Расцвет государства Киевская Русь в XI – XII вв. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, «Русская правда», социальная структура-культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Владимир родился в 1053 году, за год до смерти своего деда Ярослава (1054). Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси. В русской истории Владимир Мономах известен не только как "собиратель русских земель", но и законодатель. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования.

Содержание работы

Введение 3
1. Правление Ярослава Мудрого 4
2. Киевский князь Владимир Мономах 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная-история отечественная.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Березниковский  филиал Пермского национального  исследовательского политехнического университета

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Отечественная история»

Тема: «Расцвет государства Киевская Русь в XI – XII вв. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, «Русская правда», социальная структура-культура»

 

 

 

 

 

 

Выполнена:

студентом группы ХТ -11В                                                      К.И. Иванов

 

Проверена:

Старший преподаватель                                                            И.Т. Сидорова

 

 

 

Березники

2011

Содержание

 

Введение                                                                                                  3

    1. Правление Ярослава Мудрого                                                4
    2. Киевский князь Владимир Мономах                                     11

Заключение                                                                                             14

Список литературы                                                                                15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         На территории Восточной Европы  более двух веков существовало  сильное государство Киевская  Русь.

         Киевская Русь— средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

       В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

        К середине XII века Киевская Русь вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

      В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался  сын Владимира - Святополк, но  влиятельная дружина Владимира  на престоле хотела видеть  других сыновей Владимира - Бориса  Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев - Бориса и Глеба. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде.     

     В  1019 г. Ярослав утвердился на  киевском престоле, а в 1036 г.  в его руках соединилась вся Русская земля. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства.  Как и другие русские князья, он вел много войн, чтобы защитить свое государство и продемонстрировать растущую мощь Руси.

           Самым знаменитым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода законов, называвшегося «Русская Правда» - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. «Русская Правда» регулировала общественные отношения. Она включала 18 статей и целиком была посвящена уголовному праву.

        Ярослав заботился о просвещении народа. При нём появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. Также  создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание, в Киево-Печерском монастыре была собрана первая русская библиотека.

           Владимир родился в 1053 году, за год до смерти своего деда Ярослава (1054).   Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси.   В русской истории Владимир Мономах известен не только как "собиратель русских земель", но и законодатель. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования.

 

 

 

 

 

 

  1.  Правление Ярослава Мудрого

           В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Как и другие русские князья, он вел много войн, чтобы защитить свое государство и продемонстрировать растущую мощь Руси.

          Ярослав Мудрый утвердил свою власть в восточной части Чудской земли, на западном берегу псковского озера. В 1043 г. при Ярославе Мудром Русь совершила последний военный поход против Византии.

       Отец - Владимир I, Великий князь Киевский. Мать - Рогнеда, Полоцкая княжна.   Всего упоминается 12 сыновей Владимира, не указывая их старшинства. Ярослав родился в 978 году по некоторым данным в 980 году. Вначале, еще при жизни отца, Ярослав получил в княжение Ростов и только после смерти одного из старших братьев, Вышеслава, - Новгород. В Новгороде он доставил много хлопот уже больному отцу, отказавшись в 1014 году платить ему традиционную дань.  Смерть отца застала Ярослава в Новгороде. Власть в Киеве захватил сводный брат Ярослава, князь Святополк, начавший свое правление с убийства возможных конкурентов, т. е. сводных братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Ярослава предупредила о происходящем и о возможной опасности его сестра Предслава, жившая в Киеве, прислав ему послание следующего содержания: «Отец умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его».

         В 1016 году Ярослав созвал варяжскую дружину (по разным сведениям 1 000 или 6000 человек) и 40 000 новгородцев и отправился воевать со Святополком; заявив: «Не я начал избивать братьев, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй, и со мной то же сделает». Новгородцы охотно поддержали своего князя, потому что надеялись и дальше не платить дань Киеву. Святополк, в свою очередь, собрал войско и вышел навстречу Ярославу. Они встретились около Любича. Войска двух князей, пришедшие с разных сторон, стояли на разных берегах Днепра. И так они и стояли то ли три недели, то ли три месяца, пока Ярослав не решился напасть ночью и незаметно, под покровом темноты переправиться на другой берег. Неожиданное нападение решило дело, и сражение закончилось в пользу Ярослава. Побежденный Святополк, однако, остался жив и бежал в Польшу, к своему зятю, польскому королю Болеславу Храброму. Таким образом, в 1016 году Ярослав занял Киевский стол. Но междоусобица на этом не закончилась. Вначале Болеслав натравил на Киев печенегов, от которых Ярослав отбился с большим трудом. В ответ Ярослав выступил в поход против Болеслава, но поход закончился неудачей. Болеслав же, в свою очередь, пошел на Ярослава. На берегу Буга состоялось сражение которое Ярослав проиграл, потеряв почти все свои войска, и был вынужден бежать в Новгород. Судя по всему, он готов был бежать и дальше, за море, но новгородцы не позволили, заявив, что собираются продолжать сражаться против Святополка. Святополк в это время вместе с польскими войсками Болеслава вступил в Киев (1017 год), захватив там все Ярославово имущество, а также мачеху, жену и сестер. Однако поляки,  недолго пробыли в Киеве, поскольку в городе готово было подняться восстание против них.

         В 1019 году Ярослав собрался с силами и снова пошел на Святополка. На этот раз тот был разбит и бежал к печенегам, но снова вернулся, приведя печенегов с собой. По словам летописца, битва (на реке Альте, 1019 год) была жестокая, но печенеги были разбиты. Святополк умер от ран. В 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским. Но на этом неприятности с братьями и другими родственниками у Ярослава не закончились. Недоразумения этого рода продолжались до 1032 года. В 1021 году случился набег племянника Ярослава Полоцкого князя Брячислава Мзяславича на Новгород, в 1024-м началась междоусобица с младшим братом Ярослава князем Мстиславом Тмутараканским, желавшим поделить русские земли поровну, что в итоге и было сделано (1025 год), - граница прошла по берегам Днепра: с востока земли Мстислава, с запада - Ярослава; положение это сохранялось вплоть до смерти Мстислава (в 1032 году.) К этому времени Ярослав научился предупреждать междоусобные разборки, отправляя в тюрьму возможных зачинщиков смуты еще до того, как они успевали что-либо натворить: именно в 1032 году он посадил в тюрьму Псковского князя Судислава, последнего из братьев, недовольного разделом земельных владений. С этого времени Ярослав был единоличным правителем Киевской Руси (за исключением Полоцкого княжества) и провозгласил себя «самодержцем».

          Ярослав вел очень активную внешнюю политику так или иначе поддерживая отношения со всей тех времен Европой: с Норвегией дружеские и родственные; воевал, а затем мирился с Польшей (походы 1022, 1030, 1031 годов, а в 1043 году польский король Казимир женился на сестре Ярослава, заключив союз; с этих пор Ярослав и Казимир предпринимали совместные военные экспедиции например, против Мазовии в 1047 году), вовремя его правления происходили первые столкновения с финскими племенами, ходил он против ятвягов и чуди (1030 год) и Литвы (1041 год), отражал набеги печенегов (например, в 1036 году). В 1043 году Ярослав отправил в поход против Византии своего старшего сына Владимира, после того как греки в ссоре убили русского купца, но это - последнее известное военное столкновение Киевской Руси с Византией (мир был заключен в 1046 году). Ярослав связал свою семью династическими браками с самыми известными владетельными домами Европы: сам Ярослав был женат на Шведской принцессе Ингигерде; его сын Изяслав - на сестре польского короля Казимира; Всеволод - на греческой царевне дочери византийского императора Константина Мономаха; еще два сына -- на немецких княжнах; Гарольд Норвежский взял в жены дочь Ярослава Елизавету король Венгрии Андрей - Анастасию, Генрих I Французский - Анну.

           Ярослав покровительствовал торговле, ревностно охранял торговые пути от кочевников. При Ярославе продолжалось распространение на Руси христианства. Именно ему приписывают основание знаменитого по сей день храма Св. Софии в Киеве, именно по его настоянию в Киеве был назначен первый митрополит, русский по происхождению, именно Ярослав приказал переводить церковные книги с греческого на русский язык.

      Продолжая дело своего отца, князь организовывал на Руси школы для обучения грамоте (например, в Новгороде он основал училище, рассчитанное на 300 учеников). Сам он был хорошо образованным человеком, любил книги и чтение и собрал первую на Руси библиотеку, которая потом была передана храму Св. Софии в Киеве.

        Вместе с принятием христианства (988 г. при Владимире I) из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешёл к нам под названием "Кормчей книги".

    Но самым знаменитым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода законов, называвшегося «Русская Правда» - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. «Русская Правда» регулировала общественные отношения. Она включала 18 статей и целиком была посвящена уголовному праву. «Правда» Ярослава Мудрого во второй половине XI века была дополнена преемниками князя. К XII веку относится появление «Пространной Правды». Вместе с тем «Русская Правда» предусматривала наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглого раба, порчу оружия и одежды. Смертная казнь как мера наказания за преступление не предусматривалась. За тяжелые преступления конфисковали все имущество виновного, изгоняли из общины или лишали свободы. «Русская Правда» говорит о различных общественных сословиях того времени. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава". Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Именно «Русская Правда» впервые в русской истории запретила кровную месть и заменила ее денежными выплатами. Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»

          Подобно своим предшественникам Ярослав продолжал основывать города: Ярославль на Волге, Юрьев (Дерпт) на землях чуди. Именно Ярослав построил линию укрепленных острожков, защищавших южную границу Руси от степных кочевников. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями. Именно во времена княжения Ярослава впервые письменный свод законов стал мерилом законности или незаконности поступков и наказаний.

       Ярослав Мудрый приложил немало сил к тому, чтобы Киев стал одним из красивейших городов Европы. В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор в подражание Софии Константинопольской. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде. Так с постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество.

         При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской православной церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом.

        Также при нем создается летописный свод. Содержание этого свода постепенно разрасталось и к началу XII века составило обширное систематическое повествование. «Повесть временных лет» правомерно рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX—XI вв.

       Ярослав заботился о просвещении народа. При нём появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. Также создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание, в Киево-Печерском монастыре была собрана первая русская библиотека.

        Ярослав умер в 1054 году в Вышгороде (под Киевом), прожив 76 лет, и похоронен в храме Св. Софии в Киеве. Умирая, Ярослав, проведший полжизни в войнах с собственными братьями, завещал своим сыновьям жить в мире и согласии. Летописец передал нам его последнее завещание: «Вот я отхожу от этого света дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и от одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире если же станете ненавидеть друг друга, ссориться то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга свой стол – Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо меня». Летописец писал о Ярославе: «Он был хромоног, но ум у него добрый, и на рати был он храбр», а народ прозвал его Мудрым. С именем Ярослава связывается эпоха «высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку.     

Информация о работе Расцвет государства Киевская Русь в XI – XII вв. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, «Русская правда», социальная структура-культура