Рабство в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности классического рабства в Древнем Риме.
Задачи исследования:
- описать особенности жизни Древнего Рима;
- рассмотреть социальную стратификацию рабов Древнего Рима;
- рассмотреть экономические и внеэкономические методы принуждения;
- рассмотреть обращение с рабами в Древнем Риме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ 7
1.1 Рабовладельческий строй в Риме 7
1.2 Источники рабства 19
2 РАБЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 23
2.1 Стратификация рабов 23
2.2 Обращение с рабами 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

Что представляли собой либертины республиканского времени? С точки зрения современников они были особым сословием. Так называл их Цицерон, хотя в более поздних комментариях к Верринам высказывается сомнение, можно ли, говоря о либертинах, применять термин, приложимый лишь к людям благородным. Сомнение это, видимо, зародилось лишь в более позднее время. Тацит, как и Цицерон, именует отпущенников сословием. Подходя к вопросу с привычными для нас критериями, считать их сословием можно лишь весьма условно, поскольку одним из важных признаков сословия является наследственная принадлежность, тогда как дети отпущенников считались уже свободнорожденными гражданами. С другой стороны, некоторые признаки сословия, т.е. юридически определенный комплекс прав и ограничения прав, категории либертинов были присущи. Они числились римскими гражданами с правом подавать голос сначала в тех трибах, к которым был приписан их патрон и к которым приписывались и они, впоследствии лишь в четырех городских трибах. Они были лишены права занимать выборные государственные должности служить в армии, за исключением случаев, когда крайняя нужда в солдатах заставляла это правило нарушать. Наконец, отпущенники оставались зависимыми от своих патронов и были обязаны рядом повинностей. Таковы общие черты, сближавшие всех либертинов. Но по своему составу это сословие было очень пестрым, пожалуй, более пестрым, чем любая другая сословная группа римского общества. В значительной мере положение того или иного отпущенника определялось его положением в рабстве.

Из литературных и эпиграфических источников мы мало что можем узнать об отпускавшихся на волю простых рабах. Они по большей части были слишком бедны, чтобы оставить надписи, а авторы не слишком ими интересовались. Такие рабы могли получить свободу в награду за какие-нибудь заслуги перед хозяином, мотив, обычный в комедиях, где свобода заветная мечта всякого раба. (1;27)

Однако раб, получивший свободу и не обладавший пекулием, который, господин оставлял ему при отпуске на волю, вынужден был задуматься над своей дальнейшей участью. Один из плавтовских рабов говорит хозяину, что не так уж стремится к свободе, так как пока он раб, он находится на ответственности господина, а став свободным, должен будет жить на свой страх и риск. Шутка эта содержит зерно истины.

Как писал впоследствии Эпиктет, раб молит о свободе и думает, что, получив ее, станет счастливым. Затем его освобождают и он, чтобы не умереть от голода, должен или стать чьим-то прихлебателем, или наняться на работу и терпеть рабство еще более суровое, чем прежнее. Согласно комментатору Теренция, обязанностью патрона было не покидать, а кормить отпущенников, ставших его клиентами. Вряд ли однако, число отпущенников, живших исключительно за счет милостей патрона, было велико.

 

2.2 Обращение с рабами

Армия рабов приносила римским рабовладельцам поистинеогромные доходы, однако одновременно она таила в себе не меньшую опасностьдля жизни и здоровья хозяев. Чем больше был приток рабов в страну, темсильнее становился страх перед ними. Лишь немногим удавалось обращаться срабами столь хладнокровно и умело, как это делал Катон; большинствоколебалось между слабостью и жестокостью. Слабовольный же хозяин мягким обращением давал рабам то, чего он боялся больше всего на свете, - силу и власть. Неудивительно поэтому, что большинство рабовладельцев старались держать в узле свой «двуногий скот» с помощью жестоких наказаний.

Раб должен был расплачиваться за малейшее недовольство хозяина. Не подлежавший никакому обжалованию приговор выносил сам разгневанный рабовладелец, и никто и ничто не могли помешать ему даже замучить раба до смерти. (7;21)

К обычным наказаниям относилась порка различными «инструментами», чем занимался домашний экзекутор. В зависимости от жестокости наказания это могли быть пустотелая палка, кожаный бич или кнут с узелками, а то и колючая проволока. На жертв налагали также ножные, ручные и шейные оковы (ножные кандалы с остатками вдетых в них костей были обнаружены во время раскопок в Кьети). Вес цепей которые вынуждены были носить несчастные достигал десяти фунтов.

