Пытки и казни древней руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Изучая историю России, нельзя не затронуть, не заинтересоваться этой темой. Необходимо воспринимать данный вопрос не как варварские пережитки, а как неотъемлемую, отдельную ветвь государственного управления, высшую меру судебного наказания и восстановления справедливости (в случаях с преступниками).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Пытки и казни в  древней Руси.

 

Изучая историю России, нельзя не затронуть, не заинтересоваться этой темой. Необходимо воспринимать данный вопрос не как варварские пережитки, а как неотъемлемую, отдельную ветвь государственного управления, высшую меру судебного наказания и восстановления справедливости (в случаях с преступниками).

 

Прообразом смертной казни в России, явился обычай кровной мести, который представлял собою не только древнейший принцип возмездия и суда, характерный для родо-племенного строя, но и жестокую борьбу за существование. Когда же появилось государство, он приобрел публичный характер и трансформировался в уголовное наказание, которое применялось уже от имени государственной власти и включало в себя смертную казнь.

 

Так же нельзя исключать тот факт, что на протяжении человеческой истории, в связи с развитием цивилизации и права, отношение к казни и ее виды кардинально менялись. Например, в древности лишь в единичных случаях практиковалось тюремное заключение, а были более распространены: пытки, продажа в рабство и различные телесные наказания, т. е. не просто лишения, а именно физическое и нравственное наказание, дабы преступник ощутил всю боль того, которую доставил кому-либо на себе.

 

 

Смертная казнь применялась на Руси издавна, многими правителями, как в случаях, предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал. Большинство истоков казней и пыток на Руси следует искать именно в Византии.

 

Мужа Ольги (Игоря) казнили древляне, это общеизвестный факт. Они загнули 2 дерева, привязали князя между ними, а потом эти деревья отпустили и, естественно, его разорвало пополам.

 

Княгиня Ольга жестоко отомстила  древлянам за смерть своего мужа. На словах она говорила, что почитает и уважает их, что обвенчается с князем земли древлян Малом, а на деле же убивала их.

Первую партию древлян, посланных  к ней, чтобы сообщить о казне  князя, она закопала заживо в яме. Вторую партию древлян, лучших мужей их земли, сожгла в бане, а третью (5000 древлян)зарубила на пире, когда те уже опьянели. Затем она с дружиной одержала победу в битве с древлянами, впоследствии чего они выплачивали дань Руси.

 

В Киевской Руси казнили за то, что  человек посмел замахнуться на родителя.

 

Не на государственном уровне, частным  образом, феодалы «наказывали» за преступления и проступки зависимых крестьян, их всячески избивали и наносили увечья, сажали на муравейник или обмазывали медом и привязывали в лесу к деревьям. Вот такое понятие правосудия было у людей, наделенных пусть и небольшой, но властью.

 

 

Первый письменный источник русского права «Русская правда» смертной казни не

знала. Хотя еще после крещения греческие епископы настоятельно рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, которая широко применяла смертную казнь и другие жестокосердные наказания. Хотя в летописях говорится о том, что в 1069 году (во времена “Русской Правды”, не предусматривавшей смертной казни вообще) князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев, который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяслава из Киева. Сам же Владимир не признавал смертной казни и говорил, что боится греха и не хочет брать его на свою душу.

 

На Руси, видимо в силу обостренного чувства справедливости и мести, в память об обычаях и крепких нравах, смертная казнь применялась и за незначительные проступки и за большие грехи (киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду, а Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить боярина Вельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат.).

 

Во  время Ига Золотой Орды баскаков и бесерменов русский народ отлавливал и публично изощренно казнил.

 

Впервые же в истории русского государства смертная казнь законодательно закрепляется лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте, за кражу, совершенную трижды. Впоследствии область применения смертной казни расширялась (Псковская судная грамота 1467 года, судебники 1497 и 1550 гг.).

Слов  «бандит», «гангстер», «хулиган», «скинхед» и многих других не существовало. Все они были заимствованы позже. Были только слова «преступник» (преступивший черту), «разбойник», «вор» и несколько других.

 

Тогда рубили головы (применялось это к  политическим противникам), вешали, занимались членовредительством (лишали частей тела), тык же был распространен такой вид казни как:

 

Посажение на кол.

Казнь заключалась в надевании  осужденного на заостренный кол  через анус. Под тяжестью тела кол  медленно проникал во внутренности казнимого  и выходил наружу из груди либо между лопатками. Иногда, чтобы усилить мучения, недалеко от острого конца кола прибивали перекладину, которая предохраняла от пронзания тела насквозь и тем самым продляла агонию осужденного на день или два.

 

И сожжение.

Когда в 1411 г. в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин.

Зачастую  сжигали еретиков, колдунов и ведьм, различных религиозных пресупников.

Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку

представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.

 

                                                       

На Руси особый расцвет смертной казни пришелся на Ивана Грозного, который был неистощим на выдумки и отличался особой жестокостью, которая граничила с патологией (всем известно, что он собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер). При нем применялось кипячение в масле, вине

или воде (сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котел на огонь, постепенно подогревая жидкость до кипения). Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников и подданных.

 

Судебник 1555 г. Пытки имели двоякое назначение : а ) как способ казни , имеющий для всех окружающих лиц большое воспитательное значение и б ) как инструмент понуждения к сознанию и даче показаний в ходе следствия .

