Проведение крестьянской реформы в России середины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Цель реферата: определить характер крестьянской реформы 1861 года и выявить её роль в истории России.
Задачи:
рассмотреть предпосылки отмены крепостного права
определить особенности решения крестьянского вопроса в России
охарактеризовать отношение крестьян к отмене крепостного права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….. 3
I. Причины отмены крепостного права……………………………………………………..5
II. Подготовка отмены крепостного права………………………………………………….8
III. Отмена крепостного права.
Основные положения Манифеста и Положения от
19 февраля 1961 г……………………………………………………………………..10
Размеры полевого надела и условия наделения крестьян землей…………………………………………………………………………………………11
Устройство сельских обществ и волостей………………………………… .15
4. Крестьянское самоуправление………………………………………………….17
5. Уставные грамоты и реакция крестьян на отмену
крепостного права……………………………………………………………18
IV. Значение реформы………………………………………………………………………..20
V. Заключение………………………………………..…………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Контр. работа история.docx

— 69.82 Кб (Скачать файл)

Крестьяне, проживающие в Западных губерниях, получили надел, которым пользовались до реформы. Но в большинстве губерний земельные наделы были сокращены. При определении норм наделов учитывались природные и экономические условия. «… Надел землею должен был соображаться, разумеется, с густотой крепостного населения в известной местности, как и с качеством почвы; для этого вся Россия разделена была на три полосы:

  • нечерноземную (северная и частью центральная),
  • черноземную и
  • степную;

По качеству почвы и густоте населения  каждая полоса разделялась на местности, которых во всех трех полосах было 29. Для каждой местности по соображению густоты населения и качеству  почвы устанавливались две нормы подушного надела, т. е. участка земли на каждую ревизскую душу, независимо от количества действительных рабочих рук; за основание распределения приняты были цифры последней, Х ревизии. Одна норма представляла высший размер подушного надела, другая - низший. Низший размер всюду равнялся одной трети высшего» 12. При этом для каждой полосы эти размеры были различными. В том случае если количество земли, находящееся в пользовании крестьянина, превышало высший душевой надел, помещик имел право отрезать землю. Если же количество земли было меньше, помещик должен был прирезать недостающие земли, или снизить повинности. Отрезались в основном необходимые для крестьянина земли: пастбища, водопои и тому подобное, в результате чего крестьянин вынужден был брать  их в аренду у помещика. Земля выделялась на общину по количеству ревизских душ ( т. е. на мужчин), затем общество  распределяло её.

За  пользование землей крестьяне несли определенные повинности, которые разделялись на оброк и барщину. «Оброк устанавливаемый, так называемым, «Великороссийским местным положением» за высший душевой надел равнялся: для имений, отстоящих не далее 25 верст от С.- Петербурга,- 12 руб.; для всех прочих имений С.- Петербургской губернии, для Московской и Ярославской, а так же для имений Владимирского, Вязниковского, Покровского и Ковровского уездов Владимирской губернии, лежащих по левую сторону реки Клязьмы, и имений Нижегородской губернии, отстоящий не далее 15 верст от реки Волги, по правому её берегу, а равно лежащих непосредственно на берегу по левую ее сторону - 10 руб.; для Вятской, Витебской, Могилевской, Олонецкой губерний и для ряда уездов Казанской, Орловской, Пензенской, Смоленской, Псковской, Тамбовской губерний - 8 руб.; для всех остальных губерний – 9 руб.»13.

В основу выкупа земли была положена не  её  реальная,  рыночная  цена. Себестоимость земли была намного ниже той суммы, которую крестьянам пришлось заплатить за нее.  Таким образом, крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу — утрату помещиком крепостного труда. Размер выкупа за надел определялся путем, так называемой, «капитализации оброка». Суть ее заключалась в следующем. Годовой оброк приравнивался к 6 % с капитала  (именно такой процент   начислялся ежегодно по вкладам в банк). «Приведем следующий пример. В Московской губернии оброк при высшем душевом наделе составлял 10 руб.; для того, чтобы установить стоимость выкупа этого надела, необходимо капитализировать 10 руб. из 6 %, составим пропорцию:

