Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:37, контрольная работа
Цель работы проанализировать проблемы провинций римского государства.
Поставленные задачи:
– проанализировать управление римскими провинциями;
– изучить деятельность наместников провинций;
– проанализировать причины коррупции в провинциальном управлении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОВИНЦИИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА………………………..4
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОВИНЦИЙ……………………………………………6
2.1. Безнаказанность Римских наместников…………………………………….6
2.2. Коррупция в провинциальном управлении ………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ПРОВИНЦИИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА………………………..4
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОВИНЦИЙ……………………………………………6
2.1. Безнаказанность Римских
2.2. Коррупция в провинциальном управлении ………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Провинциями, как известно, назывались
римские области вне Италии. Обыкновенно,
после завоевания такой области,
сенат назначал комиссию из десяти
мужей, которые вместе с полководцем,
завоевавшим новую провинцию, устраивали
ее управление. При этом из старых местных
законов и учреждений оставлялись
те, которые соответствовали
Первые две провинции Рима, Сицилия и Корсика с Сардинией, были образованы в 227 г. Через 30 лет, в 197 г., к ним добавились еще две: Бетика и Тарраконская Испания. В 40–х гг. II в. Было образовано большое количество провинций: 147 г. – Македония, 146 г. – Африка, 133 г. – Азия, 120 г. – Нарбоннская Галлия. В 146 г. было всего 6 провинций, при Сулле – 10, после восточных побед Помпея – 141.
Достаточно много граждан Рима выигрывало от расширения государства: воины получали часть добычи и землю, квириты были освобождены от налогов, получали хлебные раздачи, участвовали в откупах. Но огромное количество рабов разоряло крестьянство, что приводило к социальным конфликтам.
Объектом являются провинции Рима.
Предметом – правовые проблемы провинций римского государства.
Цель работы проанализировать проблемы провинций римского государства.
Поставленные задачи:
– проанализировать управление римскими провинциями;
– изучить деятельность наместников провинций;
– проанализировать причины коррупции в провинциальном управлении.
Глава 1. ПРОВИНЦИИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
Провинция (лат. provincia) в Древнем Риме – единица административно–
В Римской республике наместник провинции выбирался на один год. В начале года провинции распределялись между будущими наместниками по жребию или прямым назначением2. Обычно провинции, в которых ожидались какие–либо трудности – нашествие варваров или внутренние волнения – получали наместником проконсула, человека с большим опытом и влиянием. Распределение легионов по провинциям также зависело от опасностей, которым эти провинции могли подвергнуться. Например, в 14 году в провинции Лузитания не было ни одного легиона, в то время как в Нижней Германии стояло четыре легиона, защищая границу от вторжения воинственных германских племен. Эти проблемные провинции всегда были лакомым куском для претендентов, поскольку проблемы часто означали войну, а война – это грабежи, рабы на продажу и другие благоприятные пути к обогащению.
Первой римской провинцией стала Сицилия включенная в состав республики с 241 до н. э. в результате победы над Карфагеном в Первой Пунической войне (264 до н. э. – 241 до н. э.).
Число и размер провинций менялись в соответствии с внешней и внутренней политикой Рима. Во времена империи большие провинции, на границах которых было расквартировано большое количество войск (например Паннония или Мезия), делились на более мелкие провинции для предотвращения ситуации, когда в руках у одного наместника оказывается мощная военная сила, с помощью которой он начинает пробивать себе дорогу к императорскому трону.
С установлением принципата после гражданских войн, которыми закончился период республики в истории Древнего Рима, император Октавиан Август оставил за собой и своими преемниками право назначать военачальников и наместников в ряде наиболее стратегически важных провинций. Эти провинции стали называть императорскими, в противовес сенатским провинциям, в которых право назначать наместников осталось за сенатом.
Во главе провинции стоял ежегодно сменявшийся наместник с титулом «пропретора» или «проконсула» (выбиравшийся из бывших римских консулов и преторов). Он имел власть гражданскую (potestas) и военную (imperium); он также чинил суд и расправу. При нем находилось несколько помощников (legati), квестор – по финансовой части и множество низших чиновников (писцы, ликторы, переводчики). Известно, каким притеснениям и вымогательствам подвергались провинции со стороны наместника, его свиты и откупщиков государственных доходов. Во времена империи положение провинций улучшилось: с одной стороны, императоры усилили контроль, или надзор, за наместниками; с другой – на провинциальные города все более и более распространялись права муниципий (самоуправление или автономия)3. Наконец, они были почти во всем приравнены к Италии.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОВИНЦИЙ
2.1. Безнаказанность Римских
В середине II в. до н. э. в состав Римской державы входило девять провинций: шесть на Западе – Сицилия, Сардиния, Корсика, Цизальпинская Галлия, Испания, Африка, и три на Востоке – Иллирия, Македония, Азия. Правовое положение городов в этих провинциях было различно: большая их часть относилась к категории зависимых общин, платящих налоги. Наряду с зависимыми общинами существовали «свободные общины», пользовавшиеся полной автономией и иногда даже освобождавшиеся от уплаты налогов. Права некоторых общин устанавливались специальными договорами, и такие общины назывались договорными. Таким образом, римское правило «разделяй и властвуй» применялось и здесь.
Провинциальная система
В качестве правителей или наместников провинций римляне посылали сначала преторов, а затем консулов по окончании срока их полномочий в Риме (проконсулов). Наместник назначался для управления провинцией, как правило, на год и в течение этого срока не только располагал в своей провинции всей полнотой военной, гражданской и судебной власти, но фактически не нес никакой ответственности за свею деятельность перед римскими властями. Жаловаться на злоупотребления жители провинций могли лишь после того, как наместник сдавал свои дела преемнику, во такие жалобы редко имели успех. Таким образом, деятельность наместников в провинциях была бесконтрольной.
