Распад СССР и формирование новых центров власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В конце XX века с политической карты мира исчезла крупнейшая империя – Советский Союз, что обернулось подлинной драмой для ее народов. Распад СССР – уход с международной арены мощнейшей политической доминанты вызвал широкий общественный резонанс. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к нему в российской истории несколько утих, можно попытаться рассмотреть это время в истории нашего государства, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Содержание работы

Введение
Распад СССР и его последствия.

Процесс распада СССР
Анализ причин распада СССР – Мифы и факты
Экономические последствия
Политические последствия
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)

Уральский Федеральный Университет  имени первого президента России Б.Н Ельцина.

 

Реферат

По теме: Распад СССР и формирование новых центров власти.

 

 

 

 

 

 

Студент: Ким Наталья

Группа: СТ-120902

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание:

Введение

Распад СССР и его последствия.

 

    1. Процесс распада СССР
    2. Анализ причин распада СССР – Мифы и факты
    3. Экономические последствия
    4. Политические последствия

Заключение

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце XX века с политической карты мира исчезла крупнейшая империя – Советский Союз, что обернулось подлинной драмой для ее народов. Распад СССР – уход с международной арены мощнейшей политической доминанты вызвал широкий общественный резонанс.

На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже  ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к нему в  российской истории несколько утих, можно попытаться рассмотреть это  время в истории нашего государства, дабы найти ответы на те вопросы  и проблемы, которые у нас возникают  сейчас.

Данная тема окутана большим  количеством вопросов, различными формулировками идей и выводами, которые в свою очередь сопровождаются критикой; существует большое количество мифов и фактов, затрагивающих данную тему - все это пробудило для меня огромный интерес. На мой взгляд, эта тема в учебной литературе освещена недостаточно в силу своей новизны. Также, сложно найти емкую историческую, политическую оченку произошедших событий. Я остановлюсь на основных, по моему мнению, причинах и событиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс распада  СССР.

 

          В начале 80-х гг. все без исключения  слои общества страдали                от несвободы, испытывали психологический  дискомфорт. Интеллигенция хотела  подлинной демократии и индивидуальной  свободы. 

          Смерть Л.И.Брежнева в ноябре 1982 г. и приход к власти Ю.В.Андропова  побудили в обществе надежды  на возможное изменение жизни  к лучшему. Но этим надеждам  не суждено было сбыться. За  короткий период правления Ю.В.Андропов  сделал попытку реформировать  политическую верхушку общества, провести кадровую революцию,             т.е. придать эффективность бюрократической  системе без существенных структурных  изменений. Были отстранены от  власти наиболее одиозные личности, намечены и частично осуществлены  экономические преобразования. Одновременно  укреплялись позиции официальной  идеологии государства. Оппозиция  и диссидентское движение были  разгромлены КГБ и фактически  прекратили существование.                          Все это не вывело страну  из кризисного состояния. 

          Смерть Ю.В.Андропова в феврале  1984 г. приостановила реализацию  программы намеченных изменений  в жизни советского общества,                    а сменивший Ю.В.Андропова на  посту генерального секретаря  ЦК КПСС К.У.Черненко, обозначил  возвращение к эпохе застоя  в области экономики, идеологии  и общественной жизни.  

          С избранием в 1985 г. генеральным  секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева  в СССР наступает период реформ. В стране был начат процесс  пересмотра основ тоталитарного  политического строя и планово-распределительной  экономической системы. Возникший   в те годы термин «перестройка»  означал осуществляемый сверху  переход к демократизации политического  строя и допуску рыночных отношений  в экономике.             Это выражалось в снижении  роли КПСС в общественной жизни,                      в возрождении парламентаризма,  гласности, в ослаблении централизованного  руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. По сути  это означало, что осуществлялся вариант рефомирования экономики, когда при регулирующей роли государства должна была происходить приватизация части собственности     и внедрение в экономику рыночных отношений.

          Вообще, перестройка была призвана, прежде всего, интенсифицировать  погрязшую в застое страну, но  у М.С.Горбачева не было четкого                      и системного плана реформирования  страны, и тяжелыми оказались  последствия многих действий (антиалкогольная  компания, обмен денег, ускорение  и др.). Связанная с именем М.С.Горбачева  внешняя политика «нового мышления»  способствовала коренному изменению  международной обстановки (прекращение  холодной войны и войны в  Афганистане, ослабление ядерной  угрозы, «бархатные» революции в  странах Восточной Европы, объединение  Германии). Однако непоследовательная  внутренняя политика, прежде всего  хаотичные экономические реформы,  привели             к углублению кризиса во всех  сферах общества и как следствие  к резкому снижению уровня  жизни. 

