Рабство по закону Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:37, доклад

Описание работы

Основные задачи :
1) Причины перехода свободных людей в зависимое состояние?
2) Характер источников рабства. Сферы жизни общества, где зарождались источники рабства.
3) Виды зависимости в Месопотамии, помимо рабства
4) Категории населения, которые могли перейти в рабство в Месопотамии?

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 22.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Московский  государственный университет

имени  М.В. Ломоносова

 

Исторический  факультет

 

Доклад

Источники рабства в Месопотамии

(по  закону Хаммурапи)

 

                         

 

 

 

                                                                                                                                                        Студентки 1 курса

                                                                     3 группы  вечернего отделения

Исторического факультета

Присяжнюк Л.Ю.

 

                                                                                                     Руководитель семинара

                                                                                                                             к.и.н.,с.н.с.

Бугаева Н.В.

 

Москва, 2012

Введение

Моя работа посвящена такому явлению в Древнем  мире, как рабство.  Основной вопрос, на  который я собираюсь  ответить,  изучая данную тему, - каковы источники рабства в  Месопотамии.

С моей точки  зрения, рабство – важное явление  в экономике, социальной и политической сфере государства, поэтому , исследуя процесс зарождения первых очагов  рабовладельческих организаций , мы можем выявить особенности общественного и политического строя той эпохи.

Я выбрала  для изучения именно эпоху правления  царя Хаммурапи, так как именно при  нем стало зарождаться рабовладельческое  государство. Он был первым сильным правителем,  при котором произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти.

Основные задачи :

1)     Причины  перехода свободных людей  в зависимое состояние?

2)  Характер источников рабства. Сферы жизни общества, где зарождались источники рабства.

3)  Виды зависимости   в Месопотамии, помимо рабства

4) Категории населения, которые  могли перейти в рабство в Месопотамии?

  В  процессе исследования я непосредственно  опиралась на письменный источник  текст «Законов Хаммурапи» , высеченный клинописью на аккадском языке на черном базальтовом столбе. Черный столб был найден в 1901-1902 г. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Вся остальная часть столба с обеих сторон заполнена текстом, состоящим из трех частей: введения, законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делиться исследователями на 282 первоначальных статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Что касается достоверности данного источника, то несомненно по нему можно восстановить многие стороны социально-экономического строя Месопотамии 2 тысячелетия до н. э. В заключение хотелось бы отметить, что мнения специалистов о месопотамских законах значительно расходятся. Некоторые считают, что перед нами не законы и собственном смысле слова, а самовосхваления царей, долженствующие показать их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения месопо-тамских ученых, не имевших практического значения.

В современной  науке утвердилась точка зрения, согласно которой тексты законов  Хаммурапи  являются настоящими законами, хотя и весьма архаичными, и распространяются на все население царства. Важно  отметить, что  эти законы, естественно, уделяют особое внимание интересам  царского хозяйства и царских  людей, особенно там, где царские  интересы могли сталкиваться с интересами частных лиц.

            В первую очередь, важно определить значение слова рабства  на Древнем Востоке. Рáбство, как известно, -  система устройства общества, где раб является собственностью  господина или государства. Раб не имел никаких прав и считался вещью, которой пользовались по личному усмотрению. Из статей видно, что рабство в эпоху царя Хаммурапи в отличие от более поздних форм  было еще примитивным и неразвитым. Общество в эпоху царя Хаммурапи  состояло  из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Раб являлся одним из объектов собственности. Телесное повреждение или убийство рабов квалифицировалось как нанесение вреда рабовладельцу.

 

Особое  внимание следует уделить рассмотрению следующих статей: 127,141,146,147,117, 280.

В статье 127 сказано, что человек, обвинивший энтум в связи с мужчиной или жену другого человека в прелюбодеянии, но  не уличивший ее, становился рабом. Однако в статье прямо об этом не сказано.  Речь идет о рабском символе, который выбривали на человеке, перешедшего в рабскую зависимость. Вряд ли выбривание рабского знака было только наказанием. Скорей всего человек становился полностью рабом. Таким образом, в данном случае обращение рабство следует рассматривать как наказание. Человек по своей вине причислялся навсегда к рабам.

