Министерство образования Республики
Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный технологический
университет»
Кафедра «Философии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «История науки и
техники»
Тема 8 . Промышленная революция
XVIII в.
Выполнил студент гр.______
Фамилия Имя Отчество
Номер студенческого билета(шифр):______
Адрес:_________________________________
______________________________________
Витебск
2012
Тема 8 . Промышленная революция
XVIII в.
1. Создание паровой машины
2. Использование паровой машины
на транспорте.
3. Достижение в металлургии
4. Социальные последствия промышленной
революции.
Введение
Значительную роль в генезисе
и протекании промышленной революции
сыграла техника – различного
рода машины. Высокая степень развития
мануфактур с их далеко зашедшим процессом
разделения труда подготовила условия
для технического переворота – замены
ручного труда машинным. Первые машины
– механический ткацкий станок,
а за ним механическая прялка «Дженни»
- появились в XVIII в. в хлопчатобумажной промышленности,
в достаточной мере обеспеченной сырьем
и подгоняемой конкурентной борьбой. Внедрение
машин в производство означало огромный
рывок вперед. Никакой самый совершенный
ручной труд не мог соперничать с машинным.
Промышленная революция
была сложным процессом, происходившим
одновременно в различных отраслях
промышленности. В горной промышленности
одной из основных производственных
проблем была откачка воды
из шахт. В 1698 году англичанин
Севери создал машину, использовавшую
для этой цели силу пара. В
1712 Томас Ньюкомен усовершенствовал
эту машину, снабдив ее цилиндром
и поршнем. В машине Ньюкомена,
однако они имели неравномерный
ход, часто ломались и использовались
только на шахтах. В разных
странах делались попытки усовершенствовать
эти машины, в частности, России
механик И.И. Ползунов построил
двухцилиндровую машину аналогичного
устройства. В 1763 году к работе
по усовершенствованию машины
Ньюкомена приступил Джеймс Уатт.
В то время Уатт был лаборантом
университета в Глазго и ему
поручили отремонтировать сломавшуюся
модель машины Ньюкомена. Разобравшись
в недостатках модели, Уатт создал
машину, принципиально отличавшуюся
от нее, во-первых, поршень в
машине Уатта двигало не атмосферное
давление, а пар, впускавшийся
из парового котла, во-вторых,
после завершения хода поршня
отработанный пар выводился в
специальный конденсатор. В 1769
году Уатт взял патент на
свою машину, но специалисты утверждали,
что идея Уатта не может
быть практически реализована:
при тогдашней технике невозможно
было обточить математически
правильный паровой цилиндр. Уатту
повезло, что как раз в это
время была создана совершенная
машина, предназначенная для высверливания
стволов пушек. Уатту удалось
привлечь к делу крупного фабриканта
Мэтью Болтона, который ради
этой идеи поставил на карту
все свое состояние. В 1775 году
на заводе Болтона в Бирмингеме
было налажено производство паровых
машин, однако только через
десять лет это производство
стало давать ощутимую прибыль.
В 1784 году Уатт запатентовал
паровую машину двойного действия,
в котором пар поочередно толкал
поршень с двух сторон. В этой
машине был применен центробежный
регулятор, автоматически поддерживавший
заданное число оборотов. В первых
двигателях Уатта давление в
цилиндре лишь немного превышало
атмосферное. В 1804 году инженер
А. Вулф запатентовал машину, работающую
при давлении 3-4 атмосферы, повысив
к.п.д. более чем в 3 раза. Массовое
производство паровых машин было
невозможно без точных токарных
станков. Решающий шаг в этом
направлении был сделан механиком
Генри Модсли, который создал
самоходный суппорт. С этого
времени стало возможным изготовление
деталей с допуском в доли
миллиметра – это было начало
современного машиностроения. Возникновение
машин вызвало потребность в
металле. Раньше чугун плавили
на древесном угле, а лесов
в Англии почти не осталось.
В 1785 году Генри Корт изобрел способ
производства чугуна на каменном угле.
Добыча угля стала одной из основных отраслей
промышленности. Уже вскоре после появления
паровой машины начались попытки создания
пароходов. В 1802 году американец ирландского
происхождения Роберт Фултон построил
в Париже небольшую лодку с паровым двигателем
и продемонстрировал ее членам Французской
Академии. Однако ни академики, ни Наполеон,
которому Фултон предлагал свое изобретение,
не заинтересовались идеей парохода. Фултон
вернулся в Америку и на деньги своего
друга и покровителя Ливингстона построил
пароход «Клермонт»; машина для этого
парохода была изготовлена на заводе Уатта.
