Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:19, реферат

Описание работы

Крупной вехой в развитии отечественного государственного управления справедливо считается период царствования Екатерины II. Одной из главных целей ее государственной политики было создание правовой базы функционирования органов государственного и местного управления, повышение эффективности их деятельности.
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины II «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Крупной вехой  в развитии отечественного государственного управления справедливо считается  период царствования Екатерины II. Одной  из главных целей ее государственной  политики было создание правовой базы функционирования органов государственного и местного управления, повышение эффективности их деятельности.

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины II «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору1.

В 1769 г. был создан Совет  при высочайшем дворе, который представлял  собой совещание начальников  высших и центральных учреждений «для соображения всех дел, относящихся  к ведению этой войны». В его состав вошли самые важные лица империи, имевшие чины 1-го и 2-го классов: вице-канцлер, граф Н.И.Панин, генерал-майор, князь А.М.Голицын, президент Военной коллегии граф З.Г.Чернышев, гетман Украины граф К.Г.Разумовский, князь Г.Г.Орлов, генерал-прокурор Сената князь А.А.Вяземский; в 1774 г. к ним прибавился новый фаворит Екатерины II — князь Г.А.Потемкин как вице-президент Военной коллегии.

Совет являлся совещательным  органом, не имевшим исполнительной власти, но выполнение его постановлений возлагалось на разные правительственные места и лица, которые были обязаны сообщать о результатах. Поступавшие в Совет бумаги разделялись на два разряда: одни для сведения, другие непосредственно для обсуждения. Последние поступали от разных учреждений или чиновников и касались всех наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики России.

В то же время Совет не принимал участия в разработке важнейших  законодательных актов, а занимался  в основном текущими административными  делами.

Екатерина также произвела изменения в центральных органах государственной власти. В частности, в годы ее правления были упразднены многие коллегии: Мануфактур-коллегия (в указе говорилось, что данная коллегия стала не нужна в связи с предоставлением населению полной свободы в заведовании фабриками), Берг-коллегия, Камер-коллегия, Вотчинная, Малороссийская и Юстиц-коллегия, Коллегия экономии, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, а также реорганизованы Штатс-контора, Соляная контора, Монетная экспедиция и др. Осталось лишь три коллегии, функции которых было невозможно осуществлять в регионах: коллегия Иностранных дел, Военная и Морская. Таким образом, функции центральных органов государственного управления были сведены к общему руководству и наблюдению. Основные вопросы стали решаться на местах, коллегии постепенно утрачивали свои функции.

Особую роль стали играть органы политического розыска: Тайная розыскных дел канцелярия, а затем  Тайная экспедиция Сената. Все крупные  политические процессы проходили через  эти органы. Для поддержания материального благосостояния дворян были созданы Дворянский, Купеческий и Государственный ассигнационный банки2.

30 июля 1767г. была учреждена  «Комиссия для сочинения нового  уложения» (Уложенная комиссия) из 565 депутатов всех сословий кроме крепостных крестьян. Эта комиссия была призвана выработать новый свод законов «Новое уложение» взамен «Соборного уложения» 1649 года. Деятельность комиссии Екатерина снабдила наставлениями собственного сочинения, известным под именем «Наказ». Наказ состоял из 22 глав и 655 статей и представлял с одной стороны пересказ идей просветителей (Монтескье, Бекария, Юста), а с другой стороны – обоснование «естественности» неограниченного самодержавия для России.

Уже вскоре после начала заседания Уложенной комиссии выяснилось, что ее депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства из них, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное, депутаты в своей массе оказались весьма консервативны. Их волновали прежде всего узкосословные и групповые интересы.

Таким образом, работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка  по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена3.

7 ноября 1775 г. Екатерина II утвердила «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», в соответствии с которыми была проведена обширная областная реформа. Вместо трехчленного административно-территориального деления (губерния — провинция — уезд) вводилось двучленное: губерния с населением в 300 — 400 тыс. ревизских душ и уезд — в 20 — 30 тыс. душ. Столичные губернии, а также крупные регионы из 2 — 3 губерний образовывали наместничества во главе с наместником (генерал-губернатором).

