1.2Реформы Екатерины
Великой
Екатерина 2, подобно большинству
монархов, правивших хоть сколько-нибудь
значительное время, стремилась проводить
реформы. Тем более, что Россия досталась
ей в тяжелом положении: ослаблены были
армия и флот, большой внешний долг, коррупция,
коллапс судебной системы и т. д. и т. п.
Далее мы кратко опишем суть преобразований,
проведенных в правление императрицы
Екатерины 2.
- Губернская реформа: «Учреждение для управления
губерний Всероссийской империи» принято
7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного
деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории
на губернии и уезды. Количество губерний
увеличилось с двадцати трех до пятидесяти.
Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов.
Войсками двух или трех губерний командовал
генерал-губернатор, иначе называемый
наместником. Во главе каждой губернии
стоял губернатор, назначаемый Сенатом
и подчинявшийся напрямую императрице.
Финансами занимался вице-губернатор,
ему подчинялась Казенная палата. Высшим
должностным лицом уезда являлся капитан-исправник.
Центрами уездов являлись города, но так
как их было недостаточно, то статус города
получили 216 крупных сельских поселений.
- Судебная реформа: Для каждого сословия был учрежден
свой суд. Дворян судил земской суд, горожан
– магистраты, а крестьян – расправы.
Также были учреждены совестные суды из
представителей всех трех сословий, выполнявшие
функцию примирительной инстанции. Все
эти суды были выборными. Более высокой
инстанцией были судебные палаты, члены
которых назначались. А высшим судебным
органом Российской империи был Сенат.
- Секуляризационная реформа: Была проведена в 1764 году. Все
монастырские земли, а также жившие на
них крестьяне передавались в ведение
специально учреждаемой Коллегии экономии.
Содержание монашества государство брало
на себя, но с этого момента получило право
определять необходимое империи число
монастырей и монахов.
- Реформа Сената:15 декабря 1763
г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении
в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов:
первый (возглавляемый самим генерал-прокурором)
ведал государственными и политическими
делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными
в Санкт-Петербурге, третий – транспортом,
медициной, науками, образованием, искусством,
четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый
- государственными и политическими в
Москве и шестой – московский судебный
департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.
- Городская реформа:Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены
на шесть разрядам по различным имущественным,
сословным признакам, а также по заслугам
перед обществом и государством, а именно:
настоящие городские обыватели – те, кто
владел недвижимостью в черте города;
купцы трех гильдий; цеховые ремесленники;
иностранные, а также иногородние гости;
именитые граждане – архитекторы, живописцы,
композиторы, учёные, а также богатые купцы
и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.
- Полицейская реформа:В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.
- Реформа образования:Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.
- Денежная реформа:В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).
Вывод.
Задачи политики "просвещенного
абсолютизма" в России в результате
взаимодействия всех факторов объективно
сводились к следующему:
- Укрепление самодержавия за
счет модернизации и совершенствования
системы управления, устранения наиболее
архаичных ее элементов.
- Расширение прав и свобод русского
дворянства в целях его превращения в
подлинно привилегированное и просвещенное
сословие, способное не за страх, а за совесть
служить интересам государства и всего
общества.
- Проведение мер, направленных,
с одной стороны, на усиление власти помещиков
над своими крестьянами, а с другой, призванных
смягчить социальную напряженность.
- Создание условий для экономического
развития страны, принятие законов способствующих
предпринимательству (политика "экономического
либерализма").
- Распространение знаний, развитие
европейских форм культуры и образования
в стране .как обязательное условие модернизации
и просвещения.
- Повышение авторитета России
за границей, укрепление ее международного
положения.
- Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.
2. Как изменился юридический
статус дворянства?
При Елизавете Петровне происходит
расширение прав и привилегий дворянского
сословия, с ее именем соотносят начало
его расцвета. Причиной такого увеличения
является то обстоятельство, что Елизавета
своим приходом к власти обязана именно
дворянству.
Основные расширения прав приходятся
на имущественные отношения дворянства
и отношения его к крестьянам. Указ от
14 марта 1746 г. запретил лицам из «недворян»
"покупать людей и крестьян без земель
и с землями".
Позже, данный указ в 1754 г.
получил обратную силу, сделав данное
право исключительной привилегией дворянства.
Также было предписано, чтобы лица, не
имеющие прав владеть населенными землями,
продали их в определенный срок. Таким
образом, только дворянству предоставлялось
право иметь крестьян и «недвижимые имения».
