине Уатта двигало не атмосферное  давление, а пар, впускавшийся  из парового котла, во-вторых, после завершения хода поршня  отработанный пар выводился в  специальный конденсатор. В 1769 году Уатт взял патент на  свою машину, но специалисты утверждали, что идея Уатта не может  быть практически реализована:  при тогдашней технике невозможно  было обточить математически  правильный паровой цилиндр. Уатту  повезло, что как раз в это  время была создана совершенная  машина, предназначенная для высверливания  стволов пушек. Уатту удалось  привлечь к делу крупного фабриканта  Мэтью Болтона, который ради  этой идеи поставил на карту  все свое состояние. В 1775 году  на заводе Болтона в Бирмингеме  было налажено производство паровых  машин, однако только через  десять лет это производство  стало давать ощутимую прибыль.  В 1784 году Уатт запатентовал  паровую машину двойного действия, в котором пар поочередно толкал  поршень с двух сторон. В этой  машине был применен центробежный  регулятор, автоматически поддерживавший  заданное число оборотов. В первых  двигателях Уатта давление в  цилиндре лишь немного превышало  атмосферное. В 1804 году инженер  А. Вулф запатентовал машину, работающую  при давлении 3-4 атмосферы, повысив  к.п.д. более чем в 3 раза. Массовое  производство паровых машин было  невозможно без точных токарных  станков. Решающий шаг в этом  направлении был сделан механиком  Генри Модсли, который создал  самоходный суппорт. С этого  времени стало возможным изготовление  деталей с допуском в доли  миллиметра – это было начало  современного машиностроения. Возникновение  машин вызвало потребность в  металле. Раньше чугун плавили  на древесном угле, а лесов  в Англии почти не осталось. В 1785 году Генри Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала одной из основных отраслей промышленности. Уже вскоре после появления паровой машины начались попытки создания пароходов. В 1802 году американец ирландского происхождения Роберт Фултон построил в Париже небольшую лодку с паровым двигателем и продемонстрировал ее членам Французской Академии. Однако ни академики, ни Наполеон, которому Фултон предлагал свое изобретение, не заинтересовались идеей парохода. Фултон вернулся в Америку и на деньги своего друга и покровителя Ливингстона построил пароход «Клермонт»; машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 году «Клермонт» под восторженные крики зрителей совершил первый рейс по Гудзону – но не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Через четыре года Фултон и Ливингстон были уже владельцами пароходной компании, через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии – 150. В 1819 году американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830 годах начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия. На этой линии курсировал самый большой по тем временам пароход «Грейт Уэстерн», имевший водоизмещение 2 тыс. тонн и паровую машину мощностью 400 лошадиных сил. Через двадцать лет пароходы стали гораздо больше: плававший в Индию пароход «Грейт Истерн» имел водоизмещение 27 тыс. тонн и две машины общей мощностью 7,5 тыс. л. с. Одновременно со строительством пароходов делались попытки создания паровой повозки. На многих рудниках существовали рельсовые пути, по которым лошади тащили вагонетки с рудой. В 1803 году механик Ричард Тревитик построил первый паровоз, заменивший лошадей на одной из рельсовых дорог в Уэльсе – однако Тревитику не удалось получить поддержку предпринимателей. Пытаясь привлечь внимание к своему изобретению, Тревитик устроил аттракцион с использованием паровоза, но в конце, разорился и умер в нищете. Судьба была более благосклонна к Джорджу Стефенсону, механику-самоучке, получившему заказ на постройку локомотива для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 году Стефенсон построил свой первый паровоз, а затем руководил строительством железной дороги длинной более 50 км. Главной идеей Стефенсона было выравнивание пути с помощью создания насыпей и прорезки выемок, таким образом достигалась высокая скорость движения. В 1830 году Стефенсон завершил строительство первой большой железной дороги между городами Манчестер и Ливерпуль. Для этой дороги он сконструировал паровоз «Ракета», на котором впервые применил трубчатый паровой котел. «Ракета» везла вагон с пассажирами со скоростью 60 км/час; выгоды от дороги были таковы, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. Позже Стефенсон строил железные дороги в Бельгии и Испании. В 1832 году была пущена первая железная дорога Франции, немного позже – в Германии и США. Локомотивы для этих дорог изготовлялись на заводе Стефенсона в Англии. Появление станков, паровых машин, паровозов и пароходов коренным образом изменило жизнь людей. Появление фабрик, выпускающих огромное количество дешевых тканей, разорило ремесленников, которые работали на дому или на мануфактурах. В 1811 году в Ноттингеме вспыхнуло восстание ремесленников, которые ломали машины на фабриках – их называли «луддитами». Восстание было подавлено. Разоренные ремесленники были вынуждены уезжать в Америку или идти работать на фабрики. Труд рабочего на фабрике был менее квалифицированным, чем труд ремесленника, фабриканты часто нанимали женщин и детей, за 12-15 часов работы платили гроши. Было много безработных и нищих, после голодных бунтов 1795 года им стали платить пособия, которых хватало на две булки хлеба в день. Население стекалось к фабрикам, и фабричные поселки вскоре превращались в огромные города в 1844 году в Лондоне было 2,5 млн. жителей, причем рабочие жили в перенаселенных домах, где в одной комнатке, часто без камина, теснилось по несколько семей. Рабочие составляли большую часть населения Англии. Это было новое индустриальное общество, не похожее на Англию XVIII века. Основной отраслью английской промышленности в первой половине XIX века было производство хлопчатобумажных тканей. Новые машины позволяли получать 300 и более процентов прибыли в год и выпускать дешевые ткани, которые продавались по всему миру. Это был колоссальный промышленный бум, производство тканей увеличивалось в десятки раз. Однако для новых фабрик требовалось сырье – хлопок. Поначалу хлопок был дорог из-за того, что его очистка производилась вручную. В 1806 году американец Эли Уитни создал хлопкоочистительную машину, после этого в южных шахтах наступила «эра хлопка», здесь создавались огромные хлопковые плантации, на которых работали рабы-негры. Таким образом расцвет американского рабства оказался непосредственно связан с промышленной революцией. К 1840-м годам Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и хлопчатобумажных тканей, основная часть производства машин. Дешевые английские ткани заполнили весь мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и во многих странах Европы и Азии. В Индии от голода погибли миллионы ткачей, вымерли многие большие ремесленные города, такие как Дакка и Ахмадабад. Доход, на который раньше существовали ремесленники Европы и Азии, теперь уходил в Англию. Многие государства пытались закрыться от английской товарной интервенции – в ответ Англия провозгласила «свободу торговли». Она всячески, зачастую с использованием военной силы, добивалась снятия протекционистских таможенных барьеров, «открытия» других стран для английских товаров. В 1870-х годах в развитии мировой экономики наступил знаменательный перелом, этот перелом был связан с колоссальным расширением мирового рынка. В предыдущий период масштабное строительство железных дорог привело к включению в мировую торговлю обширных континентальных областей. Появление пароходов намного удешевило перевозки по морю. На рынки огромным потоком хлынула американская и русская пшеница – цены на пшеницу упали в полтора, два раза. Эти события традиционно называют «мировым аграрным кризисом». Они привели к разорению многих помещиков в Европе – но вместе с тем обеспечили дешевым хлебом миллионы рабочих. С этого времени наметилась промышленная специализация Европы: многие европейские государства теперь жили за счет обмена своих промышленных товаров на продовольствие. Рост населения больше не сдерживался размером пахотных земель. Бедствия и кризисы, порождаемые перенаселением, ушли в прошлое. На смену прежним законам истории пришли законы нового индустриального общества. Промышленная революция дала в руки европейцев оружие – винтовки и стальные пушки. Уже давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола придают пулевращение, отчего дальность увеличивается вдвое, а кучность в 12 раз. Однако зарядить такое ружье с дула стоило немалого труда, и скорострельность была очень низкой, не более одного выстрела в минуту. В 1808 году по заказу Наполеона французский оружейник Поли создал казнозарядное ружье. В бумажном патроне помещались порох и затравка, взрываемая уколом игольчатого ударника. Если бы наполеон вовремя получил такие ружья, он был бы непобедим – но дело в том, что изготовление казенного затвора требовало ювелирной точности, а у Поли не было высокоточного токарного станка. Позже, когда появился станок с суппортом Модсли, помощник Поли, немец Дрейзе сконструировал игольчатое ружье, которое было в 1841 году принято на вооружение прусской армии. Ружье Дрезе делало 9 выстрелов в минуту – в 5 раз больше, - 
 