В 1807 году «Клермонт» под восторженные
крики зрителей совершил первый рейс по
Гудзону – но не нашлось ни одного смельчака,
который захотел бы стать пассажиром нового
судна. Через четыре года Фултон и Ливингстон
были уже владельцами пароходной компании,
через девять лет в Америке было 300 пароходов,
а в Англии – 150. В 1819 году американский
пароход «Саванна» пересек Атлантический
океан, а в 1830 годах начинает действовать
первая регулярная трансатлантическая
пароходная линия. На этой линии курсировал
самый большой по тем временам пароход
«Грейт Уэстерн», имевший водоизмещение
2 тыс. тонн и паровую машину мощностью
400 лошадиных сил. Через двадцать лет пароходы
стали гораздо больше: плававший в Индию
пароход «Грейт Истерн» имел водоизмещение
27 тыс. тонн и две машины общей мощностью
7,5 тыс. л. с. Одновременно со строительством
пароходов делались попытки создания
паровой повозки. На многих рудниках существовали
рельсовые пути, по которым лошади тащили
вагонетки с рудой. В 1803 году механик Ричард
Тревитик построил первый паровоз, заменивший
лошадей на одной из рельсовых дорог в
Уэльсе – однако Тревитику не удалось
получить поддержку предпринимателей.
Пытаясь привлечь внимание к своему изобретению,
Тревитик устроил аттракцион с использованием
паровоза, но в конце, разорился и умер
в нищете. Судьба была более благосклонна
к Джорджу Стефенсону, механику-самоучке,
получившему заказ на постройку локомотива
для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 году
Стефенсон построил свой первый паровоз,
а затем руководил строительством железной
дороги длинной более 50 км. Главной идеей
Стефенсона было выравнивание пути с помощью
создания насыпей и прорезки выемок, таким
образом достигалась высокая скорость
движения. В 1830 году Стефенсон завершил
строительство первой большой железной
дороги между городами Манчестер и Ливерпуль.
Для этой дороги он сконструировал паровоз
«Ракета», на котором впервые применил
трубчатый паровой котел. «Ракета» везла
вагон с пассажирами со скоростью 60 км/час;
выгоды от дороги были таковы, что Стефенсону
сразу же предложили руководить строительством
дороги через всю Англию от Манчестера
до Лондона. Позже Стефенсон строил железные
дороги в Бельгии и Испании. В 1832 году была
пущена первая железная дорога Франции,
немного позже – в Германии и США. Локомотивы
для этих дорог изготовлялись на заводе
Стефенсона в Англии. Появление станков,
паровых машин, паровозов и пароходов
коренным образом изменило жизнь людей.
Появление фабрик, выпускающих огромное
количество дешевых тканей, разорило ремесленников,
которые работали на дому или на мануфактурах.
В 1811 году в Ноттингеме вспыхнуло восстание
ремесленников, которые ломали машины
на фабриках – их называли «луддитами».
Восстание было подавлено. Разоренные
ремесленники были вынуждены уезжать
в Америку или идти работать на фабрики.
Труд рабочего на фабрике был менее квалифицированным,
чем труд ремесленника, фабриканты часто
нанимали женщин и детей, за 12-15 часов работы
платили гроши. Было много безработных
и нищих, после голодных бунтов 1795 года
им стали платить пособия, которых хватало
на две булки хлеба в день. Население стекалось
к фабрикам, и фабричные поселки вскоре
превращались в огромные города в 1844 году
в Лондоне было 2,5 млн. жителей, причем
рабочие жили в перенаселенных домах,
где в одной комнатке, часто без камина,
теснилось по несколько семей. Рабочие
составляли большую часть населения Англии.
Это было новое индустриальное общество,
не похожее на Англию XVIII века. Основной отраслью английской
промышленности в первой половине XIX века было производство хлопчатобумажных
тканей. Новые машины позволяли получать
300 и более процентов прибыли в год и выпускать
дешевые ткани, которые продавались по
всему миру. Это был колоссальный промышленный
бум, производство тканей увеличивалось
в десятки раз. Однако для новых фабрик
требовалось сырье – хлопок. Поначалу
хлопок был дорог из-за того, что его очистка
производилась вручную. В 1806 году американец
Эли Уитни создал хлопкоочистительную
машину, после этого в южных шахтах наступила
«эра хлопка», здесь создавались огромные
хлопковые плантации, на которых работали
рабы-негры. Таким образом расцвет американского
рабства оказался непосредственно связан
с промышленной революцией. К 1840-м годам
Англия превратилась в «мастерскую мира»,
на ее долю приходилось более половины
производства металла и хлопчатобумажных
тканей, основная часть производства машин.
Дешевые английские ткани заполнили весь
мир и разорили ремесленников не только
в Англии, но и во многих странах Европы
и Азии. В Индии от голода погибли миллионы
ткачей, вымерли многие большие ремесленные
города, такие как Дакка и Ахмадабад. Доход,
на который раньше существовали ремесленники
Европы и Азии, теперь уходил в Англию.
