Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:07, реферат
Промышленный переворот представляет собой одно из самых важных явлений в истории человечества, позволивших ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсегда покончить с экономической отсталостью.
Критерием, который помогает определить начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного числа настоящих фабрик.
Превращение ведущих стран Европы в гигантские фабрики вызвало крупные сдвиги в размещении населения, в его составе. Возникали большие города, появлялись новые классы и социальные группы. Последовали серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. Шолохова
Факультет: «Психологии и управления человеческими ресурсами»
Направление: «Менеджмент»
Реферат
по дисциплине: «История России»
на тему: «Промышленный переворот в России»
Выполнила:
студентка I курса
очного отделения
Рожкова Александра Викторовна
Преподаватель:
Литвиненко Владимир Аркадьевич
Москва, 2012
Содержание
1. Введение
Промышленный переворот
представляет собой одно из самых
важных явлений в истории
Критерием, который помогает определить начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного числа настоящих фабрик.
Превращение ведущих стран Европы в гигантские фабрики вызвало крупные сдвиги в размещении населения, в его составе. Возникали большие города, появлялись новые классы и социальные группы. Последовали серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.
Начало промышленного переворота — изобретение и применение рабочих машин, а завершение — производство машин машинами, т. е. развитие машинного производства, основанного на широком использовании машинной техники.
В результате происходит окончательная победа капиталистического способа производства над феодальным. Промышленный переворот даёт мощный толчок капиталистическому обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда.
Именно поэтому изучение процесса появления и развития промышленного переворота в России очень важно для понимания развития нашего государства , вступления его в новую в эпоху и значения и роли в этом промышленного переворота.
2. Промышленный переворот в истории России
2.1. Начало
промышленного переворота и
Совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, происшедших в результате перехода от мануфактуры к фабричной стадии капиталистического производства, принято называть промышленным переворотом. Этот процесс имел две стороны — техническую (переход от ручного труда к машинному) и социальную (формирование промышленной буржуазии и промышленных наемных рабочих). Большинство историков и экономистов относят начало промышленного переворота в России к рубежу 30-40 гг., а его завершение к 80-90 гг. XIX в. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности (в первую очередь хлопчатобумажной), позднее — в горнодобывающей. В связи с переходом к машинной технике возрастает производительность труда (к середине века в три раза), ускоряются темпы экономического развития, постепенно меняется отраслевая структура промышленности.
С начальной стадией промышленного переворота в России связывают целый ряд изменений. К их числу относят начавшиеся систематичные технические преобразования в отдельных отраслях производства: установка паровых котлов и паровых машин, применение механических веретен в бумагопрядении, механических ткацких станков в ткачестве, цилиндренных машин и перротин в ситцепечатании, механической выделки бумаги на писчебумажных предприятиях, пудлингования в металлургии и т.д.
Металлургическая промышленность.
Главенствующее место России в поставке железа на международный рынок довольно быстро утрачивалось. Основанное на крепостном труде и отсталой технике, горнозаводское производство оказалось неконкурентоспособным, и его продукция вытеснялась английским, значительно более дешевым железом, производившимся методом пудлингования. Основную роль в горнозаводской промышленности по-прежнему играл Урал, дававший около 4/5 продукции. Продолжали действовать и отдельные сибирские заводы, и так называемые замосковные, расположенные в центральных губерниях Европейской России. Южный металлургический центр, которому принадлежало будущее, еще не сложился: казенный Луганский завод, созданный в XVIII в., оставался пока малоэффективным. Он, однако, сыграл в это время значительную роль в развитии каменноугольного промысла в Донецком бассейне.
В металлургической промышленности строительство заводов и рост выпускаемой продукции чрезвычайно замедлились. На Урале началось применение пудлингования. Застой в горнозаводской промышленности дал себя почувствовать в годы строительства первой в стране железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Рельсы для нее в 1837—1838 гг. ввозились из-за границы: русские заводы смогли обеспечить строительство металлом менее чем на один процент.
Ведущее место по выплавке чугуна, производству железа, а также в добыче меди принадлежало частным — вотчинным и посессионным заводам.
