Рабочее движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако реализация реформы и её итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Содержание работы

Введение
Рабочее движение
«Южнороссийский союз рабочих» 1875г.
«Северный союз русских» 1878-1880гг.
Русское народничество 70-х гг. XIX в.
«Земля и воля» (1876-1879 гг.). «Народная воля». «Черный передел»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

(История).doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

революция (по Ткачеву) сводилась к захвату власти и установлению диктатуры "революционного меньшинства", т.е. путем узкого заговора "активного меньшинства". (3)

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

 

       

 

  1. Земля и воля» (1876-1879 гг.). «Народная воля». «Черный передел»

 

В 1876 г. была создана народническая подпольная организация "Земля и воля", видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А, Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Чернопередельцы (среди наиболее активных членов - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма. (8)

Народовольцы (в состав Исполнительного комитета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. "Народная воля" подготовила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.

Правое его крыло - В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое - Н. К Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. признавали необходимость политических преобразований, но мирным реформистским путем.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе "народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс - продукт капитализма, а капитализм в стране насаждается искусственно. (6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, "самобытном" пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного.

Главными идеологами доктрины народничества явились Михаил Бакунин, Петр Лавров и Петр Ткачев.

В 70-е годы преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, "действенное") народничество. Сам термин "народник" появился в литературе в середине 60-х годов, но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок. Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы (или недооценивали ее значение).

 

Список литературы

 

  1. Арсланов Р.А. История России с древнейших времен до конца XX века. - М.: Высш. шк., 2012. - с. 266.
  2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России 1917-2004. – М., 2013.
  3. Жуков В.И., Еськов Г.С. История России. - М.: Союз, 2013. - с. 93.
  4. Истории России: IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева/ Отв. ред. Я.А. Перехов. – Ростов-на-Дону: ИЦ «Март»,  Фенекс, 2009
  5. История России IX-XX вв. / под ред. Н.П. Ионичева. – М., 2011.
  6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России - М.: Издательство НОРМА, 2012. - с. 129.
  7. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М., 2012.
  8. Федоров В.А. История России 1861-1917. - М.: Высш. шк., 2011. - с. 63.
  9. Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ А.С. Орлов, В.А. Георгиева – М.: ТК Велби, Проспект, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

  1. Отметьте черты идеологии, характерные для народничества в целом:

а) утопический социализм

б) признание русской крестьянской общины готовой ячейкой социализма

в) вера в возможность миновать капитализм с помощью общины

г) анархизм

 

2. Группа народников «Черный передел», возглавляемая Г.В. Плехановым, отстаивала тактику:

а) пропагандистской работы в народе

б) индивидуального террора

в) заговорщической деятельности для осуществления революционного переворота

г) бунтарского движения

 

3. Какие организации  создали революционеры в России  в 70-х годах XIX века?

а) «Северное» и «Южное» общества, «Союз спасения», «Союз благоденствия»

б) «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля»

в) «Южнороссийский союз», «Северный союз», «Союз соединенных славян»

г) «Освобождение труда», «Союз борьбы»


Информация о работе Рабочее движение