Расцвет русского
каменного зодчества
История строительства
шатровых храмов
XVI-XVII века
Каменные шатровые храмы в XVI
веке
Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый
храм. 1510-е гг.
Каменные шатровые храмы — уникальное
явление древнерусской архитектуры. Время
возникновения этого архитектурного типа —
начало XVI века.
Важное качество шатровых храмов —
столпообразность — встречалось в русской архитектуре и
ранее. Существовал особый тип храма «под колоколы», так как колокольни в виде
отдельной башни не существовало. Чаще
всего это были многогранные маленькие
храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные),
имеющие несколько ярусов. Таким был предшественник
колокольни Ивана Великого в Московском Кремле построенный в 1329 году. Но первые
шатровые храмы никак не были функционально
связаны со звоном. Идея увенчать небольшой
центричный храм не куполом, а вытянутым
шатром была принципиально нова.
- В настоящее время было установлено,
что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы — к 1510-м гг.
Церковь Вознесения в Коломенском. 1532
год.
- Ранее первым шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском, возведенная несколько позднее по заказу того же князя в 1532 году. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой
первой постройкой этого типа.
Обе церкви были задуманы как
небольшие придворные храмы в усадьбах
московского государя. В результате новых
исследований, создателем ансамбля Александровой
слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения
приписывается итальянцу Петроку Малому.
Троицкая церковь как первая
постройка принципиально нового типа
получилась несколько неловкой. Нижний
её ярус (не считая подклета) — четверик, имеющий вполне традиционные
формы, не связанные со столпообразными
церквями. С востока к нему примыкают три
алтарные апсиды. Шатер церкви поставлен на
невысокий восьмерик, украшенный кокошниками.
Формы четверика говорят о переходном
характере архитектуры храма, новый тип
здесь ещё не вполне сложился. Храм входил
в комплекс деревянного дворца Василия
III. С этим могла быть связана идея архитектора
использовать в каменной архитектуре
формы деревянного зодчества. Шатёр Троицкой
церкви уникален так же тем, что внутри
него сохранилась фресковая роспись того времени. О других расписанных фреской шатровых храмов неизвестно.
Церковь Вознесения в Коломенском
существенно отличается от Троицкого
храма. Она поставлена свободно, отдельно
от дворца и является своеобразным храмом-монументом.
Благодаря особой конструкции с пристенными пилонами Петроку
Малому удалось придать храму необыкновенно
вытянутые пропорции, в результате получилось
здание с необычной «летящей» архитектурой.
Употребив привычные для себя ренессансные
элементы в отделке храма архитектор стилизовал
некоторые детали в духе готики. Вероятно,
таким образом он хотел придать храму
больше связи с традиционной русской архитектурой,
в которой итальянцы примечали сходные
с готикой черты. Ренессансные пилястры
и карнизы сочетаются здесь с готическими
вымпергами и килевидными московскими
кокошниками. Формы церкви Вознесения
совершенно законченны, тонко продуманы.
Четверик храма имеет правильную квадратную
форму с выступами по всем сторонам, придающими
ему крестообразность. У храма нет алтарной
апсиды. Кокошники создают красивый ступенчатый
переход к восьмерику. Вознесенская церковь
производит неизгладимое впечатление
своим внешним видом, при этом интерьер
её чрезвычайно мал, так как не предназначался
для многолюдного богослужения. Как и
во всех храмах XVI века шатер здесь открыт
в интерьер, придавая узкому пространству
храма невероятную высоту.
Собор Покрова на рву. 1555-61 гг.
- Другим шедевром шатрового зодчества
является центральный придел собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного) на Красной Площади.
Здесь величественный образ
шатрового храма послужил памятником
победе над Казанским ханством. Вознесенская церковь в Коломенском
так же играла роль монумента в память
рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. Таким образом, новый архитектурный
тип получил определённые функции. Торжественная
архитектура, рассчитанная прежде всего
на внешнее восприятие, служила мемориальным
целям.
Изначально все девять приделов
Покровского собора были поставлены
как отдельные церкви, лишь позднее соединенные
крытыми галереями. Здесь совместились
три разные типологии церквей: центральный придел — шатровый (с восьмериком на
четверике), четыре средних — столпообразные
(восьмигранные многоярусные) и четыре
малых, четверики которых завершены пирамидами
кокошников. Все приделы, кроме центрального,
завершены куполами. Стройный шатёр принял
на себя ведущую роль в композиции. Снаружи
он богато декорирован разнообразных
форм кокошниками, а до конца XVIII века имел
ещё 8 декоративных главок, стоявших на
расположенном посередине высоты шатра
уступе.
Собор Покрова на рву. Внутренний вид
центрального шатра.
Интересно, что в завершении
всех шатровых церквей сохранился купол.