          Одной из задач перестройки  было реформирование национально-государственного  устройства СССР. С развитием  гласности в средствах массовой  информации стали находить отражение  факты, свидетельствовавшие о  том, что Советский Союз давал  возможность свободно развиваться  далеко не всем населяющим  его этносам. В отношении многих  осуществлялась политика, являвшаяся  развитием традиционных направлений  политики Российской империи,  и Договор об образовании СССР  давно уже стал чистой формальностью.  Либерализация общественной жизни  с началом перестройки сделала  возможным выход на этап решения  противоречий, копившихся десятилетий.  Но случилось обратное: эти противоречия  стали выливаться в кровавые  межэтнические конфликты           в Азербайджане, Грузии, Узбекистане  и др. Прибалтийские республики  заявили о своем решении выйти  из состава СССР.

          Борьба центра с республиканскими  элитами внешне велась под  лозунгами сохранения языка и  культуры, своего этнического самосознания. «Важно отметить, что в России  это происходит уже не в  первый раз и пример России  в этом отношении не уникален. Фактически он лишь отражает  закономерности развития свойственные  тем странам, которые становятся     на путь модернизации и демократизации».  Именно в этих условиях               и наблюдается быстрый рост  национального самосознания. Указанный  процесс происходил у разных  народов СССР в течение нескольких  десятилетий, в разные годы  принимая разные формы и встречая  разную реакцию со стороны  центральной власти. При советском  режиме открыто вести борьбу  за сохранение своей культурной  харизмы было непросто.      

Регионализация власти стала  фактом к началу 1991 г.  Для того, чтобы остановить процесс распада  страны был предпринят ряд шагов. Проведенный в марте 1991 г. референдум по вопросу о сохранении Советского Союза выявил в стране большое  число сторонников сохранения федеративного  социалистического государства (76% от числа голосовавших высказалось  за сохранение СССР). Одновременно большинство  россиян (около 80% от числа голосовавших) поддержали идею введения поста президента РСФСР. 12 июня 1991 г. прошли первые всенародные  выборы,  в результате которых  первым Президентом России стал Б.Н.Ельцин. Этот факт ставил вопрос о необходимости  перераспределения властных полномочий между союзным и республиканскими центрами. К августу  1991 г. был подготовлен проект Союзного договора. Его подписание означало бы переход к действительно федеративному государству, устранению ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену ими новыми. Союзный договор лишал верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий, поэтому консерваторы в руководстве страны решили не допустить его подписания.

          В этих условиях происходят  события 19 – 21 августа 1991 г.                  В отсутствие М.С.Горбачева, находившегося  на отдыхе в Крыму, был учрежден  Государственный комитет по чрезвычайному  положению (ГКЧП). ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в ряде районов СССР,  о реформировании структур власти, противоречащих Конституции СССР,        о приостановке деятельности оппозиционных партий, запрете митингов         и демонстраций, о проведении в ближайшем будущем экономических реформ. Заявления ГКЧП были подкреплены вводом войск в столицу. Был объявлен комендантский час. На этом активные действия ГКЧП прекратились, и инициатива стала переходить к оппозиции, которую возглавил Б.Н.Ельцин, уже к утру 19 августа издав серию указов, квалифицирующих действия ГКЧП как государственный переворот.             22 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы. М.С.Горбачев вернулся      в Москву. 

          События 19 – 21 августа 1991 г.  изменили страну. Ушла в прошлое  перестройка, как «революция сверху».  Результатом августовских событий  1991 г. явился распад СССР. 

          Неудача попытки государственного  переворота привела к утрате  М.С.Горбачевым его влияния и  власти, к упразднению прежних  институтов центральной власти. Вскоре после провала путча  восемь советских республик заявили  о своей независимости. Эстония,  Латвия, Литва, уже добившиеся  признания независимости международным  сообществом,            6 сентября 1991 г. были признаны  и СССР. Заявления руководителей  союзных республик о полной  независимости и самостоятельности  привели    к тому, что Советский  Союз фактически распался, что  зафиксировал             5-й внеочередной съезд народных  депутатов СССР. Также, съездом  был принят конституционный закон  о власти в переходный период. Желая сохранить центр и, тем  самым, свой пост, М.С.Горбачев  предложил новый вариант Союзного  договора, но политические позиции  президента СССР были уже слишком  ослаблены путчем.

