Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:21, реферат
Тема о рабстве в целом и в частности о Спартаке, показалась мне интересной. Захотелось узнать, кто же такой этот легендарный человек. К сожалению или нет, но восстание Спартака давно утратило исключительную принадлежность к истории, как и его вождь, чье имя превратилось в сознании людей в символ освободительной борьбы. Дошедшие до нас источники изображают его, как человека благородного и отважного. Конечно, не обошлось без некоторой доли идеализации. Но даже те римские историки, которые относились крайне враждебно к восстанию в целом и его участникам, все же признавали личные качества Спартака.
1. Введение.
3
2. Рабовладение в Древнем Риме.
3-8
3. Биография Спартака.
8-10
4.Восстание Спартака.
10
4,1. Начало восстания.
10-14
4,2. Полководец Серторий.
14-15
4,3. Разногласия армии восставших.
15-19
4,4. Последняя битва Спартака.
19-21
5. Выдающиеся люди о Спартаке…
21
6. Список литературы.
«Рабовладение в Риме. Восстание под руководством Спартака».
г. Гомель 2010г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Введение. | 3
|
2. Рабовладение в Древнем Риме. | 3-8
|
3. Биография Спартака.
| 8-10
|
4.Восстание Спартака.
| 10
|
4,1. Начало восстания.
| 10-14
|
4,2. Полководец Серторий.
| 14-15 |
4,3. Разногласия армии восставших. | 15-19 |
4,4. Последняя битва Спартака. | 19-21 |
5. Выдающиеся люди о Спартаке…
| 21 |
6. Список литературы.
| 22 |
Тема о рабстве в целом и в частности о Спартаке, показалась мне интересной. Захотелось узнать, кто же такой этот легендарный человек. К сожалению или нет, но восстание Спартака давно утратило исключительную принадлежность к истории, как и его вождь, чье имя превратилось в сознании людей в символ освободительной борьбы. Дошедшие до нас источники изображают его, как человека благородного и отважного. Конечно, не обошлось без некоторой доли идеализации. Но даже те римские историки, которые относились крайне враждебно к восстанию в целом и его участникам, все же признавали личные качества Спартака.
Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов.
Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах древнего Востока. Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и другие), в Египте, Индии и Китае уже в IV—II тысячелетиях до нашего летосчисления. В I тысячелетии до вашей эры рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (государство Урарту), с VIII—VII веков до нашей эры по V—VI века нашей эры существовало сильное рабовладельческое государство в Хорезме. Культура, достигнутая в рабовладельческих странах древнего Востока, оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.
В Греции рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета в V—IV веках до нашей эры. В дальнейшем рабство развивалось в государствах Малой Азии, Египте, Македонии (IV—I века до нашей эры). Высшей ступени своего развития рабовладельческий строй достиг в Риме в период со II века до нашей эры по II век современного летосчисления.
Римляне были очень воинственным народом. Они вели почти непрерывные войны на территории Италии. В результате этих войн Рим превратился в крупное государство, в которое хлынули огромные богатства.
Во-первых, это была военная добыча, которая после каждого удачного сражения, похода или взятия городов, доставалась каждому солдату, а так же командиру.
Во-вторых, римское государство обогащалось за счет контрибуции, которые накладывались в конце войны на побежденные народы. Все завоеванные Римом земли и государства превращались в так называемые провинции, облагались крупными налогами и подвергались самой беспощадной эксплуатации.
В-третьих, кроме денег, кроме золота и серебра, различного рода, в те далекие времена, когда происходило восстание Спартака, под Римом подразумевался не только сам город, но и могущественное государство. драгоценных изделий, произведений искусства, редких заморских товаров и предметов роскоши, в Рим хлынули огромные массы живого товара – рабов. Именно в это время Рим превращается в настоящее рабовладельческое государство.
На первых порах рабство носило патриархальный, домашний характер. Рабов было сравнительно немного. Рабский труд ещё не являлся основой производства, а играл подсобную роль в хозяйстве. Целью хозяйства оставалось удовлетворение потребностей большой патриархальной семьи, которая почти не прибегала к обмену. Власть господина над его рабами уже тогда была неограниченной, однако ограниченным оставалось поле приложения рабского труда.
В основе перехода общества к рабовладельческому строю лежал дальнейший рост производительных сил, развитие общественного разделения труда и обмена.
При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин, находившихся по сути дела в рабском положении). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные в свою очередь были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных собственников-рабовладельцев.
Наряду с классовым противоречием между рабами и рабовладельцами существовало также классовое противоречие между крупными землевладельцами и крестьянами. Но, поскольку с развитием рабовладельческого строя рабский труд, как самый дешёвый труд, охватил большую часть отраслей производства и стал главной основой производства, противоречие между рабами и рабовладельцами превратилось в основное противоречие общества.
На базе рабского труда древний мир достиг значительного хозяйственного и культурного развития. Но рабовладельческий строй не мог создать условия для дальнейшего сколько-нибудь серьёзного технического прогресса, так как производство велось на основе рабского труда, который отличался крайне низкой производительностью. Раб нисколько не был заинтересован в результатах своей работы. Рабы ненавидели свой подъяремный труд. Часто свой протест и возмущение они выражали тем, что портили орудия труда. Поэтому рабам давали лишь самые грубые орудия, которые трудно было испортить.