Он приобрел миниатюрные формы, но имеет
свой барабан и покрыт снаружи луковичной главой. В некоторых
случаях внутренность купола открыта
в интерьер шатра (как в Покровском соборе)
или отделена куполообразным сводом, завершающим
шатёр внутри (как в Коломенском). Позднее
(в XVII веке) шатры будут завершаться глухими
декоративными главками, так как сами
станут лишь декоративной надстройкой
над сводом храма.
Во второй половине XVI века шатровые
храмы получили широкое распространение.
Среди них можно выделить разные типологические
варианты:
- Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы)
- Шатёр на четверике без восьмерика
- Восьмигранный храм без четверика
- Композиция из нескольких шатровых приделов
Шатровые храмы возводились
по указам царей, строились в царских селах
и в имениях знатных людей.
Церковь Успения в Брусенском монастыре
в Коломне. 1552 год.
- Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани — пример храма без восьмерика. Её шатёр
поставлен непосредственно на четверик,
так же как в Никитской церкви походящий
на четверики крестово-купольных храмов. Церковь имеет алтарные апсиды.
- Схожую архитектуру имеет церковь Илии
Пророка в Прусах (Коломенский район Московской области).
- Плохо сохранился храм Косьмы и Дамиана
в Муроме. Храм относился к этому же типу, но обладал более стройным шатром, от которого сохранился только красиво декорированный низ. К сожалению,
верх храма обрушился в XIX веке.
Церковь Никиты в селе Елизарово. 1556 год.
Успенская церковь в Спасо-Евфимиевом монастыре. Суздаль. 1570-е гг.
- Редким примером храма без четверика
является церковь Воскресения Христова
в подмосковном селе Городня (упоминание
о каменном храме — 1578 год). Воскресенский храм имеет восьмигранную форму без апсиды (при недавнем
ремонте храма его архитектура была существенно
искажена, в частности пристроена апсида).
С боков к храму примыкают приделы, соединенные
окружающей восьмерик галереей. Декоративное
убранство церкви сохранилось плохо и при ремонте не было восстановлено.
Иногда, шатровые храмы служили
не центром композиции многопрестольного храма, а могли играть роль
приделов к большим соборам.
- Самый ранний пример этого — придел над мощами преподобного Авраамия
Ростовского в Ростовском Авраамиевом Богоявленском монастыре. Собор монастыря был построен в 1554-55 гг. В нём нашла отражение тенденция XVI века к устройству многопридельных храмов, в совершенном виде воплотившаяся
в Покровском соборе на рву. Шатровый придел
(один из трёх), асимметрично примыкает
к юго-восточному углу собора. Его вытянутый
силуэт, сочетаясь с мощным объёмом собора,
выделяется из всей композиции как сень
над местом погребения святого. Храм относится к
типу восьмерик на четверике, но не имеет
апсиды.
В XVI веке почти никогда не совмещали
несколько шатров в композиции одного
храма, что станет обыкновенным в следующем
столетии. Но было исключение.
- Уникальной постройкой, подражающей Прокровскому собору в Москве, был не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг). Храм построен князем Владимиром Андреевичем Старицким в столице своего удела. Возведение храма также связано с окончанием казанского похода, в котором Владимир Старицкий сыграл важную роль. Именно поэтому собор подражает главному памятнику взятию Казани — Покровскому собору. Храм Бориса и Глеба состоял
из примыкающих друг к другу восьмериков,
увенчанных пятью шатрами, центральный
из которых выделялся своей высотой. Храм
окружала закрытая галерея, собор был
богато украшен изразцами. Он был разобран
«по ветхости» в 1802 году.
Последние шатровые церкви
перед смутным временем были построены
по заказу царя Бориса Годунова.
- Богоявленская церковь в селе Красное близ Костромы
была построена в 1592 году[11][12]. Красное было родовой вотчиной Годуновых. Богоявленская церковь следует сложившемуся типу, но её восьмерик столь богато декорирован рядами уменьшающихся кокошников, что зрительно сливается с шатром, в основании которого сделаны завершающие «горки» из маленьких кокошников.
- Редчайшим, несохранившимся памятником
шатрового зодчества была Борисоглебская
церковь в Борисов-Городке под Можайском (1603 год.)[13] Здесь в 1600 году царем Борисом Годуновым была сооружена крепость, ставшая царской резиденцией. Борисоглебская церковь была однопрестольной и имела стройные вытянутые пропорции четверика
и восьмерика. Сохранилась опись храма,
сделанная в 1664 году. Согласно ей высота
храма была 35 саженей (74,55 м)! В смутное
время крепость была заброшена. В XVIII веке
церковь обвалилась.
Шатровые храмы в первой половине
XVII века
Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631
год.
Церковь Покрова в Медведкове. москва.
1640 год.
Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах
в Троице-Сергиевой Лавре.
Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь
Евфимия при больничных палатах. 1646 г.
Церковное строительство было прервано
в России смутным временем и возрождалось медленно. Активные
работы начались только с 1620-х гг. Патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича) в 1619 году вернулся из польского
плена. Он взял инициативу в свои руки.
По его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного
восстания против интервентов отстраивается
заново обветшавший Архангельский собор.
