Рабочие движение Донбасса в начале xx века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:11, реферат

Описание работы

В Донбассе проживают представители более ста национальностей, большинство из которых по иронии судьбы и велению киевского начальства в один прекрасный день стали считаться национальным меньшинством на своей родной земле и регулярно испытывают притеснения из-за своей национальной принадлежности.

Содержание работы

1.Введение
2. Рабочие Донбасса в начале XX века
3. Образование монополий
4. Предприятия Донбасса
5. Железно дорожный транспорт
6. Добыча угля в Донбассе
7. Высокий уровень концентрации производства
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

Рабочие Донбасса в начале XX века.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

        МАКЕЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме: «Рабочие движение Донбасса в начале xx века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил

                                                                              Студент гр.-СМ 14/1

                                      Самарский А.С.

                                                            Проверила

                                                                   Скварцова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   2015

                     Содержание:

1.Введение

2. Рабочие Донбасса в начале XX века

3. Образование монополий

4. Предприятия Донбасса

5. Железно дорожный транспорт

6. Добыча угля в Донбассе

7. Высокий уровень концентрации производства

8. Заключение 

9. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1.Введение

Донбасс это особый регион. И не потому, что здесь находится львиная доля украинской промышленности, и не потому, что это самый густонаселенный край Украины. Своеобразие Донбасса состоит в его особом этническом, языковом и религиозном развитии.

В Донбассе проживают представители более ста национальностей, большинство из которых по иронии судьбы и велению киевского начальства в один прекрасный день стали считаться национальным меньшинством на своей родной земле и регулярно испытывают притеснения из-за своей национальной принадлежности.

 

 

 

 

 

     2. Рабочие Донбасса в начале XX века

Численность рабочих Донбасса во многом зависела от общей экономической конъюнктуры: в периоды промышленных кризисов количество людей, занятых в производстве, резко сокращалось. В углепромышленности, где энерговооруженность труда была наименьшей, а применение малопроизводительного ручного труда массовым, численность рабочих росла быстрее, чем в металлургии, металлообработке и на транспорте.

В 1900 г. в промышленности Донбасса работало 170-175 тыс. человек, в том числе в ведущих ее отраслях — угольной, металлургической и металлообрабатывающей—125 тыс. В годы кризиса начала XX в. работы лишилось свыше 20 тыс. человек. С 1904 по 1909 г., когда в промышленности Юга начался спад, число работающих возрастало. В 1909 году в Донбассе трудилось 128,9 тыс. шахтеров, 37,6 тыс. металлургов, 17 тыс. рабочих железнодорожных депо, 16 тыс. человек в других отраслях промышленности, всего — около 200 тысяч человек.

В 1913 г. число работающих в Донбассе составило примерно 262 тыс. человек: из них 168,4 тыс. шахтеров, 54,2 тыс. металлургов, около 20 тыс. железнодорожников, около 19 тыс. рабочих других отраслей промышленности.

Летом 1914 г. уже первая мобилизация в царскую армию лишила большинство заводов Донбасса — 30-35%, а шахты — до 50% рабочих-мужчин. Это положение могло пагубным образом отразиться на состоянии промышленности Донбасса, а следовательно, и на снабжении военных заводов и транспорта. Поэтому правительство вынуждено было давать отсрочки от призыва в армию. Но делалось это нерегулярно и неорганизованно. Лишь 6 декабря 1915 г. перед лицом угрожающей хозяйственной разрухи было утверждено «Положение о порядке предоставления отсрочек по призывам в армию на текущую войну», которое в какой-то мере упорядочивало вопрос. Однако к этому времени большинство квалифицированных рабочих уже было призвано в армию.

Чтобы приостановить начавшееся в августе 1914 г. сокращение производства и даже расширить его, предприниматели привлекали к работе на шахтах и на заводах неквалифицированных рабочих, в том числе женщин, подростков, беженцев из других районов страны. На работу в шахты нанимались представители мелкой буржуазии, пытавшиеся воспользоваться отсрочками от призыва и избежать отправки на фронт. В 1916 г. на работу в Донбасс стали посылать военнопленных.

