Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 09:09, реферат
Цель данной работы – рассмотреть особенности политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Для этого потребуется выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть философию и политику «просвещенного абсолютизма» в странах западной Европы
2. Подробно рассмотреть политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Особенности, цели и результат данной политики.
Введение 3
1. Просвещенный абсолютизм в Европе 4
2. Особенности «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Оглавление
Введение 3
1. Просвещенный абсолютизм в Европе 4
2. Особенности «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Екатерина II – одна из самых значимых и противоречивых фигур российской истории. Период её правления совпал с этапом европейской истории, когда в умах значительной части образованных современников царствовала идея "союза философов и монархов". Теория, согласно которой отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов и прочих просвещенных людей.
Эта теория, очень быстро перешедшая в практику, во второй половине 18 века распространилась на большую часть стран Европы и Россия не стала исключением. Данный этап в истории Европы принято называть эпохой "просвещенного абсолютизма". Именно об этом периоде и пойдет речь далее. Конечно, нас в большей степени интересует политика просвещенного абсолютизма проводившаяся в России.
Соответственно цель данной работы – рассмотреть особенности политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Для этого потребуется выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть философию и политику «просвещенного абсолютизма» в странах западной Европы
2. Подробно рассмотреть политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Особенности, цели и результат данной политики.
Основы «Просвещенного абсолютизма»
Теория «просвещённого абсолютизма»,
родоначальником которой
В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе.
Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.
Центральными фигурами этой эпохи
были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и
Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие
представители просвещённого
Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).
Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.[4]
Реформы просвещенного абсолютизма
Все реформы просвещённого
В области администрации
Экономическая деятельность просвещенного
абсолютизма вытекала из сочувствия
просвещённых деспотов меркантилизму,
ставившему выше всего торговлю и
промышленность, которые находились
под опекой государства. Стремясь к
пополнению государственных доходов,
к удержанию в стране золота и
серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал
развитию промышленности, охранял и
улучшал в то же время и сельское
хозяйство, обратил особенное внимание
на распределение налогов и
Громадную заслугу оказал просвещенный
абсолютизм судебному устройству и
законодательству. «Один закон для
всех» — таков принцип, которым
руководился П. абсолютизм. В уголовном
судопроизводстве были уничтожены пытки,
ограничена смертная казнь и улучшено
правосудие. Образцом судебной реформы
была Пруссия при Фридрихе II, который
преобразовал судоустройство и судопроизводство,
установил правильный порядок вместо
произвола. Задачей просвещённого
абсолютизма было не только отделить
суд от администрации и создать
независимость судей, но и составить
свод законов, отличавшийся простотой,
ясностью и краткостью. Самуил фон
Кокцеи, фон Кармер и Суарец в
Пруссии предприняли
Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.
Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.
В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.
В эту же эпоху впервые был
поставлен на очередь крестьянский
вопрос. Этому значительно
Общая черта, отличающая представителей
просвещенного абсолютизма —
деспотизм в проведении своих
реформ, самонадеянность и часто
необдуманность, непоследовательность.
Просвещённый абсолютизм, задумавший
столько государственных и
Приверженность Екатерины II, по крайней мере на словах, идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в жизнь. Так, по мнению Екатерины обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления.
Однако вопреки западным идеям просвещения при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие предоставления ещё больших привилегий дворянству. В целом историки характеризуют её политику как «продворянскую» и полагают, что вопреки частым высказываниям императрицы о её «неусыпной заботе о благе всех подданных», понятие общего блага в эпоху Екатерины являлось такой же фикцией, как и в целом в России XVIII века.[2]
Есть основания считать,
что Екатерина II, в молодые годы
с жадностью штудировавшая