Просвещенный абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:48, доклад

Описание работы

Родилась Екатерина в Германии и была привезена в Россию Елизаветой в качестве невесты для Петра III.Пётр 3 был свергнут с престола собственной женой Екатериной и убит. Живя в России Екатерина стремилась лучше узнать новую страну, понять ее обычаи, окружить себя талантливыми людьми.
попримеру ПетраI, Екатерина II много ездила по стране, посетила Ярославль, Ростов Великий, была в Прибалтике, путешествовала по Волге от Твери до Симбирска.
Екатерина II познакомилась с трудами французских просветителей, будучи еще княжной. Взойдя на престол, она предприняла попытку реализовать эти идеи на русской почве. Ключевым словом для нее стало “закон”. Императрица Екатерина II Алексеевна (1741–1796) выступила продолжательницей дела Петра I.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 30.25 Кб (Скачать файл)

 

Родилась Екатерина в Германии и была привезена в Россию Елизаветой в качестве невесты для Петра III.Пётр  3 был свергнут с престола собственной женой Екатериной и убит. Живя в России Екатерина стремилась лучше узнать новую страну, понять ее обычаи, окружить себя талантливыми людьми.  
попримеру ПетраI, Екатерина II много ездила по стране, посетила Ярославль, Ростов Великий, была в Прибалтике, путешествовала по Волге от Твери до Симбирска.

Екатерина II познакомилась с трудами французских просветителей, будучи еще княжной. Взойдя на престол, она предприняла попытку реализовать эти идеи на русской почве. Ключевым словом для нее стало “закон”.  Императрица  Екатерина II Алексеевна (1741–1796) выступила продолжательницей дела Петра I.

 

 

В России ,как и в других европейских странах,переход от феодализма к капитализму способствовал распространению идеологии Просвящения . Правления Екатерины 2 называют эпохой просвященного абсолютизма . ПРосвященный абсолютизма   в России характеризуется такими мероприятиями ,в которых были заинтересованы дворяне и само государство , но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада.Важной чертой политики просвященного  абсолютизма было стремление  ослабить остроту социальных противоречий посредством совершенствования политической  надстройки.

В самом начале царствования Екатерины  2 были предприняты важные меры по модернизации внутреннего управления. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация церковного землевладения, в результате у церкви было отнято более млн. душ крестьян, и для управления ими создана специальная коллегия — Коллегия экономики. Много бывшей церковной земли перешло дворянам в виде пожалования.

Для оживлении экономики и улучшения демографической ситуации Екатерина 2 издала Манифесты о поселении в России иностранцев ,которым обещали покравительство законов ,религиозную свободу и податные льготы.

Екатерина 2 решила дать России новые законы.С этой целью в 1767 г. Она принялась за составление своей знаменитой инструкции-«Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения». Он утверждал необходимость са-модержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы дей-ствия их направить к получению самого большого ото всех добра».

В 1767 г. Императрица созвала Уложенную комиссию для составления свода  законов .Она проработала  полтора года и была распущена .Однако работа комиссии не пропала даром . Содержание местных наказов ,привезённых депутатами  , дали правительству богатый материал для ознакомления  с нуждами и пожеланиями разных групп населения .Этии материалы правительство могло использовать в будущем для своей реформаторской деятельности.

Коренную реформу Екатерина 2 произвела в областном управлении империи: в 1775 реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан, государственных крестьян.  Таким образом центр тяжести власти перемещался с центральных органов на местные учреждения, что привело к сокращению центральных органов власти и повышению оперативности в решении вопросов. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний. 

 Стремясь создать более реальные  гарантии “просвещенной монархии”, Екатерина II начала работать над   жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).   

  Согласно грамоте городам представители “среднего рода людей” (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии - откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень “свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить”.

В 1782–1786 гг. была проведена школьная реформа. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах изучали чтение и письмо, священную историю. В двух старших классах обучали геометрии, географии, физике, истории и т.д. В 1782 г. в России было всего 8 школ с 518 учащимися, в конце XVIII в. –288 школ и 22 220 учащихся. 

 И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.  
     

  Реакционный поворот наблюдался  и во внешней политике Екатерины  П. Вообще внешнеполитическая деятельность  “просвещенной” императрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768 - 1774 и 1787 - 1791 гг.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские^ степи отошли к России. Была решена и польская проблема - по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 гг.) с Россией воссоединились Правобережная Украина и Восточная Белоруссия. Однако на почве ненависти к французской революции и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель - к Пруссии по второму разделу отошли Гданьск, Торунь и значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание — борьбу за освобождение родины возглавил генерал Тадеуш Костюшко. Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А. В. Суворов. Раненный в одном из боев Костюшко был захвачен казаками. Видя бегство сподвижников и свой неминуемый плен, Костюшко бросил саблю и, падая с коня, с отчаянием произнес: “Конец Польше”.  

