Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:37, доклад
Основные задачи :
1) Причины перехода свободных людей в зависимое состояние?
2) Характер источников рабства. Сферы жизни общества, где зарождались источники рабства.
3) Виды зависимости в Месопотамии, помимо рабства
4) Категории населения, которые могли перейти в рабство в Месопотамии?
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Исторический факультет
Доклад
Источники рабства в Месопотамии
(по закону Хаммурапи)
Исторического факультета
Присяжнюк Л.Ю.
Бугаева Н.В.
Москва, 2012
Введение
Моя работа посвящена такому явлению в Древнем мире, как рабство. Основной вопрос, на который я собираюсь ответить, изучая данную тему, - каковы источники рабства в Месопотамии.
С моей точки зрения, рабство – важное явление в экономике, социальной и политической сфере государства, поэтому , исследуя процесс зарождения первых очагов рабовладельческих организаций , мы можем выявить особенности общественного и политического строя той эпохи.
Я выбрала
для изучения именно эпоху правления
царя Хаммурапи, так как именно при
нем стало зарождаться
Основные задачи :
1) Причины перехода свободных людей в зависимое состояние?
2) Характер источников рабства. Сферы жизни общества, где зарождались источники рабства.
3) Виды зависимости в Месопотамии, помимо рабства
4) Категории населения, которые могли перейти в рабство в Месопотамии?
В
процессе исследования я
В современной
науке утвердилась точка
В первую очередь, важно определить значение слова рабства на Древнем Востоке. Рáбство, как известно, - система устройства общества, где раб является собственностью господина или государства. Раб не имел никаких прав и считался вещью, которой пользовались по личному усмотрению. Из статей видно, что рабство в эпоху царя Хаммурапи в отличие от более поздних форм было еще примитивным и неразвитым. Общество в эпоху царя Хаммурапи состояло из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Раб являлся одним из объектов собственности. Телесное повреждение или убийство рабов квалифицировалось как нанесение вреда рабовладельцу.
Особое внимание следует уделить рассмотрению следующих статей: 127,141,146,147,117, 280.
В статье 127 сказано, что человек, обвинивший энтум в связи с мужчиной или жену другого человека в прелюбодеянии, но не уличивший ее, становился рабом. Однако в статье прямо об этом не сказано. Речь идет о рабском символе, который выбривали на человеке, перешедшего в рабскую зависимость. Вряд ли выбривание рабского знака было только наказанием. Скорей всего человек становился полностью рабом. Таким образом, в данном случае обращение рабство следует рассматривать как наказание. Человек по своей вине причислялся навсегда к рабам.
О наказании рабством сказано в статье 141 касается семейного права. Из нее становится ясно, что муж мог превратить свою жену в рабыню в случае, если она будет его унижать и разорять в дом. Закон ставил мужа перед выбором : либо оставить супругу, либо взять себе в жены другую женщину, а первую жену оставить у себя жить как рабыню. Стоит отметить, что жена была собственностью мужа, следовательно, ее положение отличалась от положения полноправных людей. По ст. 129 законов Хаммурапи муж был "господином своей жены", которую он приобретал как рабыню у своего тестя за определенный выкуп. Можно сказать, что внутри самой патриархальной семьи возникали различные формы угнетения и господства и в связи с этим оформлялись древнейшие виды скрытого рабства. Все члены семьи должны были повиноваться мужу. В принципе для всех женщин Древней Месопотамии было характерно бесправное положение. Из статьи семейного права 146 мы узнаем, что рабыней бесплодной женщины, родившая ребенка ее мужу, но захотевшая быть наравне с госпожой, остается рабыней. Таким образом, даже никакая связь со свободным человеком не давало привилегий для женщины-рабыни.
Статья
280 описывает следующую ситуацию:
раб, купленный в чужой стране
и приведенный затем в
Анализ документа дает нам понять, что помимо постоянных рабов, в Месопотамии существовали и временная утрата свободы - заложничество (§ 114 - 116). Заложника кредитор, видимо, брал насильно и держал его в своего рода частной долговой тюрьме, чтобы принудить должника к уплате. По ст. 117 законов Хаммурапи, если должник отдавал в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, то кредитор имел право их держать в своем доме и пользоваться их трудом не более трех лет; на 4-й год он был обязан отпустить их. Однако, можно полагать, кредитору было выгодно задерживать у себя кабальных должников. Так они стремились превратить долговую кабалу в фактическое рабство.
Рабами могли стать совершенно свободные люди, рожденные в Вавилоне в семье свободных общинников. Дети рабов же после рождения причислялись к рабам, за исключением тех случаев, когда раб или рабыня мушкенума заключали брак со свободным человеком. В этом случае дети становились свободными. Дети от рабыни и свободного человека могли стать свободными только в том случае, если отец причислит их к детям супруги.(статья 170).
Заключение
Таким образом, разорение бедняков, долговая кабала и войны увеличивали количество рабов в стране. Свободный человек становился рабом в результате наказания за нарушение закона: за неуплату долга, за неповиновение жены мужу, за ложное обвинение в суде. Рабами становились дети, проданные в рабство родителями. Частые вражеские набеги становились источниками рабство. Свободный человек и все члены его семьи могли попасть во временное долговое рабство за неуплату долга. Развитие экономической жизни приводило к появлению долговой кабалы и затем к превращению этой кабалы в особую форму рабства. Рабами могли стать в принципе все свободные люди, рождённые в Вавилоне, кроме царских людей. Рабство, как сословный признак, передавался по наследству, поэтому дети рабов после рождения также причислялись к рабам, исключая случаи, когда раб мушкенума или обычного человека заключал брак со свободным человеком.
Таким образом, рабами становились не по своей вине ( в результате пленения), по своей вине ( рабство в качестве наказания), а также с рождения.
Источники рабства зарождались:
В семье ( семейный источник)
Уголовный
(за различные провинности и
Военный источник ( в результате пленения)