чем гладкоствольные ружья других армий. Дальность выстрела составляла 800 метров – втрое больше, чем у других ружей. Одновременно произошла еще одна революция в военном деле, вызванная появлением стальных пушек. Чугун был слишком хрупок и чугунные пушки часто разрывались при выстреле; стальные пушки позволяли использовать значительно более мощный заряд. В 1850-х годах английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер, а в 60-х годах французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. После этого было налажено промышленное производство стали и производство стальных пушек. В России первые стальные пушки были изготовлены на Златоустовском заводе под руководством П. М. Обухова; затем было организовано производство на заводе Обухова в Петербурге. Наибольших успехов в производстве артиллерийских орудий достиг немецкий промышленник Альфред Крупп, в 60-х годах Крупп наладил массовое производство казнозарядных нарезных орудий. Винтовки Дрейзи и пушки Круппа обеспечили победы Пруссии в войнах Австрией и Францией – могущественная Германская империя была обязана своим рождением этому новому оружию. Изобретение ткацкого станка, паровой машины, паровоза, парохода, винтовки и скорострельной стальной пушки – все это были фундаментальные открытия, которые вызывали появления нового культурного круга – того общества, которое называют промышленной цивилизацией. Волна новой культуры исходила из Англии; она быстро охватила европейские государства – прежде всего Францию и Германию. В Европе началась быстрая модернизация по английскому образцу, на первой стадии она включала заимствования техники – станков, паровых машин, железных дорог. Вторая стадия включала политические парламентские реформы по английскому образцу. Россия пыталась противиться этой модернизации – началась война с Англией и Францией, и винтовки заставили Россию вступить на путь реформ. В 60-х годах культурная экспансия промышленной цивилизации сменилась военной экспансией – фундаментальное открытие всегда порождает волну завоеваний. Началась эпоха колониальных волн; в конечном счете весь мир оказался поделенным между промышленными державами. Англия, воспользовавшись своим первенством, создала огромную колониальную империю с население в 390 млн. человек.

 

 

 

 

Заключение

 

Социальные последствия  промышленной революции весьма значительны, ибо она в конечном счете генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. В ныне развитых странах произошли  кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие  говорить о становлении качественно  нового типа хозяйственной эволюции – так называемого современного экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Советская историческая энциклопедия http://dic. academic.ru/

2. В.С. Поликарпов «История науки и техники» (учебное пособие). – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998. -352с. 
3. В.С. Виргинский «Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. – М.: Просвещение, 1984. – 287с.

4. И.Ф. Кефели «История науки и техники». – Спб. – 1995.-187с.

 


Информация о работе Промышленная революция XVIII в