Распад Золотой Орды: образование Казанского ханства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:31, реферат

Описание работы

Золотая Орда во второй половине XIV- начале XV вв. все больше теряла свои позиции в оседлых, земледельческих районах. В связи с падением городской жизни и упадков земледелия в культурных областях и не мог в эти годы не усилиться и кочевой сектор золотоордынского государства. Именно в этой обстановке и подняли вожди отдельных мелких монгольских улусов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Распад Золотой Орды. …………………………………………………………4
2. Образование Казанского ханства……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

истор тат.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные выше народы, таким образом, находились в составе  Казанского ханства. Все они, живя в этом государстве, платили ему дань. Впрочем, такая обязанность ложилась и на основное, коренное население ханства — казанских татар (о дани и других формах налогов мы еще поговорим отдельно).

Татары занимали основные, центральные земли ханства — это главным образом Заказанье, т. е. довольно обширная область к северу от Камы между Волгой и Вяткой. Значительная часть татарского населения проживала также на Горной стороне — в правобережье Волги и в бассейне Свияги, в ее среднем и нижнем течениях. Менее заселенными являлись тогда земли восточнее Вятки на Елабужской стороне и, конечно, степное Закамье — там татарские поселения располагались чересполосно лишь по берегам Камы, Черемшана и некоторых небольших рек северо-западной части закамской низменности.

Территория проживания основного населения Казанского ханства определяется картографированием татарских селений XV — XVI веков. Сведения о них собраны казанским историком  Е. И. Чернышевым на основе данных писцовых книг середины XVI и начала XVII веков. По этим данным известно 700 селений, основная часть которых соответствует расположению современных татарских деревень с теми же историческими названиями, которые зафиксированы более четырех веков тому назад. Так вот, преобладающее число этих памятников, а именно 500 пунктов, приходится на долю Заказанья, 150 — Горной стороны, остальные имеют отношение к районам восточнее Вятки и северного Закамья. Сведения о селениях писцовых книг дополняются найденными археологическими памятниками: селищами, городищами, местами различных находок, могильниками, но больше всего эпиграфическими объектами, т. е. кладбищами с намогильными камнями.

Земля Казанского ханства, занимая чрезвычайно удобное  и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и Камы, отличалась исключительным природным богатством и удивительной красотой. Лесостепная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и вовсе высокогорными плато, высокоурожайные поля и богатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек — все это было весьма привлекательно, и не зря посещавшие эту землю чужестранцы восхищались ее красотой и богатством.

Названный выше автор  «Казанской истории» хотя и допустил ошибки при освещении древней  истории Казани ввиду отсутствия у него надлежащих источников, но оставил довольно ценные сведения о том периоде Казани, современником которого он сам был. То, что он видел своими глазами и описал потом в книге, несомненно, представляет интерес. Вот как он охарактеризовал казанскую землю: «Место пренарочито и красно велми (прекрасно и весьма прилично), и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко (какого) не мощно обрести другого такова места по всей Руской нашей земли нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человечским, не вем (неизвестно) же, аще (если) есть будет в чюжих землях». И не зря идеолог русского дворянства XVI века Иван Пересветов в своих «челобитных», т. е. просьбах, Ивану Грозному назвал Казанское ханство «подрайскою землею угодьем великим», призывая скорее завоевать его.

Говоря об основном, татарском  населении Казанского ханства, которое  занимало описанные выше центральные  земли этого государства, следует  обратить особое внимание на следующее. В первый период существования ханства, т. е. во второй половине XV века, в качестве названия его народа наряду с этнонимом «татары» («этноним» — слово греческое и означает самоназвание того или иного народа), параллельно применялись слова «булгары» и «бесермены». Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими.

«Бесермены» же — несколько  искаженная, летописная форма «бусурман», т. е. русской транскрипции «мусульман», ибо татары являлись мусульманами. Было и третье название — «казанцы», которое применял автор известной  нам «Казанской истории» в отношении татар; хотя он и называл их татарами, но больше употреблял название по городу Казани. В этом нет ничего удивительного, ибо в античности и средневековье население какого-нибудь государства нередко именовали по названию столицы этого государства (например, римляне, московиты). Именно московитами называли русских западноевропейские путешественники XVI — XVII веков.

Несмотря на чередование  перечисленных терминов, основным названием, этнонимом татарского населения  Казанского, да и других соседних ханств, было «татары». Слово «татары» в качестве названия населения этих государств четко зафиксировано в русских исторических источниках (летописи, хроники, писцовые, разрядные и межевые книги, другие документы); в записках западноевропейских путешественников и дипломатов (Иосифат Барбаро и Амброджо Контарини, XV век, Сигизмунд Герберштейн, XVI век, Адам Олеарий, XVII век); в сохранившихся шертных грамотах, т. е. присяжных грамотах некоторых татарских ханов, например, казанского, Абдул-Латифа, и крымского, Менгли-Гирея; в отдельных произведениях устного народного творчества.

Справедливости ради надо отметить, что в имеющихся  татарских исторических повествованиях и других сочинениях старотатарской письменности часто применяется  слово «мусульмане», когда говорится о татарах периода Казанского ханства и даже последующих времен. Несомненно, это не этноним, а своего рода религиозный термин, употребленный в противовес «кяфирам» («неверным»), т. е. иноверцам, в данном случае, православным христианам. Поэтому вполне логична и понятна замена «татарина» «мусульманином» в той национальной литературе, которая создавалась в период насильственного крещения татар, и она звучит как законный протест против христианизации в защиту мусульманства — исламской религии и культуры. Следовательно, слово «мусульмане» в татарских произведениях XV — XVIII веков является не этническим названием, а применено как уважение к мусульманству, исламской религии — образу жизни, образу мышления татар в течение нескольких столетий.

В Казанском ханстве, главным образом в его столице Казани, проживали представители и некоторых других народов, например, армяне и иные кавказцы в так называемой Армянской слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов и наместников, вооруженные отряды для их охраны. Их стало больше во времена русского протектората в различные годы первой половины XVI столетия.

Таким образом, несмотря на то, что Казанское ханство было многонациональным государством, его основное население составляли татары.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Золотая Орда была одним  из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно  держала в напряжении всех соседей  и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. 

И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. И к тому же до настоящего времени существует в научных работах и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии истории целый ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Золотой Ордой. Это относится к ее территории и границам, названию государства, наличию городов, развитости культуры, соотношению понятий «монголы» и «татары», некоторым моментам политической истории и т. п. Большая часть широко распространившихся штампов о Золотой Орде возникла еще в прошлом веке, и существование их связано исключительно с пренебрежением к изучению этого во многом своеобразного государства.

 

Список литературы:

  1. Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И. и т.д. «История Татарстана», Казань, Тарих, 2007г. 
  2. Рашитов Ф.А., «История татарского народа», 2005г. 
  3. История Астраханского края, 2000г.
  4. Р.Г. Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье), 2003г.
  5. Золотая Орда и её падение - Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский

 


Информация о работе Распад Золотой Орды: образование Казанского ханства