Особое место в горной промышленности в дореформенные десятилетия заняла добыча золота на Урале, в Сибири, а также в Казахстане, куда устремились и частные капиталы. С конца 40-х гг. при промывке золотоносных песков начинают все шире применяться машины.
Обрабатывающая промышленность.
Наиболее серьезные
изменения произошли в
В первые десятилетия определились и главные центры хлопчатобумажного производства — Шуйский уезд Владимирской губернии, а особенно село Иваново, и Москва с некоторыми уездами Московской губернии. На протяжении двух первых десятилетий XIX в. растущие потребности армии в солдатских сукнах и подкладочной ткани — каразее — обеспечивали суконной промышленности постоянного заказчика — казну. Но одновременно это ограничивало возможности развития отрасли: суконные мануфактуры, в подавляющем своем большинстве посессионные, обязывались выделывать только те сукна, какие требовались армии, и в том количестве, какое им было назначено. С окончанием наполеоновских войн принудительная поставка сукна в казну была отменена и заменена системой торгов. В то же время стали распространяться и купеческие мануфактуры, работавшие на рынок и вырабатывавшие тонкие сукна.
В середине 40-х гг. на ряде
предприятий устанавливали
Парусно-полотняная промышленность, процветавшая в XVIII в., благодаря внешнему рынку и поставкам в казну, с развитием производства более дешевой хлопчатобумажной ткани утрачивала свои позиции.
Пароходы, вытеснявшие парусный флот, более дешевое машинное производство полотна в Англии все решительней сокращали его экспорт из России. Сохранялась, однако, работа на казну. Одновременно возрос вывоз сырья, что было вызвано спросом английских льнопрядильных фабрик. Одной из причин неконкурентоспособности парусно-полотняных предприятий по сравнению с хлопчатобумажными являлась также более слабая степень их механизации.
Но в то же время и в этой отрасли происходил неуклонный рост купеческих и крестьянских предприятий, основанных на наемном труде. В писчебумажной промышленности, действовавшей на рубеже столетий почти исключительно на основе крепостного труда со второй половины 30-х гг. стало распространяться машинное производство, и в 1850 г. уже 40 % продукции было произведено машинами.
Новые отрасли промышленности.
Из новых отраслей, получивших развитие во второй четверти XIX в., надо отметить свеклосахарную промышленность, машиностроение и добычу каменного угля. Долгое время Россия потребляла тростниковый сахар, ввозимый из-за границы. Существовавшие сахарорафинадные заводы в Петербурге и некоторых других городах использовали привозной сахарный песок. В начале XIX в. возникает собственное свеклосахарное производство, которое стало заметно расти с 30 — 40-х годов.
Производство сахара было сосредоточено в помещичьих имениях и главным образом на Украине. Помещики-предприниматели с 40-х гг. стали вводить технические усовершенствования, в частности и паровые машины, сохраняя при этом и принудительный труд.
Предшественниками отечественного машиностроения были механические мастерские при металлургических и некоторых других предприятиях, обслуживавшие нужды этих предприятий. Мастерская при казенной Александровской мануфактуре выполняла также заказы других предприятий.
В 40 — 50-х гг. возникает несколько крупных машиностроительных предприятие таких, как Сормовский завод, завод Нобеля и выросшие из небольших мастерских, будущие Невский и Балтийский заводы в Петербурге, а также казенный Александровский завод, переименованный из литейного в Главный механический завод Петербургско-Москосвской железной дороги. Петербург превращался в основной центр машиностроения. Нехватка частных капиталов способствовала распространению акционерных кампаний — более развитой формы организации капиталистических предприятий. Доминирующее место в акционерном учредительстве принадлежало производственным компаниям. Особенно значителен был рост акционерных компаний в предреформенные годы.
Добывающая промышленность.
Потребность промышленности в каменном угле покрывалась импортом, главным образом из Англии. Собственная же добыча была ничтожна. Главная роль принадлежала здесь Донецкому бассейну, но уже стал добываться подмосковный, уральский и кузнецкий уголь.
В начале 40-х гг. интерес к нефти повысился: назначается особый горный чиновник для изыскания нефтяных источников, а Черноморскому казачьему войску предписывается направлять троих воспитанников в Горный институт для специального обучения разработке нефти. Но вскоре нефтяные источники стали отдаваться с торгов на откуп. Такая система продолжалась и в 50-х гг.
