Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 09:09, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Для этого потребуется выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть философию и политику «просвещенного абсолютизма» в странах западной Европы
2. Подробно рассмотреть политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Особенности, цели и результат данной политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Просвещенный абсолютизм в Европе 4
2. Особенности «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

absolutizm.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Просвещенный абсолютизм в Европе 4

2. Особенности «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II 10

Заключение 16

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Екатерина II – одна из самых значимых и противоречивых фигур российской истории. Период её правления совпал с этапом европейской истории, когда в умах значительной части образованных современников царствовала идея "союза философов и монархов". Теория, согласно которой отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов и прочих просвещенных людей.

Эта теория, очень быстро перешедшая в практику, во второй половине 18 века распространилась на большую  часть стран Европы и Россия не стала исключением. Данный этап в  истории Европы принято называть эпохой "просвещенного абсолютизма". Именно об этом периоде и пойдет речь далее. Конечно, нас в большей степени интересует политика просвещенного абсолютизма проводившаяся в России.

Соответственно цель данной работы – рассмотреть особенности политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Для этого потребуется выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть философию  и политику «просвещенного абсолютизма» в странах западной Европы

2. Подробно рассмотреть  политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Особенности, цели и результат данной политики.

 

 

 

 

  1. «Просвещенный абсолютизм» в Европе

Основы «Просвещенного абсолютизма»

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается  Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского  государства, в стремлении абсолютизма  поставить выше всего центральную  власть. До XVIII века государственная  идея, выразителем которой был  абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось  к совокупности прав государственной  власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание  государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения  государства, явилось то теоретическое  ограничение абсолютной власти, которое  вызвало в европейских странах  целый ряд реформ, где рядом  со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем  благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики  старых порядков: стремления философов  и политиков того времени сходились  в том, что реформа должна совершиться  государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого  абсолютизма — союз монархов и  философов, которые желали подчинить  государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм»  был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и  школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе.

Процесс просвещённого абсолютизма  охватил все страны Европы, кроме  Англии, Польши и Франции: Англия уже  достигла того, к чему стремился  просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и  господствовала шляхта, а царствовавшие  во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами этой эпохи  были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и  Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1808) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой — Станислав Понятовский (1764—1795)
  • в России — Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием  преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два  направления, дополняющие друг друга  и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором  и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую  хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер  на троне», порвал с политикой своих  предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать  весь строй Австрии в духе философии  XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы  принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время  Струэнзе.[4]

Реформы просвещенного  абсолютизма

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду  государственных соображений, но и  содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной  жизни XVIII в. — несовершенство законодательной  деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха  или его министра. Реформы захватывали  область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец —  область сословных отношений  и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической  централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен  народному представительству и  старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских  Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии  их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного  абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и  промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к  пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и  серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и  улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и  законодательству. «Один закон для  всех» — таков принцип, которым  руководился П. абсолютизм. В уголовном  судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы  была Пруссия при Фридрихе II, который  преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого  абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать  независимость судей, но и составить  свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон  Кокцеи, фон Кармер и Суарец в  Пруссии предприняли составление  общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором  ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии  судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал  для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением  к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования  также принимались серьёзные  меры. Уже одно преклонение королей  перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи  относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма  между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям  католицизма, защищая права светского  государства от клерикальной опеки  и видя опасного врага в римской  курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход  против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое  значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты  инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство  обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся  удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден  совсем не был уничтожен. До крайности  были доведены церковные реформы  Иосифом II, который не только хотел  ограничить папское влияние в  Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем  возбудил против себя народную массу.

В области сословных отношений  вообще и крестьянского вопроса  в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И  здесь во имя государственной  пользы правители боролись с остатками  феодализма, старались сократить  аристократические привилегии и  ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был  поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого  абсолютизма, и многие деятели просвещённого  абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства  и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху просвещенного  абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой  зависит обогащение казны, и рядом  с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому  труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии  крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил  крепостное состояние. То же было и  в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма —  деспотизм в проведении своих  реформ, самонадеянность и часто  необдуманность, непоследовательность. Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая  скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.[3]

  1. Особенности «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Приверженность Екатерины II, по крайней мере на словах, идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в жизнь. Так, по мнению Екатерины обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления.

Однако вопреки западным идеям просвещения при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие предоставления ещё больших привилегий дворянству. В целом историки характеризуют её политику как «продворянскую» и полагают, что вопреки частым высказываниям императрицы о её «неусыпной заботе о благе всех подданных», понятие общего блага в эпоху Екатерины являлось такой же фикцией, как и в целом в России XVIII века.[2]

Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды  французских просветителей —  Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные  были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь, — писала она еще  до воцарения. — ...Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов...”. В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти — не та, “чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления— это огромность государственного “пространства”: “Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства”. Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. “Наказ” намечал также направления экономической политики — Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор “Наказа” принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит “закону естественному”, но требования освобождения “рабов” не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой — сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Информация о работе Просвещенный абсолютизм Екатерины 2