Это право превращалось теперь в сословную
привилегию, отделяющей привилегированное
дворянство от низших классов.
Право дворянства распоряжаться
крестьянами постепенно расширялось:
так, в 1760 г. помещик получил право ссылать
в Сибирь своих неисправных крестьян,
а также вскоре были ограничены права
крестьян в экономическом плане: они были
лишены права входить в денежные обязательства
без разрешения своих владельцев – дворян.
Таким образом, дворянство расширило свое
право на личность и имущество крестьянина.
Крестьяне были в полном подчинении у
помещика.
Такое расширение все больше
угнетало крестьянское население. При
этом, правительство разделяло такое положение
вещей: при Елизавете дворянам без земли
не запрещалось иметь крестьян. Это важный
факт, говорящий о том, что крестьяне прикреплялись
не к земле, а к самому помещику. Крестьянин
становился его собственностью. В свою
очередь, владельцы крестьян несли некоторую
ответственность за них – обеспечение
сырьем в неурожай, контроль их поведения.
Правительство передавало дворянам часть
властных полномочий и функций, касающихся
крестьянства, что тем самым укрепило
развитие крепостного права.
Даровав такие привилегии дворянству,
правительство Елизаветы продолжило вести
заботу о дворянстве, отделяя его от остальных
слоев общества: путем его консолидации
и недопущением в дворянство иных элементов
общества. Одним из таких «актов заботы»
стало подписание указов, лишавши личных
дворян права покупать людей и земли. Это
объясняется тем, что личное дворянство,
постоянно пополняющееся за счет лиц недворянского
происхождения мешает обособлению этого
сословия. Сенат в 1758 и 1760 гг. постановил
о личных дворянах: «Так как дети их не
дворяне, то не могут иметь и покупать
деревни»; «не дворяне», произведенные
по статской службе в обер-офицеры, не
могут считаться в дворянстве и не могут
иметь за собою деревень». Таким образом,
началось постепенное отделение дворян
по роду от дворян по службе.
Тенденции к замыканию дворянства
как привилегированного сословия проявляются
в указах Сената: с 1756 г. Сенат принял ряд
постановлений о том, что в дворянские
списки могут быть вносимы только лица,
доказавшие свое дворянское происхождение.
Естественно, получив подобные
имущественные привилегии, дворяне также
хотели освобождения и от служебной повинности.
В царствование Анны Иоанновны был издан
указ о сокращении службы дворян до 25 лет.
Однако правительство при Елизавете Петровне
не отменило обязательности дворянской
службы. Напротив, в ее правление службу
с дворян спрашивали очень строго. За укрывательство
угрожали строгими наказаниями, а за неявку
на смотры налагались суровые санкции.
Несмотря на это, дворянство все также
стремилось избегать службы. Подобный
замкнутый круг и был причиной, по которой
правительство боялось снять данную обязанность
с дворян.
В царствование Елизаветы был
введен ряд положений, регламентирующий
обязательное обучение дворян. В 1747 г.
был выработан при участии К. Разумовского
новый регламент Петербургской Академии
Наук, а в 1755 г. был основан Московский
университет, по проекту И. И. Шувалова
и М. В. Ломоносова. Несмотря на то, что
правом учиться в этих университетах могли
воспользоваться люди всех званий, кроме
податных, широко им пользовалось одно
только дворянство. Таким образом, Елизавета
открыла широкий путь дворянству в сфере
образования.
Гражданская правоспособность
дворянства при Елизавете также имела
ряд изменений в их пользу. Так, 13 мая 1754
г. Елизавета Петровна подписала указ
"Об учреждении государственного заемного
банка о порядке выдачи из оного денег
и о наказании ростовщиков". Рассуждая
в тексте указа о том, что дворянство вынуждено
из-за нехватки денег занимать у других
с большими процентами, правительство
решило учредить заемный банк, обеспечивающий
дворянству кредиты из расчета 6% годовых
на довольно крупные суммы денег (до 10
000 руб.), в то время как частный кредит
тогда выдавался под 20%.
Итак, Елизавета, опираясь
в своем правлении на дворянский класс,
обеспечило ему достаточно прочные позиции
в обществе. Таким образом, дворянство
становилось наследственным, замкнутым
сословием с исключительными привилегиями.
Успехи дворянства при Елизавете продолжались
как в сфере имущественных прав, так и
в отношении с крестьянами. Неизменной
оставалась только долгосрочная обязательная
служба государству.
