Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:43, реферат
В БССР курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП(б) и Х съезде КП(б)в декабре 1925 года. Перед руководством страны стоял вопрос, каким путем идти дальше, как развивать экономику страны. Выход из создавшегося положения был один — как можно быстрее создать мощную экономику с высокоразвитой тяжелой промышленностью и высокомеханизированным сельским хозяйством.
В советской модели индустриализации акцент делался на развитие передовых в то время отраслей, материальной основы военно-промышленного комплекса. В БССР же с середины 1920-х г. и до конца 1-й пятилетки основное внимание уделялось развитию легкой (перерабатывающей) промышленности, что было обусловлено достаточными запасами местного сырья, кадрами, традициями.
В конце 1940 — начале 1941 года в республике развернулось строительство новых крупных промышленных предприятий союзного значения — завода моторов для самолетов, ряда предприятий среднего машиностроения, новых мощных электростанций. Началась коренная реконструкция некоторых машиностроительных заводов. Корпуса крупных промышленных предприятий возводились в западных областях республики.
Успешно развивалась
полиграфическая
Промышленные предприятия Белорусской ССР вырабатывали самую разнообразную продукцию: металлообрабатывающие станки, сложные сельскохозяйственные машины, моторы, турбины, радиоаппаратуру, чугунные трубы, искусственный шелк, химические удобрения, продукты лесохимии, цемент, известь, строительные материалы, облицовочные плитки, изделия из стекла, фанеру, бумагу, спички, мебель, музыкальные инструменты, кожу, обувь, льняные и хлопчатобумажные ткани, трикотажные и швейные изделия, спирт, консервы, кондитерские изделия и многие другие промышленные и продовольственные товары.
Значительные работы были проведены в республике за годы довоенных пятилеток по строительству железных и шоссейных дорог. Новые железнодорожные линии пролегли от Осиповичей до Унечи, от Орши до Лепеля, от Бобруйска до Старушек и т. д. Протяженность железных дорог, которые проходили по территории Белоруссии в 1940 году, составляла 5700 км против 3800 км в 1913 году. На 7,7 тыс. км увеличилась по сравнению с 1913 годом протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием и составила в 1940 году 11,2 тыс. км. Новые шоссейные дороги протянулись к областным и районным центрам открылось движение по автостраде Минск — Москва. В несколько раз возрос грузооборот сухопутного и водного транспорта.
В третьей пятилетке большая работа проводилась по улучшению охраны здоровья трудящихся. В городах, районных центрах и деревнях открывались новые медицинские учреждения. Количество женских и детских консультаций возросло с 85 в 1937 году до 136 в 1941 году. Количество больничных учреждений в Белоруссии увеличилось в 1940 году в сравнении с 1913 годом почти в 4,5 раза. В 1941 году в городских и сельских лечебных учреждениях республики работало свыше 5 тыс. врачей и около 18 тыс. работников среднего медицинского персонала. Медицинские институты в Минске и Витебске ежегодно выпускали все новые отряды специалистов. Сельская врачебная сеть республики насчитывала около 8 тыс. медицинских пунктов, более 700 врачебных участков.
В 1938—1941 годах развертывались работы по благоустройству городов. Увеличивалась протяженность трамвайных линий, расширялась канализационная и водопроводная сеть, строились новые бани и прачечные. Проводились работы по мощению улиц, прокладке тротуаров, озеленению. Такие города, как Минск, Витебск, Могилев, Гомель, Бобруйск, Орша и другие, стали крупными благоустроенными центрами. Значительно выросло их население. Если дореволюционный Минск имел всего 105 тыс. жителей, то в 1940 году население его составляло уже около 250 тыс. человек. В городах выросли многочисленные промышленные корпуса, новые многоэтажные жилые дома, театры, Дома культуры, институты, школы. Изменили свой облик бывшие белорусские местечки. Многие из них выросли в города и городские поселки, стали административно-хозяйственными и культурными центрами районов.
В борьбе за выполнение планов третьей пятилетки и повышение обороноспособности страны применялись мероприятия партии, правительства и профсоюзных органов по укреплению трудовой дисциплины на предприятиях. В 1938 году администрация предприятий получила право увольнения работников за опоздание на 20 минут. 25 июня 1940 года IX пленум ВЦСПС принял обращение ко всем трудящимся, в котором подчеркивалась неотложная необходимость перехода к 8-часовому рабочему дню и 7-дневной рабочей неделе, решительной борьбы против летунов и прогульщиков — дезорганизаторов социалистического производства. За самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин применялась уголовная ответственность.