Новые явления в промышленном развитии России нашли свое прямое отражение в росте численности и изменении состава рабочей силы, обслуживавшей промышленность. Это сказалось и в терминологии. В самом начале XIX в. совершенно исчез термин «работные люди», закрепились такие наименования, как «мастеровые», «рабочие», «чернорабочие». Пополнение рынка рабочей силы в XIX в. происходило, как и в предыдущем столетии, главным образом, за счет деревни — оброчных крестьян-отходников как помещичьих, так и государственных.
Транспорт.
Важные сдвиги наблюдаются в водном и сухопутном транспорте страны. Паровое судоходство появилось в 1815 г.
Несколько позднее в стране началось железнодорожное строительство. Первые опыты строительства и применения сухопутной паровой тяги в России были поставлены в промышленном производстве на Нижне-Тагильских металлургических заводах Демидовых. Здесь крепостные механики Е.А. и М.Е.Черепановы в середине 30-х гг. построили первые русские паровозы оригинальной конструкции. Однако министерство финансов, возглавляемое Е.Ф.Канкриным, долгое время энергично противилось строительству железных дорог в стране, что отразилось на масштабах и темпах начального этапа этого строительства. Ко второй половине 30-х гг. относится строительство первой государственной железной дороги между Петербургом и Царским Селом (1836 — 1837 гг.). Построенные несколько позже Петербурго-Московская (1842 — 1851 гг.), Петербурго-Варшавская (1852 — 1862 гг.) и другие железные дороги были важны как в политическом и военно-стратегическом, так и в экономическом отношениях.
В 1857 г. создается Главное общество российских железных дорог, разрабатывающее широкую программу строительства, возникают и отдельные акционерные компании Рижско-Динабургской (1858 г.), Волго-Донской (1858 г.), Московско-Ярославской (1859 г.), Московско-Саратовской (1859 г.) железных дорог.
Концентрация производства.
В 60-е и даже в 80-е гг. крупные механизированные производства в отраслях легкой промышленности были лишь островами в океане множества кустарных предприятий. К середине 1880-х гг. в хлопчатобумажной промышленности на одном полюсе находились 49 крупных фабрик с производством продукции на сумму 1 млн рублей и более, а на другом - масса мелких заведений. В 90-е гг. и в период мирового экономического кризиса (1899-1903) ситуация кардинально меняется. Во всех главных отраслях промышленности стали господствовать крупные и крупнейшие предприятия. Исчезают мелкие заведения в сахарной промышленности. Для новых отраслей тяжелой индустрии характерны крупные предприятия с тысячами рабочих.
Концентрация производства сочеталась с его комбинированием (соединением в одном предприятии разных отраслей промышленности). На крупных текстильных фабриках вырабатывались практически все известные виды тканей. Ведущие заводы транспортного машиностроения являлись в большинстве своем многопрофильными. Они выпускали разнообразные виды продукции, начиная от паровозов и судов для военно-морского флота и кончая топорами и лопатами. Как концентрация, так и в гораздо большей степени комбинирование вызывались узостью внутреннего рынка на полуфабрикаты и отдельные виды готовой продукции.
Размеры предприятий увеличивались и за счет того, что очень многие крупные предприятия имели вспомогательные производства: разнообразные мастерские, кирпичные заводы, сельскохозяйственные хутора, животноводческие фермы, мельницы, торфоразработки, а также лесные угодья большой площади. Тверская мануфактура, принадлежавшая одной из ветвей знаменитой семьи Морозовых, имела в собственности земель с лесом площадью 40 тыс. десятин. Такого рода комбинирование свидетельствует о недостатках развития рыночных отношений в стране.
2.2. Этапы промышленного переворота
Промышленность в 60-х – первой половине 80-х гг.
В пищевой промышленности динамично увеличивалось производство сахара, быстро перестроившееся на использование труда наемных рабочих. В 1860-1880 гг. внешним показателем его успехов стало возросшее в три раза потребление сахара на душу населения.
60 и 70-е гг. были отмечены
широким распространением