Анализируя правовой статус
дворянства на протяжении всего XVIII века,
можно выявить, что его положение с каждым
годом все больше укреплялось. Так, при
Петре I дворянин имел больше обязанностей,
чем привилегий, и бессрочная служба государству
тяготила сильнее всего. Сокращение срока
службы до 25 лет при Анне Иоанновне облегчило
положение дворянства, однако не удовлетворило
всех его требований. При Елизавете Петровне
наблюдается существенное увеличение
количества прав дворянства. Новые сословные
привилегии в сфере имущественных прав
положили начало замкнутости дворянского
сословия. При Петре III дворянство освободилось
от обязанности служить. Отмена службы,
а также дарование новых личных и имущественных
прав подвело дворянство к статусу высшего
господствующего сословия. Наконец, при
Екатерине II дворянин, получивший значительное
влияние в местном самоуправлении и еще
больше расширивший свои права и привилегии,
окончательно закрепил свой статус, став
прочной опорой самодержавию. Преобразовывая
губернское правление, Екатерина II наложила
на свое дворянство новые обязанности:
местный суд и полицию. Однако данные обязанности
повлекли за собой большее укрепление
влияния дворянства на местах. А расширение
личных прав дворянства, превращение крепостного
права в право полной собственности на
людей – является, как бы вознаграждением
за новую обязательную службу сословия.
Вывод
Начало
расцвета дворянства приходилось на царствование
Елизаветы Петровны. Создавая привилегии
дворянству, правительство стремилось
к тому, чтобы точнее определить границы
дворянского сословия. Заботясь об обеспечении
дворян землями и крепостными душами,
правительство шло навстречу и стремлениям
дворян расширить свои права над крестьянским
населением.
Установлено,
что в послепетровское время самодержец
все больше зависел от дворянства, в плане
поддержки при правительственных переворотах,
укреплении власти. Требования и желания
дворян были приняты Елизаветой, Петром
III, а так же Екатериной II, и нашли себе
почти полное удовлетворение в «Жалованной
Грамоте дворянству» в 1785 г. Но Екатерина
II не сделала дворянское сословие замкнутым,
она осталась на точке зрения петровского
законодательства, что дворянство приобретается
службой и трудами, престолу российскому
полезными. Выяснено, что на протяжении
XVIII в. дворяне приобретали не только личные
блага и безраздельную власть в своем
поместье над крестьянами, но и стали держать
в своих руках местное самоуправление.
В
результате, дворянство, получив огромные
льготы и привилегии и освободившись от
обязанностей, которые ранее оправдывали
эти привилегии, превратилось в сословие,
паразитировавшее на теле российского
общества.
В
ходе работы выяснено, что на протяжении
XIX в. дворянское сословие стало более
замкнутым, а позиции наиболее состоятельной
его части значительно укрепились. Все
эти меры, однако, не смогли приостановить
объективный процесс снижения социальной
и политической роли дворянства.
Проанализировав
роль сословия, занимающего ведущее место
в управленческо-бюрократическом аппарате
государства, на протяжении всего XIX в.,
выяснено, что большая часть дворян теряла
связь с землей, служба нередко становилась
единственным источником дохода. Привилегии
правительства для дворянского сословия
уже не могли оставить неизменным грядущие
социальные катаклизмы. Вся система, просуществовавшая
очень длительное время, была упразднена
в 1917 году декретами советской власти
об уничтожении чинов, сословий и титулов.
3.Каковы итоги
и последствия внешней политики
России при Екатерине II?
Внешняя политика Екатерины
II была достаточно успешной. Благодаря
успехам императрицы в этой области Россия
приобрела небывалый авторитет в Европе.
Сразу же после восшествия на
престол Екатерина расторгла военный
союз с Пруссией, заключенный Петром III.
При Екатерине сформировался новый внешнеполитический
курс России, который заключался в том,
чтобы действовать в соответствии с собственными
интересами,не находясь в постоянной зависимости
от других государств.
Екатерине пришлось решать
три проблемы, оставшиеся ей в наследство:
- Возврат белорусских и украинских
земель, остававшихся в составе Польши;
- Обеспечение безопасности южных
окраин России и выход к Черному морю;
- Упрочение России на берегах
Балтийского моря.
С Курляндией и Польшей дела
были улажены дипломатическим путем, без
войны. Решение же черноморской проблемы
потребовало серьезных военных усилий.
Интересы России и Турции сталкивались
не только в Причерноморье, но и в православной
Молдавии и на Северном Кавказе и в Закавказье,
где наметилась пророссийская ориентация
правящих кругов Грузии и Армении.