Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:33, курс лекций
Для экономического развития России в XVIII в. характерны усиление товарно-денежных отношений, продолжение формирования единого внутреннего рынка, значительный рост внешней торговли. Все это развивалось в довольно своеобразных формах и сопровождалось ориентацией экономики на аграрное развитие, т.е. преимущественное развитие сельского хозяйства и сельской промышленности, относительное уменьшение роли городов, в том числе в промышленности и торговле. Важными особенностями XVIII в. являются настоящая революция цен, рост предпринимательства и торговой деятельности российского дворянства, что наложило свой отпечаток на российскую экономику и судьбу петровских преобразований в промышленности и торговле. Об этом прежде всего и пойдет речь.
' Генеральное учреждение
о воспитании обоего пола
воплощались в обязательные нормы. Именно задачей создания «нового общества» и «новой породы» людей определялся характер вновь открываемых учреждений. Одним из первых был Смольный институт, основанный в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием «Воспитательное общество благородных девиц», имевший особое место в истории русской школы: это было первое женское учебно-воспитательное заведение, включавшее женское образование в общую систему школьного образования и просвещения.
Для проведения более масштабной школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ (1782 г.), работавшая под руководством специально выписанного из Австрии по рекомендации Иосифа II педагога Ф.И. Янковича де Мириево. Комиссия разработала план создания двух типов народных училищ: в уездах — двухклассные (изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис), в губернских городах — четырехклассные (добавлялись русский язык, история, география, геометрия, архитектура, механика, физика, иностранный язык, закон Божий). Вновь создаваемые училища являлись всесословными, содержались за счет государства и находились в ведении местных органов власти. В результате в России впервые была создана общероссийская система общеобразовательной школы: возникла единообразная система учебных заведений с единой методикой и однообразной организацией учебного процесса, основанного на классно-урочной системе. Школьная реформа Екатерины II соответствовала духу XVIII в., духу Просвещения, ее убежденности в том, что «только заведением народных школ разнообразные обычаи России приведутся в согласие, исправятся нравы». Нельзя не признать, что осуществленные в екатерининскую эпоху реформы в области народного образования и просвещения были грандиозными как по своим масштабам, так и по своему долговременному значению, способствовали неуклонной европеизации и гуманизации русского общества.