100 : 6 = х : 10 = 100 * 10 : 6= 1000 : 6= 166 руб. 66 коп.»14 
Крестьяне, за исключением единиц, конечно же не могли внести единовременно всей суммы капитализированного оброка. Помещики же были заинтересованы в получении всех денег сразу. В целях удовлетворения интересов помещиков правительство оказывало «содействие в приобретении крестьянами в собственность их полевых угодий», т .е. организовало «выкупную операцию». Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80 % стоимости капитализированного оброка при условии соответствия надела размерам его по уставной грамоте и ссуды в размере 75 % в случае уменьшения надела по сравнению с уставной грамотой, остальные 20 – 25 % крестьяне должны были выплачивать помещикам самостоятельно. Помимо этого, крестьяне, приступая к выкупу, должны были внести предварительно в кассу уездного казначейства дополнительный платеж, доплачиваемый к выкупной ссуде, в размере одной пятой выкупной ссуды, если приобретался весь надел, и одной четверти, если приобреталась часть надела. Если же выкуп полевого надела осуществлялся не в результате добровольного соглашения между помещиками и крестьянами, а вследствие одностороннего требования помещика, то дополнительный платеж не полагался.

Несоответствие  между  оброком и доходностью с  надела усугублялось так называемой системой «градаций». Суть ее заключалась в том, что половина оброка приходилась на первую  десятину надела, четверть — на вторую, а другая четверть раскладывалась на остальные десятины. Система «градаций» преследовала цель установить максимум повинностей за минимальный надел. Она распространялась также и на барщину: половина барщинных дней отбывалась за первую десятину, четверть — за вторую, другая четверть — за остальные десятины. 2/3 барщинных работ отбывалось летом и 1/3 — зимой. Летний рабочий день составлял 12  часов, а зимний — 9 часов15. При этом вводилась «урочная система»: устанавливался определенный объем работ («урок»), который крестьянин обязан, был выполнить в течение рабочего дня. Однако, вследствие массового плохого исполнения барщинных работ в первые годы после реформы, барщина оказалась настолько неэффективной, что помещики стали быстро переводить крестьян на оброк. Только за 1861—1863 гг. удельный вес барщинных крестьян сократился с 71 до 33%.

Проведение   государством  выкупа крестьянских  наделов  в централизованном порядке   решало  ряд   важных социальных и экономических задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и, вместе с тем, избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Одновременно решалась и проблема возврата казне помещичьего долга в размере 425 млн. руб., взятых помещиками под залог крепостных душ. Эти деньги были вычтены из выкупной суммы. Кроме того,  выкуп оказался выгодной для государства операцией, исходя из того, что по официальным статистическим данным, с 1862 по 1907 гг. (до момента отмены выкупных платежей)   бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне       1 540,6 млн. руб. (и еще оставались ей должны). Кроме того, они уплатили в виде оброка самим помещикам за период своего временно обязанного положения 527 млн. руб.

 

 

            3.      Устройство сельских обществ и волостей.

      Получив статус «свободных сельских обывателей», крестьяне обрели права «участвовать на сходах  в составлении мирских приговоров, и в общественных выборах»16. Право участия в общественном управлении крестьян состояло в том, что они создавали сельские и волостные органы общественного управления. Начальным органом управления стало сельское общество, раньше составляющее имение помещика. В них избирали сельского старосту на 3 года. На собрание ходили все кроме тех, кто вышли из общины (выкупились). Сельские общества должны были объединяться в волость по территориальному принципу и, как правило, волость должна была совпадать с церковным приходом.  Крестьянское   самоуправление составляло сельский сход, избиравший сельского старосту и ряд должностных лиц. Сельский сход занимался разрешением таких   вопросов  как пользование   общинной землей,    сбором податей и недоимок, разрешал вопросы о выходе из общины, а также имел право удалять из общества вредных его членов и устранять отдельных домохозяев от участия в сходах сроком не дольше чем на 3 года. Исполнение решений сельского схода, охрана порядка,   обеспечение исправной уплаты различного рода недоимок и повинностей, входило в обязанности сельского старосты, который подчинялся, как волостному начальству, так и чинам полиции и фактически являлся представителем полицейской власти. Волостной суд вел административно - хозяйственные дела. В сельских обществах временно обязанных крестьян староста следил за тем, чтобы крестьяне выполняли барщину, исправно платили оброк и вообще должны были  «немедленно исполнять законные требования помещика…». Староста наделялся также административными правами; он мог наказывать за незначительные проступки арестом или общественными работами сроком до двух дней или штрафом до одного рубля.