          8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще президентом РСФСР Б.Н.Ельциным, председателем Верховного Совета  Белоруссии С.С.Шушкевичем и председателем  Верховного Совета Украины Л.М.Кравчуком было подписано соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. Тем самым, констатировалось, что «Союз СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».  21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ата была принята Декларация глав независимых государств. (к СНГ присоединились еще 8 бывших союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики). Подписанием этого договора заканчивалось существование             Советского Союза как единого государства. Президент СССР М.С.Горбачев был вынужден сложить свои полномочия.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ причин распада СССР – Мифы и факты

 

Я хочу предложить рассмотреть  некоторые факты и мифы, которые доказывают ту точку зрения, что СССР распасться было не суждено и была возможность претерпеть все преобразования без такого летального исхода

          Миф первый. Советский Союз был империей, а все империи рано или поздно распадаются. Это заведомо неверно: СССР не был империей. Любая империя отличается тем, что имеет чёткую структуру. Есть главная территория (метрополия) и подчинённые территории (колонии). Граждане метрополии и колоний сильно различаются в правах. Так, граждане колоний не принимают участия в выборах в органы власти всей империи и не участвуют в управлении империей.  Трудно представить, что бы премьер-министром, или хотя бы просто министром, в правительстве Великобритании стал индус или австралиец. Но в СССР грузин Сталин в течении тридцати лет управлял Советским Союзом, чеченец Дудаев был генералом Советской Армии, а азербайджанец Алиев – членом Политбюро.  Ни индусы, ни австралийцы фактически не имели возможности занимать сколько-нибудь значимые посты в Британской империи. Все посты в Британской империи занимали выходцы с британских островов. В Советском Союзе такого деления на метрополию и колонии ни фактически, ни юридически не было. Граждане всех национальностей в СССР имели примерно равные права и в руководстве страны были представлены очень многие национальности.

         Миф второй. Распад СССР был неизбежен из-за экономических трудностей. Если это так, то почему не распались Соединённые Штаты во время великой депрессии и Китайская Народная Республика во времена культурной революции? Экономические трудности ослабляют государство и усиливают действие прочих факторов, способствующих развалу государства, но сами по себе они не являются причиной развала страны.

         Миф третий. Республики СССР были насильно согнаны в «концлагерь» и при первой же возможности разбежались. А почему тогда не распалась РСФСР, также состоявшая из республик. И потом, даже если бы республики и были насильно согнаны в концлагерь, то на момент распада СССР это были совсем уже другие республики, нежели в момент создания СССР.

Но факт остаётся фактом: Советский Союз распался. А раз  так, то существуют и причины его  распада.

Услышав эти мифы, невольно задаешься вопросом: откуда взялись  эти мифы, и почему они очень  активно мусолились в прессе перед  распадом страны и некоторое время  после распада, несмотря на то, что  они являются мифами? Обратим внимание на то, что все эти мифы обсуждались в подавляющем большинстве случаев по отношению к Советскому Союзу, но не по отношению к России, хотя и СССР и РСФСР состояли из республик, имели одни и те же экономические трудности и существовали в одно и то же время, на одной и той же территории. Подобное положение вещей наводит на мысль, что распад СССР не был естественным процессом и был инициирован искусственно.         

 Теперь рассмотрим несколько фактов.

           Факт первый. Во времена перестройки существовала множество людей, которые получали деньги за то, что на площадях и в парках собирали вокруг себя народ и поднимали дискуссию об ужасах советской системы и ужасном состоянии страны.  Эти массовики-затейники даже не знали, как зовут их заказчиков. У всех них была одна особенность:  вскоре после распада СССР заказы на их услуги перестали поступать.

          Факт второй. Массовые демонстрации, проходившие в то время по всей стране, были направлены в основном на разрушение идеологических основ советского общества. Эти демонстрации были антикоммунистическими и антисоветскими. Удивительна одинаковая идеологическая направленность этих демонстраций. Ясно, что каждая такая демонстрация имела своего организатора. Не составит труда доказать, что большинство из этих демонстраций были организованы благодаря чьей-то финансовой поддержке.

          Факт третий. Помимо выступлений на улицах, пресса была прямо-таки завалена негативной информацией. Этой информации было гораздо больше чем в последующие годы, хотя экономическая ситуация в конце 80-х годов была намного лучше, чем в середине 90-х. В прессе появляется образ ужасной Родины и замечательной заграницы. Репортажи и информация "оттуда" имела все черты рекламных материалов. Тоже относится и к культуре.

Информация о работе Распад СССР и формирование новых центров власти