Этими и некоторыми другими мерами удалось сохранить и даже превзойти довоенную численность шахтеров, металлургов и железнодорожников, а также в известной степени рабочих металлообрабатывающей промышленности. На шахтах Донбасса трудилось в 1914 г. 186 тыс., в 1916 — 247 тыс. человек, на металлургических заводах — соответственно 55 и 75 тыс. человек. Увеличилось число рабочих и на железнодорожном транспорте, особенно в мастерских, так как в связи с разрухой на транспорте появилось множество паровозов и вагонов, нуждавшихся в ремонте. Численность рабочих в других отраслях промышленности в 1914 г. заметно сократилась. С 1915 г. она начала быстро расти на металлообрабатывающих заводах, приспособившихся к работе «на оборону». В этой отрасли число рабочих возросло в 1916 г. по сравнению с 1913 г. почти на 40%. В целом число индустриальных рабочих за годы первой мировой войны в Донбассе увеличилось и к концу 1916 г. составило около 370 тыс. человек.

В начале ХХ века численность рабочих в Донбассе росла быстрее, чем в других районах страны: к началу первой мировой войны их было почти вдвое больше, чем в 1900 г., а в 1916 г. на 40% больше по сравнению с 1913 годом. Донбасс превратился не только в главную угольно-металлургическую базу страны, но и стал третьим по числу работающих (после Центрального и Петербургского) промышленным районом страны.

На предприятиях Донбасса трудилось немало квалифицированных рабочих — выходцев из старых промышленных центров России: Москвы, Петербурга, Брянска, Сормова, Тулы и др. Часто это были люди, уволенные с предприятий за революционную деятельность.

Основные же кадры Донбасс в начале ХХ века продолжал черпать из деревень центральных губерний России (Орловской, Курской, Воронежской, Тульской, Тамбовской, Калужской, Рязанской), ряда украинских (Екатеринославской, Харьковской, Черниговской), Области Войска Донского и Могилевской губернии.

Анализ документов, характеризующих имущественное положение людей, уходивших на шахты и заводы Донбасса, свидетельствует о том, что выходцы как из центральных районов России , так и с Украины были в основном сельскими пролетариями или полупролетариями. Так, согласно переписи сельского населения Тульской губернии, произведенной в 1910—1912 гг., отсюда выселились и ушли на работы, в том числе и в Донбасс, 66,4 тыс. мужчин и 61,9 тыс. женщин. Из них около 15% были пролетариями, от 35 до 50% (в зависимости от уезда) — полупролетариями, остальные, владея землей, не имели лошадей и инвентаря. В годы столыпинской аграрной реформы большинство таких владельцев земли продали ее.

В большей степени, чем ранее, кадры рабочих Донбасса пополнялись за счет жителей Екатеринославской губернии и Области Войска Донского, что объяснялось уменьшением общинных наделов земли (менее одной десятины), высокой арендной платой. Так, помощник податного инспектора Таганрогского округа в докладе за 1905 г. сообщал, что 30% крестьян, не имея земли, заняты в горнозаводской промышленности.

Абсолютное большинство крестьян, за счет которых формировались кадры рабочих Донбасса, хозяйства, а следовательно, собственных средств производства не имело. Лишь небольшая часть рабочих, имевших землю, отвлекалась в деревню в качестве рабочей силы, в большинстве в хозяйстве уже обходились без них. Известны многочисленные случаи, когда даже после закрытия рудника, пришлые рабочие его не покидали, а, бедствуя, ждали начала работ. Во время кризиса 1910 г. (до начала эпидемии холеры) в Макеевке закрылся ряд шахт, и было уволено до 10 тыс. горняков. Но никто из них на родину не уехал, надеясь при открытии шахт вновь получить работу.

Рабочие, особенно шахтеры, уходившие на сенокос, уборку хлеба, молотьбу в качестве сельскохозяйственных рабочих, продавали свою рабочую силу. Уход на эти работы способствовал текучести кадров рабочих Донбасса. Ей способствовали также анархия производства, перераспределение «Продаметом» и «Продуглем» квот на металл и уголь, тяжелые бытовые условия рабочих, возникновение новых предприятий.

 

 

 

 

         

         3. Образование монополий

 

В 1900—1903 гг. Россия пережила тяжелый промышленный кризис. Он нанес ощутимый удар промышленности Донбасса, особенно металлургической. Снизились цены на уголь и металл. Кризис ускорил образование монополий. В 1902 г. был образован синдикат «Продамет», а в 1904 г.— «Продуголь».

Особенно энергичными были действия «Продамета». За несколько лет он сумел сделать своими контрагентами не только металлургические заводы Юга, но и многие предприятия Центра, Северо-Запада и отчасти Урала. Накануне первой мировой войны «Продамет» реализовывал от 76 до 95% всей подукции металлургической промышленности России. В отличие от других монополий страны, концентрировавших производство или добычу одного товара, «Продамет» с момента возникновения синдицировал не только производство металла, но и добычу угля в Донбассе и железной руды в Криворожье. С 1910 г. его позиции были усилены за счет того, что ряд контрагентов синдиката стал патронироваться банковскими монополиями, в частности мощным Петербургским Международным и Азовско-Донским банками.