Для каждой волости было создано волостное   управление, включающее в себя волостной сход, волостного старшину с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Волостной сход избирал волостных должностных лиц и судей,  а также разрешал различные хозяйственные и финансовые вопросы, касавшиеся всей волости.  Волостной сход представляли выборные сельские и волостные должностные лица, а также выборные представители от каждых десяти дворов крестьян, избиравшиеся на сельских сходах. Фактически хозяином волости являлся волостной старшина, отвечавший за порядок в волости, ему починялись все сельские старосты.

«Открытие волостей вызвало изъявление радости и признательности крестьян в виде благодарственных писем на имя Александра II. Кроме того, они проводили по этому случаю молебны, составляли приговоры о постоянном праздновании дня открытия волости  и делали пожертвования на приобретение и постройку домов для волостных правлений» .17

 

            4.      Крестьянское самоуправление.

«Высшим органом был учрежден Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет по крестьянскому делу. Он подчинялся непосредственно императору и был учрежден 19 февраля 1861 г…. Средним звеном являлось губернское по крестьянским делам   присутствие, председателем которого был гражданский губернатор. Членами присутствия были губернский предводитель дворянства… так же два члена «от правительства»… Непосредственное практическое проведение реформы ложилось на низшее звено – мировых посредников»18.

Институт мировых   посредников   был создан для регламентации отношений крестьянина и помещика. В первую очередь для составления уставных грамот. Посредники  имели очень широкие   полномочия: назначение волостных старшин и других представителей сельской выборной администрации, отстранение от должности сельских и волостных старшин происходило с их разрешения. Сельский сход созывался по требованию мирового посредника, волостной  сход не мог быть созван без его санкции. «Таким образом,  реализация «Положений 19 февраля» передавалась целиком в руки дворянства. Крестьянское общественное управление, создавшееся по «Общему положению», носило явно выраженный полицейско - фискальный характер, находясь в полной зависимости, как от мирового посредника, так и от местной уездной администрации. Крестьяне в правовом отношении продолжали оставаться в зависимости от власти дворянства, осуществлявшейся в лице мирового посредника»19

   

         5.            Уставные грамоты и реакция крестьян на отмену                              

                                         крепостного права.

Объявление  Манифеста и «Положения 19 февраля 1861 г.», содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю»,    вызвало многочисленные крестьянские волнения. Крестьяне ожидали не такой свободы. Многие считали, что дворяне и чиновники скрывали настоящую суть закона, так как, что же это за отмена крепостного права, если необходимо работать на помещика еще два года. За 1861 г. по данным Министерства  внутренних  дел произошло  784  крестьянских  волнения20.

Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в  начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Требования крестьян сводились к ликвидации феодальных повинностей и помещичьего землевладения («на барщину не пойдем, и оброков платить не будем», «земля вся наша»). Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами крестьян: сотни их были убиты и ранены. Руководитель восстания в с. Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

Среди многих крестьян существовало мнение, что настоящую полную свободу они получат через два  года вместе с землей без выкупа.  Поэтому они в основном отказывались от подписания уставных грамот, так как те, кто их подпишут  никогда уже не получат настоящей свободы.

И  не  смотря  на  то, что  по «Положению»  на  составление  уставных грамот  мировым  посредникам  отводилось  2 года,  в реальности  же это заняло  гораздо  больше  времени  и  многие  Уставные  грамоты  были подписаны без  участия  крестьян.

 По данным, которые  приводит Зайончковский П. А. «К 1 января 1862 г.  количество  составленных  уставных  грамот  равнялось 2796,  было введено в действие 2403.  Из числа введенных  в действие  881  грамота не  была  подписана крестьянами»21.

«Введение Уставных грамот « завершилось во 2-й половине 1864 г. Всех  грамот оказалось до 120 тыс. Большинство из них было составлено помещиками без участия крестьян, т. к. последние отказывались не только от добровольных соглашений с помещиками, но и от принятия грамот по введении их в действие»22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                IV.          Значение реформы.

И не смотря на то, что  крестьянская реформа получилась совсем не такой, о какой мечтали Герцен, Чернышевский и другие  революционные демократы, все же нельзя отрицать огромное нравственное значение реформы, покончившей с многовековым рабством. После реформы усилилось и расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества – деревенской буржуазии. Многие крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город, где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов.

Информация о работе Проведение крестьянской реформы в России середины XIX века