Многие государства пытались закрыться
от английской товарной интервенции –
в ответ Англия провозгласила «свободу
торговли». Она всячески, зачастую с использованием
военной силы, добивалась снятия протекционистских
таможенных барьеров, «открытия» других
стран для английских товаров. В 1870-х годах
в развитии мировой экономики наступил
знаменательный перелом, этот перелом
был связан с колоссальным расширением
мирового рынка. В предыдущий период масштабное
строительство железных дорог привело
к включению в мировую торговлю обширных
континентальных областей. Появление
пароходов намного удешевило перевозки
по морю. На рынки огромным потоком хлынула
американская и русская пшеница – цены
на пшеницу упали в полтора, два раза. Эти
события традиционно называют «мировым
аграрным кризисом». Они привели к разорению
многих помещиков в Европе – но вместе
с тем обеспечили дешевым хлебом миллионы
рабочих. С этого времени наметилась промышленная
специализация Европы: многие европейские
государства теперь жили за счет обмена
своих промышленных товаров на продовольствие.
Рост населения больше не сдерживался
размером пахотных земель. Бедствия и
кризисы, порождаемые перенаселением,
ушли в прошлое. На смену прежним законам
истории пришли законы нового индустриального
общества. Промышленная революция дала
в руки европейцев оружие – винтовки и
стальные пушки. Уже давно было известно,
что ружья с нарезами в канале ствола придают
пулевращение, отчего дальность увеличивается
вдвое, а кучность в 12 раз. Однако зарядить
такое ружье с дула стоило немалого труда,
и скорострельность была очень низкой,
не более одного выстрела в минуту. В 1808
году по заказу Наполеона французский
оружейник Поли создал казнозарядное
ружье. В бумажном патроне помещались
порох и затравка, взрываемая уколом игольчатого
ударника. Если бы наполеон вовремя получил
такие ружья, он был бы непобедим – но
дело в том, что изготовление казенного
затвора требовало ювелирной точности,
а у Поли не было высокоточного токарного
станка. Позже, когда появился станок с
суппортом Модсли, помощник Поли, немец
Дрейзе сконструировал игольчатое ружье,
которое было в 1841 году принято на вооружение
прусской армии. Ружье Дрезе делало 9 выстрелов
в минуту – в 5 раз больше, -
чем гладкоствольные ружья других армий.
Дальность выстрела составляла 800 метров
– втрое больше, чем у других ружей. Одновременно
произошла еще одна революция в военном
деле, вызванная появлением стальных пушек.
Чугун был слишком хрупок и чугунные пушки
часто разрывались при выстреле; стальные
пушки позволяли использовать значительно
более мощный заряд. В 1850-х годах английский
изобретатель и предприниматель Генри
Бессемер изобрел бессемеровский конвертер,
а в 60-х годах французский инженер Эмиль
Мартен создал мартеновскую печь. После
этого было налажено промышленное производство
стали и производство стальных пушек.
В России первые стальные пушки были изготовлены
на Златоустовском заводе под руководством
П. М. Обухова; затем было организовано
производство на заводе Обухова в Петербурге.
Наибольших успехов в производстве артиллерийских
орудий достиг немецкий промышленник
Альфред Крупп, в 60-х годах Крупп наладил
массовое производство казнозарядных
нарезных орудий. Винтовки Дрейзи и пушки
Круппа обеспечили победы Пруссии в войнах
Австрией и Францией – могущественная
Германская империя была обязана своим
рождением этому новому оружию. Изобретение
ткацкого станка, паровой машины, паровоза,
парохода, винтовки и скорострельной стальной
пушки – все это были фундаментальные
открытия, которые вызывали появления
нового культурного круга – того общества,
которое называют промышленной цивилизацией.
Волна новой культуры исходила из Англии;
она быстро охватила европейские государства
– прежде всего Францию и Германию. В Европе
началась быстрая модернизация по английскому
образцу, на первой стадии она включала
заимствования техники – станков, паровых
машин, железных дорог. Вторая стадия включала
политические парламентские реформы по
английскому образцу. Россия пыталась
противиться этой модернизации – началась
война с Англией и Францией, и винтовки
заставили Россию вступить на путь реформ.
В 60-х годах культурная экспансия промышленной
цивилизации сменилась военной экспансией
– фундаментальное открытие всегда порождает
волну завоеваний. Началась эпоха колониальных
волн; в конечном счете весь мир оказался
поделенным между промышленными державами.
Англия, воспользовавшись своим первенством,
создала огромную колониальную империю
с население в 390 млн. человек.
Заключение
Социальные последствия
промышленной революции весьма значительны,
ибо она в конечном счете генерировала
новую, научно-техническую цивилизацию.
В ныне развитых странах произошли
кардинальные сдвиги в структурах производства
и национального богатства, позволяющие
говорить о становлении качественно
нового типа хозяйственной эволюции
– так называемого современного
экономического роста.
Список литературы:
1.
Советская историческая энциклопедия http://dic. academic.ru/
2.
В.С. Поликарпов «История науки и техники»
(учебное пособие). – Ростов-на-Дону: издательство
«Феникс» - 1998. -352с.
3. В.С. Виргинский «Очерки истории науки
и техники XVI-XIX вв. – М.: Просвещение, 1984.
– 287с.
4.
И.Ф. Кефели «История науки и техники».
– Спб. – 1995.-187с.