За более легкие проступки, такие как мелкое воровство, на раба надевали «фурку»- вилкообразную колодку, в которую заключалась шея преступника, к концам же ее привязывали руки. В таком виде он должен был ходить по окрестности и громко рассказывать о своей вине, что считалось большим позором.

В разряд обычных наказаний входили продажа за пределы страны, а также заключение в сельский эргастул, чаще всего подземный, где отверженные использовались на каторжных работах, причем нередко на них надевали кандалы, что должно было помешать побегу. Не легче приходилось и рабам попавшим на мельницы, ибо там они должны были вращать жернова. Здесь на шеи несчастных надевали специальные ошейники, с тем чтобы они не могли дотянуться ртом до муки.

Особенно тяжелой оказывались участь рабов, попавших на каторжные

работы в каменоломни и рудники, почитавшиеся во всех странах, в том числе

и в Египте, за «смерть в рассрочку». По Диодору, рудокопы приносили своимхозяевам невероятно высокие доходы, однако из-за исключительно тяжких дневных норм силы их быстро истощались. Причиной смерти могли быть и очень тяжелые условия труда под землей, и плохое обращение, и постоянные пинки надсмотрщиков.

И уж никакие рамки не могли ограничить личной ярости хозяина, если она все-таки прорвалась наружу. Подзатыльники и зуботычины были делом наиболее безобидным и повсеместно распространенным. Даже знатные дамы не стеснялись в выборе средств. Они не только раздавали затрещины направо и налево, но иной раз были не прочь уколоть длинной иголкой обнаженную до пояса служанку лишь за то, что та, причесывая хозяйку, неловко дернула ее волосы. (4;70)

О распространенности подобных издевательств можно судить уже по тому, что сам император Август, строгий хозяин своих рабов, однажды в гневе приказал прибить своего управляющего к корабельной мачте, а также перебить, ногу одному из своих секретарей, продавшему письмо господина. Император Адриан (117-138 гг.) грифелем выколол глаз рабу. Еще более чудовищно обращался с рабами богатый римский всадник, сам сын вольноотпущенника. Публий Ведий Поллион, за малейший проступок бросавший своих рабов на съедение муренам в свой рыбный садок. Подобные выходки осуждал даже его друг император Август, не желавший, однако вмешиваться в права рабовладельца.

Сведения о подобном обращении с рабами, дошедшие до нас, отрывочны и случайны, и читатель может рассматривать их как случаи исключительной жестокости. Однако и обычные наказания отнюдь неотличались мягкостью. Рабовладелец мог применить к рабу любые меры, вплоть до попыток и уродования членов, отрубать ему руки или ноги, разбивать кости. Надумав использовать молодого раба в качестве евнуха, господин мог его оскопить. Иным несчастным вырывали язык. Пыткам и наказаниям не было поставлено никаких пределов, и рабовладельцы бездумно пользовались всем этим ужасным арсеналом. Достаточно мягким наказанием считалось решение продать раба в гладиаторскую школу, а рабыню в публичный дом.

Пытки применялись и при расследовании преступлений, в которые оказались впутанными рабы, ибо римляне считали, что раб может сказать правду лишь под пыткой. Одного подозреваемого могли оставить на ночь висеть на кресте, тело другого растягивали на специальном станке так, что члены его выскакивали из суставов (деревянные козлы, к которым привязывали предполагаемого преступника, были для этого оборудованы гирями и устройствами для выкручивания членов). Часто употреблялась и деревянная пыточная машина в форме лошади, а также разного рода пытки с применением огня. (8;100)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проследив развитие экономики Древнего Рима, и роль классического рабства в его судьбе, можно сделать следующие выводы:

Развитие рабовладельческого хозяйства обусловило развитие торговли и денег до такой степени, какая стала действовать разлагающе на систему античных гражданских общин, отдельные ее структуры и системы. Ускоряется развитие общин, власть господина над рабами ограничивается государством, личные отношения господина и раба принимают вщное обличие. Расцвет классического рабства означал широкое внедрение в общественный организм новых, более жестких отношений господства и подчинения. Эти отношения регулировались не столько экономически, сколько политическими средствами, ускоряя процесс развития большого государственного аппарата.

Рабы становятся вещью хозяина и в тоже время основной производительной силой, силой римского общества. Я показала в своей работе, что некоторые рабы ремесленники имели свою собственность, входили в коллегии, участвовали в общественной жизни, являлись зажиточными отпущенниками. Иначе жили сельские рабы и рабы в рудниках.