Техника производства, основанного на рабстве, оставалась на весьма низком уровне. Несмотря на известное развитие естественных и точных наук, они почти не применялись в производстве. Некоторые технические изобретения использовались только в военном деле и строительстве. В течение ряда веков своего господства рабовладельческий способ производства не ушёл дальше применения ручных орудий, заимствованных у мелкого земледельца и ремесленника, дальше простой кооперации труда. Основной двигательной силой оставалась физическая сила людей и скота.
Широкое применение рабского труда позволило рабовладельцам освободиться от всякого физического труда и полностью переложить его на рабов. Рабовладельцы с презрением относились к труду, считали его занятием, недостойным свободного человека, и вели паразитический образ жизни. С развитием рабства всё большие массы свободного населения отрывались от всякой производственной деятельности. Только некоторая часть рабовладельческой верхушки и другого свободного населения занималась государственными делами, науками и искусствами.
Таким образом, рабовладельческий строй породил противоположность между физическим и умственным трудом, разрыв между ними.
Общая численность рабов непрерывно росла, рабский труд использовался в самых различных отраслях хозяйства. Руками рабов возделывалась земля, добывалась руда, строились дороги, водопроводы, общественные здания. На мельницах и в пекарнях, в ремесленных мастерских и домашних хозяйствах – везде применялся труд рабов. От каторжного труда, постоянного недоедания, от ужасных условий жизни рабы умирали десятками, но это не заботило их хозяев. Если в период патриархального рабства, раб рассматривался как член семьи, то в условиях рабовладельческого способа производства, его не считали даже человеком, лишь вещью, целиком принадлежащей своему хозяину, «одушевленным орудием». По официальной теории, человек умирает в рабе. В случае совершения рабом правонарушения господин либо уплачивал определенную сумму денег (в возмещение вреда), либо выдавал раба потерпевшему. В свою очередь всякий ущерб, причиненный рабу, давал хозяину право требовать возмещения убытков. Так же все, что ни приобретает раб: работой, находкой, дарением, а также детей, прижитых им от рабыни - собственность хозяина. «Раб не продавал своей рабочей силы рабовладельцу, так же как вол не продает своей работы крестьянину. Раб вместе со своей рабочей силой раз и навсегда продан своему господину»[1]
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземца, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за заслуги и прочее, были первоначально явлением редким.
По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершался суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически полноправным. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия “гражданского”, то есть права распоряжения имуществом. Пока был жив отец - и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины «вследствие присущего им легкомыслия»[2] не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать в политической жизни. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города - с того легендарного дня, когда вмешательство женщин прекратило пагубную битву римлян и сабинян, позволив двум соседним общинам слиться воедино. По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.
Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т. п.
Рабов много, и каждая новая война пополняла их число. В итоге, живой товар стал так дешев, что проще и выгоднее купить на рынке новых рабов, чем увеличивать расходы на содержание старых.
Еще более ужасным и опасным было положение тех рабов, которых делали гладиаторами.
История древних римских гладиаторов очень тесно связана с историей римских праздников, так как зародились гладиаторские бои как дань культу одного из воинствующих богов. В день приуроченный богу покровителю Марсу, его жрецы салии воздавали божеству честь при помощи исполнения музыкальных ритуалов. Так как римляне были язычниками, и имели большой пантеон богов, празднований в их честь было великое количество. Но вернёмся к богу Марсу, все праздник в его честь были военными, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу празднования входили состязания на марсовом поле, эти сражения принято считать предпосылками к появлению гладиаторов. Так римские боги были призваны содействовать воинам, они были жестоки и кровожадны, такая же беда была у одного из римских правителей - Нейрона. Он был первым, кто ввёл большое количество жестокости и непристойности в римский театр, и назвал это – Ювеналий. В Ювеналии участвовали как мужчины, так и женщины, они пели, танцевали и даже дрались на сцене.
Теперь перенесёмся в Амфитеатр – именно он пришёл на смену обычным театральным постановкам и стал во много раз популярнее их. Первых гладиаторов называли бастуариями, что доказывает связь гладиаторских игр с погребальными торжествами (бастур – костёр). Обычай гладиаторских игр пришёл в Рим вероятнее всего из Этрурии (по другой версии из Кампании), где он также носил религиозно обрядовый характер. Происхождение такой традиции трактуется по-разному: есть основания полагать, что ранее над гробом погибшего воина убивали обречённых на смерть людей, тем самым воздавая кровавую жертву богам. Затем этот жестокий обычай на похоронах заменили на бои людей с мечами в руках – гладиаторов (от гладиус – меч).
Первые гладиаторские бои ещё сохраняли связь с обрядами. В 264 до н.э. эти зрелища устраивали сыновья Луция Юния Брута на его похоронах. Обычай закрепился в Риме, и с тех пор на похоронах знатных людей всё чаще и чаще происходили такие «игры». А в скором времени, гладиаторские бои и вовсе превратились в чисто развлекательное зрелище.
Информация о работе Рабовладение в Риме. Восстание под руководством Спартака