 

Но помимо пытки , тяжелым испытанием для обвиняемого являлось получаемое по ходу приговору суда наказание , связанное с причинением ему - обвиняемому - повреждений различных частей тела . Причинение преступнику таких повреждений , обычно выражавшееся в отсечении различных членов , получило распространение на Руси еще во времена первых московских князей . С течением времени эта практика получала все более широкое применение и более детальную регламентацию .  
Так , в 1549 г. Указом молодого русского Царя Иоанна Васильевича ( Грозного ) по всей стране была введена практика отсечения руки вору , повторно пойманному при совершении преступления .  
Кроме того , с середины 16 - го столетия повсеместно начинают применять следующие членовредительные наказания : а ) отрезание руки холопа , оказавшего физическое сопротивление хозяину ; б) отрезание ушей вора , пойманного на первой краже . Повешение являлось позорящим видом казни. Утопление применялось тогда, когда необходимо было казнить нескольких человек.

 

 

Примеры казней во времена  правления Ивана Грозного:

 

- Новгородского архиепископа Леонида, зашивали в медвежью шкуру

и бросали на растерзание собакам, ногда на людей натравливали медведей,

 

- С других живьем сдирали  кожу, волосы и так далее, так же была казнь «с юмором» дворянина по фамилии Овцын повесили на одной перекладине с овцой.

 

- Залитие горла расплавленным  свинцом применялось исключительно  к

фальшивомонетчикам (1672 году этот вид  смертной казни был заменен

отсечением обоих ног и левой  руки преступника),

 

- Бояр, которых подозревали в  измене, а подозревали многих, вешали на Лобном месте,

 

- Четвертование применялось за  оскорбление государя, за покушение  на его жизнь, иногда за  измену, а также за самозванство,

Четвертование.

Применялось за преступления против государя.

Осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Части тела выставляли на публичное обозрение и осмеивание.

 

- Нескольких монахов однажды  привязали к бочке с порохом и взорвали, Иван тогда потешался и сказал, что они полетят прямиком на небеса,

 
- Врача Елисея Бомбелия по  приказу царя казнили так: выворотили из суставов руки, вывихнули ноги, изрезали спину проволочными плетьми, затем привязали к деревянному столбу и разводили под ним огонь, наконец, полуживого отвезли на санях в тюрьму, где он и скончался от ран,

 
- Главу иностранного приказа (министра иностранных дел, говоря современным языком) Ивана Михайловича Висковатого по приказу Грозного привязали к столбу, а затем приближенные царя подходили к осужденному и каждый вырезал у него из тела по куску мяса. Один из опричников, Иван Реутов, "неудачно" отрезал кусок, в результате чего Висковатый умер. Тогда Грозный обвинил Реутова в том, что он сделал это нарочно, чтобы сократить мучения Висковатого и велел казнить его. Но от казни Реутов уберегся, успев заболеть чумой и умереть,

 
- Когда на Красной площади в Москве состоялись массовые казни, царь приказал у многих "вырезать из живой кожи ремни, а с других совсем снять кожу и каждому своему придворному определил он, когда тот должен умереть, и для каждого назначил различный род смерти: у одних он приказал отрубить правую и левую руку и ногу, а потом только голову, другим же разрубить живот, а потом отрубить руки, ноги, голову",

 
- Грозный любил "комбинированные"  виды казни. Во время казней  в Новгороде царь приказывал  поджигать людей специальным горючим составом ("пожаром"), затем опаленных и измученных, их привязывали к саням и пускали лошадей вскачь. Тела волочились по мерзлой земле, оставляя кровавые полосы. Затем их сбрасывали в реку Волхов с моста. Вместе с этими несчастными к реке везли их жен и детей. Женщинам связывали назад руки с ногами, привязывали к ним детей и тоже бросали в студеную реку. А там, в лодках плавали опричники, которые добивали тех, кто всплывал, баграми и топорами.

 

Закапывание живого человека в землю

Было закреплено в 22 главе "Соборного уложения" 1649 г. применялась в России к женщинам-мужеубийцам. Но данный вид казни действовал и ранее. Преступницы закапывались по горло, реже - по грудь. Казнь проводилась в людном месте (крупнейший рынок или городская площадь). Рядом с закопанной выставлялся пост; часовые были обязаны пресекать любые попытки оказания помощи страдалице, но разрешалось подавать деньги на гроб и свечи. Стоящий вертикально в толще земли человек испытывал постепенно нараставшее глубокое охлаждение ; но главный элемент мучительства крылся в другом - сдавление груди землей сильно затрудняло дыхание(палачи и сами уплотняли грунт вокруг жертвы). Женщины мучались три-четыре дня, а затем угасали на глазах зевак. Самой мучительной, безусловно, следует признать смерть некоей Ефросиньи в 1730 г. в Москве : будучи закопанной 21 августа, эта женщина умерла 22 сентября. Известны случаи, когда женщин, приговоренных к смерти через закапывание живьем, оставляли в живых. После сильнейшего истощения и пережитых мучений они обязаны были постричься в монахни. В 1677 г. некая Жукова в течение суток оставалась закопанной по горло ; ходатайство одной из женских монашеских общин спасло ей жизнь - она была выкопана и пострижена в монахини. Любопытно, что ни у кого из спасенных не наблюдалось каких-либо психических отклонений.

 

Колесование.

Приговорённому  к колесованию железным ломом  или колесом ломали все крупные  кости тела, затем его привязывали  к большому колесу, и устанавливали  колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен. 
 
Замуровывание

Вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре и литературе.

 
 

Заключение.                              

Как показывают различные исследования, идея казни людям привычна во всём

мире. К тому же это одна из самых  древних мер правосудия, так как тюрьмы появились позже. Особенно репрессивным российское государство было при Иване Грозном, уничтожившем четыре тысячи подданных, и Петре Первом. Но это уже другая история…


Информация о работе Пытки и казни древней руси