В привилегированных условиях жили и рабы-прислуга, имевшие своих пикулей, дарящие подарки своим господам.

Многие были образованными рабами. Вклад рабов-интеллигентов в культуру Рима огромен. Это Тирон, Цицерон, Веррий Флакк.

Уникальной особенностью Рима были рабы гладиаторы. Ремесло это считалось презренным, жестоким, ведущим к смерти.

Среди рабов появляются и вольноотпущенники, получившие юридическую свободу, но экономически зависящие от патрона.

Таким образом, можно увидеть, что эти факты подтверждают выдвинутаю гипотезу о том, что внеэкономические методы переплетались с экономическими, образуя их ограниченное единство. Огромная армия рабов нуждалась в государственном регулировании отношений с патроном. Это тоже явилось особенностью рабства в Риме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Валлон А.А. История рабства в Античном мире [Текст] / А.А.Валлон. – М.: «История», 1993.
  2. Виппер Р.Ю. Очерки истории римской империи [Текст] / Р.Ю.Виппер. – М.: «Просвещение», 1998.
  3. Гонкинс К. Рабство в Риме [Текст] / К.Гонкинс. – М.: «Политиздат», 1999.
  4. Грин К. Античное наследие [Текст]/ К.Грин – М.: «Просвещение», 1997.
  5. Дункан - Джонс Р. Генезис рабства Римской цивилизации [Текст]/ Р.Дункан-Джонс– Самара: «Ассоциация 21 век», 1998.
  6. Ельницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-IIвв. до н.э. [Текст]/ Л.А.Ельницкий – М.: «Просвещение», 1996.
  7. Жебелев С.А. Великие восстания рабов II-Iвв. до н.э. [Текст]/С.А.Жебелев. – М.: «Известия ГАИМК», 1994-№4
  8. 3аборовский Я.Ю. Очерки по истории аграрных отношений в Римской республике [Текст]/ Я.Ю.Заборовский – Львов: «Просвещение», 1995
  9. Коптев А.В. От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи [Текст]/ А.В.Коптев – Вологда: «Университет», 1995.
  10. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система [Текст]/ В.И.Кузищин. – М.: «Высшая школа», 1990.
  11. Кузищин В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии [Текст]/В.И.Кузищин. – М.: «Высшая школа» 1999.
  12. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье [Текст]/ В.И.Кузищин. – М.: «Высшая школа» 1995.
  13. Курицын В.В Экономика и политика в античном обществе [Текст]/ В.В.Курицын. – СПб.: «Просвещение», 2002.
  14. Поладьи К. Рабы Римской цивилизации. Источники рабства [Текст]/ К.Поладьи. – М.: «Просвещение», 1995.
  15. Сергеенко М.Е Очерки по сельскому хозяйству древней Италии [Текст]/ М.Е.Сергеенко. – М.: «Просвещение», 1998.
  16. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии [Текст]/ М.Е.Сергеенко. – М.: «Просвещение», 1994.
  17. Мишулин А.В. Спартаковское восстание [Текст]/ А.В.Мишулик.– М.: «Просвещение», 1997.
  18. Финли М. Рабство как необходимый элемент экономики Римской империи [Текст]/ М.Финли.– Самара: «Ассоциация 21 век», 2002.
  19. Штаерман Е.М. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия) [Текст]/ Е.М.Штаерман.–М.: «Просвещение», 1991.
  20. Штаерман Е.М. Рабство в западных провинциях Римской империи в I-IIIвв.[Текст]/ Е.М.Штаерман. – М.: «Просвещение», 1993.
  21. Штаерман Е.М. Рабство в восточных провинциях Римской империи (Италия) [Текст]/ Е.М.Штаерман. – М.: «Просвещение», 1980.
  22. Штаерман Е.М. История крестьянства в Древнем Риме [Текст]/ Е.М.Штаерман. – М.: «Просвещение», 1996.
  23. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития [Текст]/ Е.М.Штаерман. – М.: «Просвещение», 1998.
  24. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи [Текст]/ Е.М.Штаерман. – М.: «Просвещение», 1999.
  25. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике [Текст]/ Е.М.Штаерман. – М.: «Просвещение», 1980.

1Валлон А.А. История рабства в Античном мире [Текст] / А.А.Валлон. – М.: «История», 1941. – с. 432.

 


Информация о работе Рабство в Древнем Риме