Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа
Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена недостаточной её разработанностью в научной египтологической историографии. Время Нового царства и религиозная реформа фараона Эхнатона является одним из ключевых событий не только собственно древнеегипетской истории, но и всей цивилизации Древнего Востока. Почти за полторы тысячи лет до возникновения христианства предпринимается попытка утверждения монотеистической по характеру религии. Процессы, развивающиеся в древнеегипетском государстве в период правления фараона Аменхотепа IV вполне справедливо могут быть охара
Введение
1. Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона
1.1 Внешняя политика Египта периода Нового царства
1.2 Расцвет экономики
1.3 Социальные отношения
1.4 Государственное управление
1.5 Реформа Эхнатона
1.6 Египет при XIX династии (ок.1345-ок.1200 гг. до н. э.)
1.7 Правление XX династии (ок.1200-ок.1085 г. до н.э. .) Конец эпохи Нового царства
1.8 Культура эпохи Нового царства
Заключение
1.8 Культура эпохи Нового царства
Новое царство было временем высшего расцвета не только государственного, экономического расцвета Египта, но и культурного. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.
Архитектура "Град Амона", "Стовратные" (по выражению древнегреческого поэта Гомера). Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнего востока.
Украшением Фив были грандиозные
дворцы фараонов, великолепные виллы
знати и, особенно, величественные храмы,
определяющие архитектурный облик
Египта. В течение нескольких веков
строились и достраивались
Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины - фараона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.
Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.
Амарнская эпоха в истории Нового царства имела весьма кратковременный период. Однако она произвела переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве, от живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона, членам его семьи приближенных фараона - реформатора. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра - портретов. Вот сам Эхнотон - узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановке, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона - царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусством.
После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которое проявилась так же в сооружении царских статуй - колоссов. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II. Это - знаменитый Рамессеум на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 метров в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него. Память о нем пережила века.
Особым типом храмового
Фараоны нового царства не строили
пирамид. Усыпальницами им служили
подземные гробницы знаменитые Долины
царей в западной части Фив. Ныне
известно около 60 таких гробниц. Самой
монументальной является скальная гробница
Сети I с великолепными росписями
и тысячами статуй. Гробницам фараонов
Нового царства полагалось на веки
быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно
маскировали, вход в гробницу замуровывали.
Но и это не спасало их от грабителей.
Почти все скальные гробницы, содержащие
несметные сокровища, были разграблены
еще в древности. Единственная оставшаяся
почти не тронутой - знаменитая гробница
Тутанхамона, открытая английскими
археологами в 1922 году и показавшая
всему миру бесчисленные богатства
фараонов. Золотые и позолоченные
статуи, золотой саркофаг, золотая
маска фараона, богато разукрашенное
оружие, драгоценные камни, алебастровые
сосуды и т.д. Сделали открытие гробницы
Тутанхамона археологической
После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры, связанный, прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, затем - эфиопами, позже ассирийцами и персами.
Заключение
За первые двенадцать лет правления Аменхотепа IV в Египте произошел настоящий переворот. Потрясены были древние устои, уничтожено вековое господство Фив. Столицей стал новый город, выросший со сказочной быстротой в пустынном захолустье. Амон сделался предметом преследования, вместо сонма тысячи богов почитали одно Солнце, да и то под новым именем и в невиданном образе. Изобразительное искусство отошло от многовековых канонов. В литературный среднеегипетский язык влился разговорный новоегипетский.
Громадные изменения за короткий срок! Однако быстрый насильственный разрыв с традицией чаще всего не может решить назревших проблем государства и общества. Пределы человеческой жизни слишком малы, чтобы втиснуть в них коренные изменения в обычаях и вере народа.
Солнцепоклоннический переворот не смог истребить тысячелетние догмы - реформа не дала ничего существенного средним слоям, а бедняков лишила надежды на заступничество Амона и загробное воздаяние в царстве Осириса. Господство номовой знати и жречества имело весьма прочные корни в экономике и идеологии.
Враги Эхнатона сумели также использовать ухудшение положения "мировой" державы - неудачи есть следствие гнева старых богов. Поэтому победа над перестройкой, начатой Эхнатоном, внешне досталась сравнительно легко.
Однако, тут же оказалось, что полный возврат к прошлому в сфере общественно-политических отношений, в области идеологии и культуры невозможен. Если религиозная реформа потерпела крушение, то с правами, полученными частью "немху", пришлось считаться. Хоремхеб понял это и слой служилой знати, возвысившийся при Эхнатоне, сохранил завоеванные позиции.
Новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, бюрократией и жречеством утвердились после ликвидации амарнской реформы. Прежде всего новый фараон не допустил террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Решительными мерами пресекаются казнокрадство, взяточничество и лихоимство должностных лиц. Указ Хоремхеба, высеченный на плите в карнакском храме, требовал прекратить грабеж и вымогательства, которым подвергались "немху" и грозил ослушникам суровыми карами. Более того, Хоремхеб по сути продолжил политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев. Противоречия между царской властью и жречеством остались, но Хоремхеб не стал игрушкой в руках первосвященников Амона, вручившим ему власть. Он не остался в Фивах, а через два месяца отплыл на север в Мемфис. Новый фараон оказался способным и энергичным государственным деятелем, при нем началось военно-политическое возрождение Египта. Он провел серию реформ с целью внутреннего сплочения в рядах знати и армии. Хоремхеб не мог примириться только с одним - с утратой сиро-палестинских владений. Для укрепления расшатанных финансов была осуществлена податная реформа, что позволило улучшить комплектование армии, привлечь в широких масштабах наемников, укрепить командный состав. Проведенная реорганизация армии позволила остановить продвижение хеттов, заключив мирный договор с Мурсилисом II.
Вся деятельность Хоремхеба свидетельствует о том, что заботы его были сосредоточены на внутренних делах управления огромной страной. Задача восстановления власти Египта в Сирии, Финикии и Палестине не могла быть решена в срок правления одного, пусть энергичного фараона. По наследству эта задача перешла царям XIX династии. Главной заслугой Хоремхеба явилось восстановление прочного порядка.
Еще более жизненным оказалось наследие Ахетатона в области культуры и искусства. Художники и скульпторы не могли забыть то, что дало им освобождение от застывших канонов. Переворот Эхнатона отразился в духовной жизни всего древнего мира. Вспышки свободомыслия, формирование монотеизма, поэтическое творчество авторов библейских текстов - все это возникло не без воздействия деятельности и интеллекта фараона-солнцепоклонника. Брэстед даже называет его "первой личностью в истории", пропагандировавшей идеи, далеко превосходившие понимание его века. До сих пор, а может в наши дни и вполне объяснимо, не утихают споры вокруг Эхнатона. Одни считают его фанатиком, чьи бредовые идеи могли принести только раздоры и ослабление государства; другие, наоборот (Потапов М. М) восхищаются этим необычным фараоном - поэтом и "христианином до христианства", бесстрашным человеком, восставшим против традиции.
Мы видим, что истребить память
о фараоне-реформаторе
Список литературы
1. Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. - М., 1978.
2. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры древнего Египта // Вестник древней истории. 1981. № 1.
3. Богословский Е.С. Слуги фараонов, богов и частных лиц (к социальной истории Египта XVI - XIV вв. до н. э).М., 1979.
4. Богословский Е.С. Повседневная жизнь в Древнем Египте. // Восток: Африканско-азиатское общество: история и современность. 1995. № 4.
5. Большаков В.А. Древнеегипетские царицы и их религиозно -политическая роль // Вопросы истории. 2005. №9.
6. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. - Мн., 2003.
7. Васильев Л.С. история Востока: в 2 т. Т.1. - М. 1994.
8. Голяндин А. Эхнатон. Между светом и тьмой. // Знание сила. 2006. № 4.
9. Древний Восток. Книга для чтения. /Под ред.В. В. Струве - М.: 1951.
10. Древний Египет и древняя Африка. Сборник статей. - М., 1967.
11. Древний Египет. Сборник статей. - М., 1960.
12. Жак Кристиан. Египет великих фараонов: история и легенда. М., 1992.
13. Замаровский, Войтех. Их величества пирамиды. - М. 1981.
14. История Древнего Востока / под. ред.В.И. Кузищина. - М., 2001.
15. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "История"/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред.В.И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003.
16. История Древнего Мира. АН СССР институт востоковедения. Т.2 /под ред. И.М. Дьяконова и др. - М., 1982г.
17. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта /пер. с англ.К. Савельева - М., 2002.
18. Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. М., 1962.
19. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
20. Матье М.Э. Значение Амарнского искусства в развитии древнеегипетского пейзажа // Древний Египет. М., 1960.
21. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. - М., 1956.
22. Мертин Р.П. Эхнатон - первенец солнца // Гео. 2002. № 8.;
23. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 1989.
24. Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. 1990. № 3
25. Морэ А. Цари и Боги Египта. - М., 2003.
26. Николаев Г. Древний Египет. Пирамида власти // Наука и жизнь. 1997. № 5.
27. Перепёлкин Ю.Я. Жрец царя во главе государства (Аменхотеп IV) // Вестник древней истории. 1989. № 3.
28. Перепёлкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ: К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
Информация о работе Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона