Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:10, реферат
Изучая историю России, нельзя не затронуть, не заинтересоваться этой темой. Необходимо воспринимать данный вопрос не как варварские пережитки, а как неотъемлемую, отдельную ветвь государственного управления, высшую меру судебного наказания и восстановления справедливости (в случаях с преступниками).
Пытки и казни в древней Руси.
Изучая историю России, нельзя не затронуть, не заинтересоваться этой темой. Необходимо воспринимать данный вопрос не как варварские пережитки, а как неотъемлемую, отдельную ветвь государственного управления, высшую меру судебного наказания и восстановления справедливости (в случаях с преступниками).
Прообразом смертной казни в России, явился обычай кровной мести, который представлял собою не только древнейший принцип возмездия и суда, характерный для родо-племенного строя, но и жестокую борьбу за существование. Когда же появилось государство, он приобрел публичный характер и трансформировался в уголовное наказание, которое применялось уже от имени государственной власти и включало в себя смертную казнь.
Так же нельзя исключать тот факт, что на протяжении человеческой истории, в связи с развитием цивилизации и права, отношение к казни и ее виды кардинально менялись. Например, в древности лишь в единичных случаях практиковалось тюремное заключение, а были более распространены: пытки, продажа в рабство и различные телесные наказания, т. е. не просто лишения, а именно физическое и нравственное наказание, дабы преступник ощутил всю боль того, которую доставил кому-либо на себе.
Смертная казнь применялась на Руси издавна, многими правителями, как в случаях, предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал. Большинство истоков казней и пыток на Руси следует искать именно в Византии.
Мужа Ольги (Игоря) казнили древляне, это общеизвестный факт. Они загнули 2 дерева, привязали князя между ними, а потом эти деревья отпустили и, естественно, его разорвало пополам.
Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа. На словах она говорила, что почитает и уважает их, что обвенчается с князем земли древлян Малом, а на деле же убивала их.
Первую партию древлян, посланных к ней, чтобы сообщить о казне князя, она закопала заживо в яме. Вторую партию древлян, лучших мужей их земли, сожгла в бане, а третью (5000 древлян)зарубила на пире, когда те уже опьянели. Затем она с дружиной одержала победу в битве с древлянами, впоследствии чего они выплачивали дань Руси.
В Киевской Руси казнили за то, что человек посмел замахнуться на родителя.
Не на государственном уровне, частным образом, феодалы «наказывали» за преступления и проступки зависимых крестьян, их всячески избивали и наносили увечья, сажали на муравейник или обмазывали медом и привязывали в лесу к деревьям. Вот такое понятие правосудия было у людей, наделенных пусть и небольшой, но властью.
Первый письменный источник русского права «Русская правда» смертной казни не
знала. Хотя еще после крещения греческие епископы настоятельно рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, которая широко применяла смертную казнь и другие жестокосердные наказания. Хотя в летописях говорится о том, что в 1069 году (во времена “Русской Правды”, не предусматривавшей смертной казни вообще) князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев, который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяслава из Киева. Сам же Владимир не признавал смертной казни и говорил, что боится греха и не хочет брать его на свою душу.
На Руси, видимо в силу обостренного чувства справедливости и мести, в память об обычаях и крепких нравах, смертная казнь применялась и за незначительные проступки и за большие грехи (киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду, а Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить боярина Вельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат.).
Во время Ига Золотой Орды баскаков и бесерменов русский народ отлавливал и публично изощренно казнил.
Впервые же в истории русского государства смертная казнь законодательно закрепляется лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте, за кражу, совершенную трижды. Впоследствии область применения смертной казни расширялась (Псковская судная грамота 1467 года, судебники 1497 и 1550 гг.).
Слов «бандит», «гангстер», «хулиган», «скинхед» и многих других не существовало. Все они были заимствованы позже. Были только слова «преступник» (преступивший черту), «разбойник», «вор» и несколько других.
Тогда рубили головы (применялось это к политическим противникам), вешали, занимались членовредительством (лишали частей тела), тык же был распространен такой вид казни как:
Посажение на кол.
Казнь заключалась в надевании осужденного на заостренный кол через анус. Под тяжестью тела кол медленно проникал во внутренности казнимого и выходил наружу из груди либо между лопатками. Иногда, чтобы усилить мучения, недалеко от острого конца кола прибивали перекладину, которая предохраняла от пронзания тела насквозь и тем самым продляла агонию осужденного на день или два.
И сожжение.
Когда в 1411 г. в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин.
Зачастую
сжигали еретиков, колдунов и ведьм,
различных религиозных
Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку
представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.
На Руси особый расцвет смертной казни пришелся на Ивана Грозного, который был неистощим на выдумки и отличался особой жестокостью, которая граничила с патологией (всем известно, что он собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер). При нем применялось кипячение в масле, вине
или воде (сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котел на огонь, постепенно подогревая жидкость до кипения). Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников и подданных.
Судебник 1555 г. Пытки имели двоякое назначение : а ) как способ казни , имеющий для всех окружающих лиц большое воспитательное значение и б ) как инструмент понуждения к сознанию и даче показаний в ходе следствия .
Но помимо пытки , тяжелым испытанием
для обвиняемого являлось получаемое
по ходу приговору суда наказание ,
связанное с причинением ему - обвиняемому
- повреждений различных частей тела .