- Архангельский собор Нижнего Новгорода до перестройки был крестово-купольным. Но в 1628-31 гг присланными из Москвы Лаврентием
Семеновичем Возоулиным и его пасынком
Антипой строится величественный шатровый
храм. Архангельский собор повторяет самый
распространённый тип шатрового храма — восьмерик на четверике, но имеет свои
особенности. Четверик его красиво оформлен пилястрами с карнизом, поверх которого стоят кокошники (повторяющие закомары крестово-купольного храма). Собор имеет апсиды и крыльцо с западной стороны. С боку к храму примыкает колокольня, с которой через специальное окно можно было смотреть за службой в храме.
В XX веке храм потерял придел, устроенный
в 1672 году.
- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1640 году строит церковь Покрова в своем имении — Медведкове (Москва). Покровский храм так же следует традиции предыдущего столетия, но при этом оригинальным образом подражает многопридельному Покровскому собору на рву. Зодчий уменьшил ширину восьмерика, сделав так, чтобы его стены не опирались прямо на стены четверика.
Для этого он прибегнул к сложной конструкции
из двух рядов свисающих арок, несущих
восьмерик. По углам от восьмерика разместились
дополнительные главы, придающие небольшому
храму характер многоглавого. Кроме того,
храм имеет два небольших симметричных придела.
При несколько приземистых пропорциях
четверика и восьмерика шатер приобретает
особую стройность, подчеркивая взлет
здания. Его высота равна высоте нижней
части здания. В декоре шатра использованы
живописно разбросанные изразцы.
- Церковь в Троицком-Голенищеве (Москва), построенная в летней резиденции московских патриархов, близка по плану к церкви в Медведкове (1644-45 гг). К её центральному объёму так же примыкают два симметричных придела, на этот раз завершеные не главами а меньшими шатрами. Все три придела — восьмерики на четверике, но центральный
выделяется своими размерами и большей
высотой шатра.
Постепенно архитектура XVII
века изменяет типологию шатровых храмов.
Некоторые более ранние постройки сохраняют
ещё прежнюю выразительность столпообразных
храмов, но содержат при этом важные
новшества.
- Особое место среди них занимает Успенская
«дивная» церковь в Алексеевском монастыре
Углича, построенная в 1628 году (или в 1630-е
гг). Три её стройные шатра поставлены
на три выстроенные в ряд придела. Композиция
из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в сложившемся вскоре стиле «русского узорочья». Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочитанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами,
его шатры представляют собой только глухие
декоративные надстройки.
- В 1635-38 гг в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах. Внешне храм очень строен и красив, но его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер. Он не открывается в интерьер храма.
Небольшое внутреннее пространство церкви
перекрыто сводом на уровне пят закомар
(кокошников).
- Репликой этого храма стала больничная
церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1946 г). Евфимиевская церковь отличается гораздо более приземистыми формами,
а её восьмерик столь низок, что даже не
проявляется в экстерьере здания.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.
Москва. 1649-52 гг.
Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна
Предтечи в Вязьме. 1650-е гг.
В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль
шатра утрачивается полностью. Шатер становится
одним из многих элементов декора. Как купола храмов чаще стали заменяться
глухими декоративными главами, так же декоративными надстройками
над глухими восьмигранными барабанами
стали и шатры. В небольших храмах, перекрытых
сводом, стали использовать завершение
из двух или трех небольших шатров. Такие
храмы утратили связь с прежним типом
центрического столпообразного храма.
- Примером завершения храма двумя шатрами
может служить надвратная церковь Богоявления в Ферапонтовом
монастыре (1649-50 гг).
- Ярчайший пример роли шатра в русском
узорочье — церковь Рождества Богородицы в Путинках
в Москве (1649-52 гг). Храм имеет асимметричную композицию, состоящую из центрального придела, стоящего с северо-западного
угла придела Богоматери Неопалимой купины,
поставленной между ними колокольни и
обширной трапезной, соединяющей входы
во все части храма. Центральный придел
имеет прямоугольную, вытянутую поперек
оси храма форму. Это позволяло большему числу прихожан
стоять в храме ближе к иконостасу. Храм
увенчан тремя выстроенными в линию тонкими
декоративными шатрами на граненых барабанах-восьмериках.
Шатрами завершены колокольня и крыльцо
церкви. Даже световой барабан придела
Неопалимой купины завершен не главой,
а надстроенным поверх купола крошечным шатром. Небольшой размер шатров сочитается с резкостью деталей декора.
- Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е
гг) дает яркий пример стиля «узорочье».
Как и в церкви Рождества Богородицы в
Путинках её четверик имеет вытянутую
поперек прямоугольну форму. Свод церкви
снаруже украшен горой кокошников, на
которых возвышаются три небольших барабана (граненых как восьмерики) с маленькими декоративными шатрами. Любопытно, что средний восьмерик все же открыт в интерьер храма и имеет окна. Композицию церкви завершают два небольших придела.