 Разгром мятежных поляков  завершился в 1795 г. третьим разделом  страны. Речь Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

Таким образом, политика "просвещенного абсолютизма" не разрешила всех тех вопросов, которые ставило общество и время. Государство осталось неизменным по существу, т.е. самодержавным и крепостническим. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II была непоследовательной и ограниченной в силу неготовности русского общества к глубоким преобразованиям. Сказывалась также зависимость Екатерины, как незаконной императрицы, от позиции возведшего ее на престол дворянства. Но отдельные мероприятия этой политики были прогрессивными и выгодными для всей нации. Деятельность Екатерины II положительно сказалась на развитии страны: существенно приросла территория, население увеличилось на 75 %, доходы казны - вчетверо. Но положение народа не улучшалось. 

 

 

 

 Во второй половине XVIII века она проводилась в 
Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии. 
Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. 
Историческое развитие просвещенного абсолютизма. В выше перечисленных странах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться 
«просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно — в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере. 
Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов. 
И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: устранены некоторые сословные привилегии, например, стали взимать налоги и с дворян (в Австрии — при Марии Терезии, в Пруссии — при 
Фридрихе II), проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные — при 
Иосифе II, отменившем крепостное право в Австрии. Церковь постепенно переходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли, закрывало монашеские ордена. В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявший правительство Португалии, добился изгнания из страны иезуитов и конфискации огромных богатств этого ордена. В Испании и Португалии было сокращено число монастырей, положено начало светскому образованию. Постепенно в обществе утверждалась веротерпимость. Фридрих II, например, любил повторять: «У меня пусть всяк спасается на свой манер», имея в виду спасение души. Из судебной практики искоренялся чудовищный пережиток средневековья — пытки. 
Прекращалась «охота на ведьм». 
Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается и теории государства. Практика управления страной была весьма далека от идеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественного договора, придуманная просветителями, воспринималась монархами как соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Как только ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителя идти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут же заканчивалась. Так, многие из самодержцев, хотя и одобряли просветительские теории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, не отваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуру общества и привилегированное положение в нем дворянства. Этим, в частности, объясняется и неприязненное отношение Фридриха II к Руссо: «Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличные манеры и разумные идеи». Главными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшая необходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции, уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая ов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше. 
Суть политики просвещенного абсолютизма Европе (на примере Пруссии, 
Австрии, Испании): 
. ПРУССИЯ: 1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов 
2. Расширение начального образования 
3. Повышение терпимости к иноверцам 
4. Запрещение сгона помещиками крестьян с наделов 
5.Проведение политики меркантилизма (защита национального тооваропроизводитля, поощрение торговли путем активного строительства дорого и каналов) 
6. Отмена пыток 
7. Введение равного для всех суда. 
Вместе с тем такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческих землях сохранены 
. АВСТРИЯ: 1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский законник»; ограничение применения смертной казни 
2. Введение светского низшего и среднего образования 
3. Ограничение привилегий Католической Церкви 
4. Отмена внутренних пошлин и введение высоких внешних (политика меркантилизма) 
5. Отмена крепостного права, наделение крестьян землей 
Вместе с тем, рекрутский набор ужесточился, происходит централизация власти в империи Габсбургов (контроль над автономиями( 
Галицией, Венгрией ( постоянно усиливается) и т. д. 
. ШВЕЦИЯ: 1. Закон о свободе печати 
2. Свобода вероисповедания 
3. Отмена сословных ограничений на занятие государственных постов 
Вместе с тем в последние годы правления усиливается централизация власти, в частности парламент (ригсдаг) созывался по воле короля, упразднялся совещательный орган при нем ( Государственный совет. 
Вывод: Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось всё сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. Но всё это требовало всё больших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества. 
Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязку накопившихся проблем за счёт проведения отдельных реформ также не приносили желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавалось реформированию: в нём всё было предельно взаимосвязано и взаимообусловлено, и любая попытка как-то видоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывала устойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов, снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяя возможности для общественного прогресса, одновременно расшатывал основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно- охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности. 
Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась великая Французская революция, главной причиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны. 

 

 


Информация о работе Просвещенный абсолютизм