О наказании  рабством  сказано в  статье 141 касается семейного права. Из нее становится  ясно, что муж мог превратить свою жену в рабыню  в случае, если она будет его унижать и разорять в дом. Закон ставил мужа перед выбором : либо оставить супругу, либо взять себе  в жены другую женщину, а первую жену оставить у себя жить как рабыню.  Стоит отметить, что жена  была собственностью мужа, следовательно, ее положение отличалась от положения полноправных людей.  По ст. 129 законов Хаммурапи муж был "господином своей жены", которую он приобретал как рабыню у своего тестя за определенный выкуп.  Можно сказать, что внутри самой патриархальной  семьи возникали различные формы угнетения и господства и в связи с этим оформлялись древнейшие виды скрытого рабства. Все члены семьи должны были повиноваться мужу. В принципе для всех женщин  Древней Месопотамии было характерно бесправное положение. Из статьи семейного права 146 мы узнаем, что рабыней бесплодной женщины, родившая  ребенка ее мужу, но захотевшая быть наравне с госпожой, остается рабыней. Таким образом, даже никакая связь со свободным человеком не давало привилегий для женщины-рабыни.

Статья 280  описывает  следующую ситуацию: раб, купленный в чужой стране и приведенный затем в Вавилонию, подлежал отпуску на свободу без выкупа, если выяснялось, что он "сын Страны", т. е. вавилонянин. Надо полагать,  что речь идет о жертвах вражеских набегов, поскольку свободно-рожденный вавилонянин в принципе не мог быть обращен навсегда в рабство и тем более продан в другую страну.  Таким образом, попавшие в плен свободные люди навсегда превращались в рабов.

Анализ документа дает нам понять, что помимо постоянных  рабов, в Месопотамии существовали и временная утрата свободы - заложничество (§ 114 - 116). Заложника кредитор, видимо, брал насильно и держал его в своего рода частной долговой тюрьме, чтобы принудить должника к уплате. По ст. 117 законов Хаммурапи, если должник отдавал в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, то кредитор имел право их держать в своем доме и пользоваться их трудом не более трех лет; на 4-й год он был обязан отпустить их. Однако, можно полагать, кредитору было выгодно задерживать у себя кабальных должников. Так они стремились превратить долговую кабалу в фактическое рабство.

 

Рабами  могли стать совершенно свободные люди, рожденные в Вавилоне в семье свободных общинников. Дети рабов же после рождения причислялись к рабам, за исключением тех случаев, когда раб или рабыня  мушкенума заключали брак со свободным человеком.  В этом случае дети становились свободными.  Дети от рабыни и свободного человека могли стать свободными только в том случае, если отец  причислит их к детям супруги.(статья 170).

 

 

Заключение

Таким образом, разорение бедняков, долговая кабала и войны увеличивали количество рабов в стране. Свободный человек становился рабом в результате наказания за нарушение закона: за  неуплату долга, за неповиновение жены мужу, за ложное обвинение в суде. Рабами становились дети, проданные в рабство родителями.  Частые вражеские набеги становились источниками рабство. Свободный человек и все члены его семьи могли попасть во временное долговое рабство за неуплату долга. Развитие экономической жизни приводило к появлению долговой кабалы и затем к превращению этой кабалы в особую форму рабства. Рабами могли стать в принципе  все свободные люди, рождённые в Вавилоне, кроме царских людей. Рабство, как сословный признак, передавался по наследству, поэтому   дети рабов после рождения также причислялись к рабам, исключая  случаи, когда раб мушкенума или обычного человека заключал брак со свободным человеком.

Таким образом, рабами становились не по своей вине ( в результате пленения), по своей вине (  рабство в качестве наказания), а также  с рождения.

 

Источники рабства зарождались:

В семье  ( семейный источник)

Уголовный (за различные провинности и наказания)

Военный источник ( в результате пленения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рабство по закону Хаммурапи