Почти все провинциальные общины облагались прямыми, а иногда и косвенными налогами, главным образом таможенными сборами. На местное население помимо налогов ложилось всей своей тяжестью содержание провинциальных
Классовая борьба в римском обществе
во II в. до н. э. наместников, их штата, а
также римских войск, расквартированных
в провинциях. Но особенно разорительной
для провинциалов была деятельность
римских публиканов и ростовщиков.
Компании публиканов, бравшие на откуп
сбор налогов в провинциях, вносили
в римскую казну заранее
Римское общество представляло собой пеструю картину враждующих классов. Среди свободного населения шла напряженная борьба за землю между крупными и мелкими землевладельцами, представленными в Риме, в первую очередь, сельским плебсом. Внутри самого класса рабовладельцев начинала разгораться борьба между землевладельческой знатью (нобилитетом) и новой торгово–ростовщической аристократией (всадничеством). Всадничество стремилось к самостоятельной политической роли в государстве и в этой борьбе против политически всесильного нобилитета блокировалось иногда с сельским, а затем с городским плебсом. Городской плебс к этому времени превращается в такую политическую и социальную силу, которая хотя и не имела самостоятельного значения, но в качестве союзника или врага могла оказать решающее влияние на исход того или иного политического столкновения. Отражением всех этих сложных, часто переплетающихся между собой линий борьбы служат бурные политические события эпохи кризиса и падения республики. Важным результатом социального и политического развития в рассматриваемую эпоху является факт расширения господствующего класса Римской державы, включившего теперь в себя слои муниципальной, т. е. италийской, а затем и провинциальной знати. Этот процесс во II в. до н. э. еще только намечался, но он имел определяющее значение, так как именно эти новые элементы господствующего класса менее всего были заинтересованы в сохранении традиционных республиканских форм.
В результате развития рабовладельческого способа производства до крайности обостряется в этот период основное противоречие римского общества, противоречие между антагонистическими классами – рабами и рабовладельцами, что, в свою очередь, приводит к высшей форме классовой борьбы в древности, к восстаниям рабов невиданного прежде размаха. Сначала это были отдельные и разрозненные вспышки, как, например, заговор рабов во время второй Пунической войны, глухо упоминаемый Ливнем, как заговор рабов в Лации (198 г. до н. э.), в результате раскрытия которого было казнено 500 заговорщиков, или, наконец, восстание рабов в Этрурии в 196 г. до н. э., на подавление которого пришлось бросить целый легион. Но в дальнейшем эти отдельные, разрозненные вспышки разгораются в огромный пожар «рабских войн»: таковы грандиозные сицилийские восстания и великое восстание рабов под руководством Спартака.
2.2. Коррупция в провинциальном управлении
Римские наместники выполняли
обязанности бывших правителей завоеванных
и превращенных в провинции стран.
Но если правители были наследственными
хозяевами в своих
Римские аристократы, чтобы быть избранными на высшие магистратуры, нередко должны были идти на большие траты и даже залезать в долги. Для возмещения своих потерь им необходимо было руководство успешной военной кампанией, сулящей богатую добычу, или управление провинциями, которые многие из них также рассматривали как свою законную добычу5.
Сама система управления
провинциями с практически
В мирной провинции, такой, как
Сицилия, главным видом коррупции
была торговля правосудием. Особенно выгодно
было разбирать судебные споры между
публиканами и
Особенно велики были возможности
для коррупции в отсталых незамиренных
провинциях, таких как Испания. Режим
постоянного чрезвычайного
Римские историки заметили, что, когда в связи с трудностями на других театрах военных действий в Испанию не посылали свежие пополнения, там не возникало новых войн и восстаний.
В результате всего этого провинции фактически являлись не столько поместьями римского народа, сколько наместников и их свиты. По словам римского оратора II в. до н.э., они привозили в провинции амфоры, полные вина, а увозили оттуда амфоры, полные денег. Об одном из римских наместников говорили, что он приехал бедным человеком в богатую провинцию, а уехал богатым человеком из бедной провинции.
Провинциалы могли привлечь наместника к суду после окончания срока его полномочий. В 149 г. до н.э. в Риме были создан специальный суд присяжных по делам о вымогательствах в провинциях.
Однако он действовал очень вяло, поскольку судьями были сенаторы сами бывшие или будущие наместники. Обвинительный приговор в этом суде, как правило, угрожал не особенно провинившимся наместникам, а тем у кого были влиятельные враги в самом Риме.
Таким образом, римские подданные страдали не столько от самой системы провинциального управления, сколько от злоупотребления этой системой со стороны коррумпированной римской олигархии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама система управления провинциями с практически безграничной властью наместника, связанного личными неформальными отношениями с назначенными им же самим помощниками и с самыми влиятельными представителями местной знати, способствовала коррупции.
Особенно велики были возможности для коррупции в отсталых незамиренных провинциях, таких как Испания. Некоторые наместники специально провоцировали для этого войны и восстания или жестоко усмиряли мирные племена и общины.
Таким образом, римские подданные страдали не столько от самой системы провинциального управления, сколько от злоупотребления этой системой со стороны коррумпированной римской олигархии.
Так же, можно выделить основные преимущества провинциальной системы управления
1. Налоги и дешевый хлеб
2. Контроль над территорией и населением стал постоянным и более надежным.
3. Материальную пользу стал
4. В перспективе появилась