«Продуголь» объединил только часть предприятий Донбасса, добывавших коксующийся уголь, тем не менее на его долю приходилось 50—60% реализуемого на рынке угля. Если же учесть, что значительная часть проданного мелким покупателям угля принадлежала небольшим рудникам и так называемым крестьянским шахтам, в то время как «Продуголь» поставлял топливо металлургическим заводам, министерству путей сообщения (для казенных железных дорог) и другим оптовым покупателям, то решающая роль синдиката в обеспечении углем ведущих отраслей промышленности и транспорта станет очевидной.

Монополии быстро добились подъема цен на металл и уголь. Уже в 1902 г. цены на железо выросли на 20%. К началу первой мировой войны «Продуголь» поднял цены на топливо на 25-80% в зависимости от сорта и размера.

Хотя общее количество произведенного железа и добытого угля в начале XX века заметно выросло, потребность в них из года в год удовлетворялась все меньше. Острая нехватка металла и угля накануне первой мировой войны получила тогда название «голода» — топливного и металлического. Заправилы синдикатов и правительство пытались обелить монополии, а причины «голода» объясняли общим хозяйственным подъемом, ростом объема перевозок, вытеснением дров углем и др.

Несомненно, однако, что в «голоде» повинны были, прежде всего, монополии. В их уставах для каждого контрагента устанавливались пределы производства (добычи), за превышение которых монополии штрафовали, а недовыполнение — премировали. Только рудники с добывающей способностью 5 и более миллионов пудов угля в год могли в 1913 г. добыть то количество угля, которое дал Донбасс. После образования монополий рудники использовали свою потенциальную производительность на 55-75%, очень редко — больше.

«Продуголь» приложил немало усилий, чтобы задержать строительство шахт на крайнем западе Донбасса и восточнее Александро-Грушевска, где уже тогда были разведаны перспективные залежи углей. Он же всячески препятствовал увеличению угледобычи в Подмосковном районе. Все это делалось для того, чтобы усилить «топливный голод» и поднять цены на уголь.

 

 

 

            

 

            4.Предприятия Донбасса

Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Таганрогский и Харцызский котельные, Таганрогский судоремонтный, построенный еще при Петре I. Все они, кроме судоремонтного, возникли в 90-е гг. XIX в. Функционировало также около 20 небольших чугунолитейных и изготавливавших сельскохозяйственные орудия предприятий. В Донбассе работали многочисленные, в основном небольшие, плохо механизированные кирпичные, цементные, черепичные заводы, среди которых выделялись заводы по производству строительных материалов и два больших цементных в. Амвросиевке.

Первенцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 90-е гг. обществом «Любимов, Сольве и К°» в с. Третья Рота близ Лисичанска.

В начале двадцатого века роль иностранного капитала в промышленности Донбасса продолжала оставаться весьма значительной. Известно, что вывоз капитала чрезвычайно ускоряет развитие капитализма в тех странах, куда он направляется. Но в отличие от конца XIX в., когда создание и быстрое развитие крупной промышленности Юга без использования капитала было невозможно, в начале XX века он стал отрицательным, тормозящим фактором. Иностранные предприниматели теперь вкладывали в развитие промышленности Донбасса не капиталы, привезенные непосредственно из-за рубежа, а лишь часть тех больших прибылей, которые получали с ранее вложенных и уже окупившихся капиталов. Немалая доля прибыли вывозилась за границу.

Находясь под покровительством правительства, иностранные капиталисты модернизировали и расширяли заводы и шахты лишь в объеме, необходимом для поддержания конкурентоспособности. Штат администрации они предпочитали набирать главным образом из иностранцев. В 1913 году из 250 инженеров, работавших на металлургических заводах Донбасса, 81 был иностранцем, из 259 служащих со средним техническим образованием — 108.

Положение, при котором решающую роль в угольной промышленности Донбасса к началу XX в. стали играть крупные предприятия (а в металлургии все заводы были крупными), ускорило образование монополистических объединений. Отдельные случаи заключения краткосрочных соглашений об уровне продажных цен на рельсы и трубы имели место еще в середине 90-х гг.

 

         5.Железно дорожный транспорт

 С угледобычей и металлургией Донбасса тесно связан железнодорожный транспорт. Через бассейн проходило несколько железных дорог, из которых наиболее важную роль играла казенная Екатерининская железная дорога.

Информация о работе Рабочие движение Донбасса в начале xx века