Все, что было сделано в 1938—1941 годах белорусским народом в деле развития промышленности в Белорусской ССР, являлось результатом самоотверженного труда рабочего класса, той помощи, которую оказывали республике русский и другие народы Советского Союза. В целом к 1941 году БССР представляла собой индустриально-аграрную республику. Её промышленность выпускала металлообрабатывающие станки, сельскохозяйственную технику, радиоаппаратуру, цемент, трубы, стройматериалы, швейные изделия и другую продукцию [2, с. 378].
Заключение
Подводя итог, необходимо
отметить, что за время проведения
индустриализации в стране белорусский
народ потерпел очень много бед.
Успех административно-командно
Несмотря на
выпавшие на долю белорусского народа
трудности, в годы первой пятилетки
(1928–1932 гг.) были построены и введены
в строй швейная фабрика «Знамя
индустриализации» и чулочно-
На протяжении
второй и третьей пятилеток
К концу второй
пятилетки республика давала уже 2,2%
всей валовой продукции
Таким образом, можно сделать вывод, что проведение индустриализации в СССР, как и в БССР в частности, было необходимо, однако проводить ее нужно было постепенно, не прибегая к методам административно-командной системы.
Список использованной литературы
1. Абецедарская, Е.Л. История Беларуси [Тэкст]: Учебное пособие / Бригадин П.И., Жилунович Л.А. и др.; Под ред. А.Г. Кохановского и др. – Мн.: Экаперспектыва, 1997, с.245.
2. Брыгадзін, П. І. Гісторыя Беларусі [Текст] : Курс лекцый / П. І. Брыгадзін, У. Ф. Ладысеў, П. І. Зялінскі і інш. – Мн.: РІВШ БДУ, 2002, с. 278.
3. Доўнар, Т. І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі [Тэкст]: вучэбны дапаможнік / Т. І.Доўнар. – Мн.: Амалфея, 2007, с. 240.
4. История Беларуси в схемах и таблицах [Текст] : учебное пособие для вузов: в 2 ч. – Ч.2: С февральской революции 1917 г. до наших дней / Под ред. Я. И. Рощенко. – Могилев: МГУ им. А.Р. Кулешова, 2005, с. 201.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК [Текст]: [сборник постановлений КПСС]. – Т.4. – М.: Политиздат, 1971, с. 69.
6. Кузьмин, В.И. Исторический опыт советской индустриализации [Текст]: [очерк экономических аспектов проведения индустриализации в СССР и БССР] / В.И. Кузьмин. - М.: Мысль, 1969, с. 143, 171.
7. Очерки по народному хозяйству и финансам Белоруссии. – Мн.: Учпедгиз, 1925, с. 214.
8. Сосин, Л.М. Промышленность строительных материалов Белорусской ССР и перспективы ее развития в семилетке [Текст]: [материалы, касающиеся проведения индустриализации в БССР] / Л. М. Сосин. – Мн.: Беларуская думка, 1959, с. 122, 302.
9. Экономика Советской Белоруссии 1917-1967 [Текст]: [экономический обзор состояния и развития советской экономики за 50 лет]. – Мн.: Политиздат, 1967, с. 50, 267.
10. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. II. М., 1954, с. 196.
11. Завалеев, П.Е. Рабочий класс Белоруссии в борьбе за социализм. 1917-1932 гг. [Текст].Мн.: Политиздат, 1967, с. 103.
12. Эканамiчная гiсторыя Беларусi [Тэкст] : [навуковае выданне] / Пад рэд. У.I. Галубовiча. - Мн.: Беларусь, 1993, с. 351, 203, 412, 415.
13. КПСС в
резолюциях и решениях съездов,
14. Экономика социалистической промышленности. Под ред. Е. Хмельницкой, ч. I. М., 1931, с. 191.
15. Индустриализации
и коллективизации в БССР. Электронный
ресурс: режим доступа: http://www.
Информация о работе Проведение индустриализации в БССР в годы первой пятилетки (1929-1932 гг.)