Губернскую  администрацию возглавлял губернатор с губернским правлением. Ему предоставлялись широкие полномочия. Полицейские функции в уезде исполнял нижний земский уездный суд, состоявший из 2 — 3 заседателей с земским исправником во главе; в городе — городничий. Под контролем губернской администрации действовал приказ общественного призрения, руководивший школами, медицинскими, благотворительными учреждениями и смирительными домами. Местным органам власти были переданы многие функции центральных учреждений, в значительной степени упраздненных, функции Камер- и Ревизион-коллегий унаследовала казенная палата в губернии и казначейство в уезде; дела Юстиц- и Вотчинной коллегий перешли соответственно палатам уголовного и гражданского суда, выполнявшим роль апелляционных инстанций для нижестоящих судов.

«Учреждения для  управления губерний» создавали  трехъярусную систему выборных судебно-сословных  учреждений, построенных по принципу суда «равных» (т. е. подсудности обвиняемого  представителям своего сословия). Для  дворян учреждались уездный суд и верхний-земский суд в губернии; для горожан — городской и губернский магистраты; для невладельческих крестьян — нижняя расправа в уезде и верхняя расправа в губернии (крепостные оставались под юрисдикцией помещика).

В губерниях  также создавался совестный суд из представителей трех сословий (дворян, горожан и крестьян), выполнявший роль примирительной, или третейской, инстанции при разборе некоторых гражданских тяжб и запутанных уголовных дел. Реформа 1775 г., провозгласившая отделение суда от администрации и сделавшая в этом смысле большой шаг вперед в устройстве судебной системы, тем не менее сохранила единство суда и обвинения, тайное судопроизводство, административные принципы комплектования высших судебных инстанций.

Около одной  трети судебных чиновников избирало местное дворянское общество из своего состава, а остальные чиновники назначались губернскими властями. 8 апреля 1782 г. был издан «Устав благочиния, или полицейский», на основе которого в городах империи вводились должности квартальных надзирателей и квартальных поручиков. Они подчинялись городской управе благочиния. В губернских городах во главе этого органа стоял полицмейстер или обер-комендант, которым вменялось в обязанность «бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок». За порядок в обеих столицах отвечали обер-полицмейстеры4.

21 апреля 1785 г.  была опубликована Жалованная  грамота дворянству. В ней были  сведены воедино и закреплены  важнейшие привилегии дворянства: свобода от обязательной государственной службы, от податей, постойной повинности, телесных наказаний, подсудность только дворянскому суду, монопольное право на владение землей с крестьянами, право на торговлю и разработку недр, промышленное предпринимательство. Жалованная грамота запрещала лишение дворянина жизни, чести и имущества без приговора суда и последующей конфирмации монархом.

Грамота утверждала корпоративные права дворянства: право каждые три года проводить  дворянское собрание в уезде и  губернии, избирать губернских и уездных  предводителей   дворянства, возглавляющих местное дворянское общество, а также должностных лиц в судебные и административные учреждения (совестного и уездного судей, заседателей в верхний уездный и нижний земский суды, земского исправника). Дворянское общество наделялось правом ходатайствовать о своих нуждах перед губернскими властями и даже перед Сенатом и монархом. В каждой губернии велся учет дворянства — этой цели служили «родословные книги», которыми ведало дворянское депутатское собрание.

Одновременно  с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского голову и представителей судебных учреждений.

  В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения («настоящих городовых обывателей», т. е. владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трех гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; «именитых граждан» — большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы ее функции передавались исполнительному органу — шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения.

По сравнению  с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо  меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Еремян, В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII–XX вв.) / В.В. Еремян, М.В. Федоров. – М. : Новый юрист, 2001. – 176с.
  2. Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. – М.: ЭКСМО, 1997. – 368с.
  3. Жукова, Л.В. История России с древнейших времен до начала XXI  века / Л.В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 527с.
  4. Преображенский, А.А. История Отечества / А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков. – М.:  Просвещение, 2000. – 320с.

1 Преображенский А.А. История Отечества. – М., 2000. – С.266.

2 Еремян В.В. Местное самоуправление в России (XII–XX вв.). – М., 2001. – С. 126

3 Жукова Л.В. История России с древнейших времен до начала XXI века. – М., 2008. – С. 165.

4 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1997. – С. 134.

5 Преображенский А.А. История Отечества. – М., 2000. – С.269.


Информация о работе Просвещенный абсолютизм Екатерины II