Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:44, контрольная работа
История человечества показала, что государство по своей сути является высшей формой организации людей, человеческого сообщества, центральным институтом политической системы. Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С появлением государства появляется и собственно история, то есть зафиксированное в письменных источниках описание и осмысление того, как организована и развивается жизнь данного государства. Ввиду особой роли государства на протяжении всей истории человечества его происхождение привлекало внимание и являлось предметом длительных споров.
Пути политогенеза и этапы образования
государства в свете
История человечества показала, что государство по своей сути является высшей формой организации людей, человеческого сообщества, центральным институтом политической системы. Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С появлением государства появляется и собственно история, то есть зафиксированное в письменных источниках описание и осмысление того, как организована и развивается жизнь данного государства. Ввиду особой роли государства на протяжении всей истории человечества его происхождение привлекало внимание и являлось предметом длительных споров.
Возникло множество концепций происхождения государства, или политогенеза1.
Теологическая (религиозная) концепция (Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве) на протяжении длительного времени преобладала и считала происхождение государства результатом деятельности богов, высших сил. Китайцы считали, что их первый император переписал первые законы государства со спины священного дракона. Японцы считали своего первого императора сыном богини Солнца Аматэрасу. Похожие родословные были у первых правителей Древнего Египта, Греции и Рима. Так, по легенде, основателями Рима считаются (753 г. до н. э.) Ромул и его брат-близнец Рем. Они были сыновьями Реи Сильвии и бога Марса, но были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом. Ромул убил Рема и стал первым римским царем. Иван Грозный начинал родословную великих князей московских (ранее — владимирских) от первого римского императора Августа Октавиана. Слово «царь» означает русское сокращение имени Цезарь (кесарь), которое, начиная с Августа Октавиана, после смерти его дяди Гая Юлия Цезаря, пожизненного консула и диктатора Рима, носили все римские императоры.
Патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Н. К. Михайловский и др.) рассматривала государство как большую семью, в которой мудрый руководитель (отец) заботится о подданных (детях) и пользуется властью от имени всех и к общей пользе.
Психологическая теория (Цицерон, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Э. Фромм) связывала возникновение государства с наличием у различных людей импульсов, направленных к властвованию над себе подобными или к подчинению. Разновидностью этой теории можно считать волюнтаристскую теорию (политолог Дж. Ф. Мейтленд-Джонс), которая связывает возникновение независимых государств с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».
Одной из наиболее популярных является теория общественного договора (договорная концепция) — Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др. Она видит природу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. В Англии, Америке и Франции теория общественного договора являлась теоретическим обоснованием происшедших революций. Считалось, что у народа есть право на свержение тех правителей, которые со своей стороны не выполняют принятых на себя обязательств. По мнению части российских историков, Рюрик был призван править русскими землями по договору с племенами ильменских словен, кривичей, веси и чуди. Петр I считал, что народ заключил с ним договор на осуществление правления, но тем самым отказался от своих прав раз и навсегда.
Марксистская теория связывала возникновение государства с появлением и развитием семьи и частной собственности, с возникшим разделением общества на класс богатых (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и класс бедных (рабы, крепостные крестьяне, пролетарии), на обладателей основных богатств (рабов, земли, капитала) и тех, кто зависел от этих собственников. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин рассматривали государство как орудие насилия, подавления в руках тех, кто владеет материальными богатствами данного общества.
Органическая теория (Г. Спенсер, И. К. Блюнчли, Р. Вормс) рассматривала государство и право как произведение сил природы, распространяла действие законов природы на общество.
Наряду с перечисленными, наиболее распространенными теориями существует ряд менее известных вариантов разъяснения причин возникновения столь важного социального феномена.
Теория реципрокного обмена (востоковед Л. С. Васильев) строится на предположении о том, что наиболее удачливые охотники племени, делившиеся с остальными членами племени добытой дичью, со временем приобретали особое положение. Племя в знак признательности закрепляло за лидером право на последующееперераспределение (редистрибуцию) добычи.
Гидравлическая (ирригационная) (К. Витфогель) теория объясняет возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (в Египте, Шумере, Китае).
Теория инцеста (К. Леви-Стросс) считает важнейшим фактом в развитии человечества запрет инцеста (кровосмешения, половых отношений между близкими родственниками). Это событие стало исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновение государства.
При различии подходов многие авторы считают, что существуют некоторые общие закономерности возникновения государства:
- это достаточно длительный исторический процесс;
- этот процесс имеет объективный характер;
- возникновение государства связано с необходимостью преодоления острых противоречий в обществе, а также противоречий между природой и обществом;
- государство, возникнув на определенном этапе общества, становится одним из важнейших социальных атрибутов.
Пути возникновения государства
Неравномерность
экономического и
Чаще всего
в теории рассматривают
В обеих
моделях государства - "азиатской"
и "европейской" имеет место
различное сочетание двух
Для "азиатской"
модели характерно то, что такое
сочетание выливается в
Для азиатского пути характерно:
- возникновение из
- экономическая основа
- общественная и
- политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;
- чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;
Для европейского пути характерно следующее:
- государство возникло до появления классов.
- насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;
- основой государства является частная собственность;
- классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
- определение политическое господство через богатство;
- административная структура складывается после появления частной собственности;
- государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;
В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:
1. Афинская - естественный,
ненасильственный путь, разделенный
на три этапа (учреждение
2. Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;
3. Германская - внешнее насилие.
Разные типы общностей в догосударственный период
В догосударственный период древнейшие представители рода Хомо сапиенс (Человека разумного) объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. В эпоху древнего палеолита существовало «первобытное человеческое стадо». Этим условным термином обозначают начальный этап первобытного общества, его дородовой стадии.
Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества.
Род представлял собой
коллектив кровных
Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в процессе политогенеза, с возникновением государства.
Родоплеменное деление длительное время сохранялось у многих народов, например у индейцев Северной Америки. Родовое деление сохраняется у некоторых народов в ряде труднодоступных районов мира — в Австралии, Африке, Южной Америке.
В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейшее время можно выделить несколько периодов:
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) — 45 000–8000 лет до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, — 8000–3500 лет до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации, — 3500–600 лет до н. э.
4. Период античных государств — 600 г. до н. э. — 476 г. н. э.
Первые государства возникли в глубокой древности, не позднее III–II тысячелетий до н. э. в регионах мира, наиболее благоприятных для жизни людей, — Древние Египет, Персия, Индия, Китай.
Источники:
1. Фортунатов В.В. История: для бакалавров и специалистов. – СПб., 2013
2. Лекции по теории государства
и права (электронный ресурс) . -http://webarhimed.ru/page-70.
1 Политогенез — понятие, предложенное Л. Е. Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все большую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.