Причинение преступнику таких повреждений
, обычно выражавшееся в отсечении различных
членов , получило распространение на
Руси еще во времена первых московских
князей . С течением времени эта практика
получала все более широкое применение
и более детальную регламентацию .
Так , в 1549 г. Указом молодого русского
Царя Иоанна Васильевича ( Грозного ) по
всей стране была введена практика отсечения
руки вору , повторно пойманному при совершении
преступления .
Кроме того , с середины 16 - го столетия
повсеместно начинают применять следующие
членовредительные наказания : а ) отрезание руки холопа , оказавшего
физическое сопротивление хозяину ; б) отрезание ушей вора , пойманного
на первой краже . Повешение являлось позорящим
видом казни. Утопление применялось тогда,
когда необходимо было казнить нескольких
человек.
Примеры казней во времена правления Ивана Грозного:
- Новгородского архиепископа Леонида, зашивали в медвежью шкуру
и бросали на растерзание собакам, ногда на людей натравливали медведей,
- С других живьем сдирали кожу, волосы и так далее, так же была казнь «с юмором» дворянина по фамилии Овцын повесили на одной перекладине с овцой.
- Залитие горла расплавленным
свинцом применялось
фальшивомонетчикам (1672 году этот вид смертной казни был заменен
отсечением обоих ног и левой руки преступника),
- Бояр, которых подозревали в измене, а подозревали многих, вешали на Лобном месте,
- Четвертование применялось за оскорбление государя, за покушение на его жизнь, иногда за измену, а также за самозванство,
Четвертование.
Применялось за преступления против государя.
Осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Части тела выставляли на публичное обозрение и осмеивание.
- Нескольких монахов однажды привязали к бочке с порохом и взорвали, Иван тогда потешался и сказал, что они полетят прямиком на небеса,
- Врача Елисея Бомбелия по
приказу царя казнили так: выворотили
из суставов руки, вывихнули ноги, изрезали
спину проволочными плетьми, затем привязали
к деревянному столбу и разводили под
ним огонь, наконец, полуживого отвезли
на санях в тюрьму, где он и скончался от
ран,
- Главу иностранного приказа (министра
иностранных дел, говоря современным языком)
Ивана Михайловича Висковатого по приказу
Грозного привязали к столбу, а затем приближенные
царя подходили к осужденному и каждый
вырезал у него из тела по куску мяса. Один
из опричников, Иван Реутов, "неудачно"
отрезал кусок, в результате чего Висковатый
умер. Тогда Грозный обвинил Реутова в
том, что он сделал это нарочно, чтобы сократить
мучения Висковатого и велел казнить его.
Но от казни Реутов уберегся, успев заболеть
чумой и умереть,
- Когда на Красной площади в Москве
состоялись массовые казни, царь приказал
у многих "вырезать из живой кожи ремни,
а с других совсем снять кожу и каждому
своему придворному определил он, когда
тот должен умереть, и для каждого назначил
различный род смерти: у одних он приказал
отрубить правую и левую руку и ногу, а
потом только голову, другим же разрубить
живот, а потом отрубить руки, ноги, голову",
- Грозный любил "
Закапывание живого человека в землю
Было закреплено в 22 главе "Соборного уложения" 1649 г. применялась в России к женщинам-мужеубийцам. Но данный вид казни действовал и ранее. Преступницы закапывались по горло, реже - по грудь. Казнь проводилась в людном месте (крупнейший рынок или городская площадь). Рядом с закопанной выставлялся пост; часовые были обязаны пресекать любые попытки оказания помощи страдалице, но разрешалось подавать деньги на гроб и свечи. Стоящий вертикально в толще земли человек испытывал постепенно нараставшее глубокое охлаждение ; но главный элемент мучительства крылся в другом - сдавление груди землей сильно затрудняло дыхание(палачи и сами уплотняли грунт вокруг жертвы). Женщины мучались три-четыре дня, а затем угасали на глазах зевак. Самой мучительной, безусловно, следует признать смерть некоей Ефросиньи в 1730 г. в Москве : будучи закопанной 21 августа, эта женщина умерла 22 сентября. Известны случаи, когда женщин, приговоренных к смерти через закапывание живьем, оставляли в живых. После сильнейшего истощения и пережитых мучений они обязаны были постричься в монахни. В 1677 г. некая Жукова в течение суток оставалась закопанной по горло ; ходатайство одной из женских монашеских общин спасло ей жизнь - она была выкопана и пострижена в монахини. Любопытно, что ни у кого из спасенных не наблюдалось каких-либо психических отклонений.
Колесование.
Приговорённому
к колесованию железным ломом
или колесом ломали все крупные
кости тела, затем его привязывали
к большому колесу, и устанавливали
колесо на шест. Приговорённый оказывался
лицом вверх, смотря на небо, и умирал так
от шока и обезвоживания, часто довольно
долго. Страдания умирающего усугубляли
клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса
использовали просто деревянную раму
или крест из брёвен.
Замуровывание
Вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре и литературе.
Заключение.
Как показывают различные исследования, идея казни людям привычна во всём
мире. К тому же это одна из самых древних мер правосудия, так как тюрьмы появились позже. Особенно репрессивным российское государство было при Иване Грозном, уничтожившем четыре тысячи подданных, и Петре Первом. Но это уже другая история…