Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:39, реферат
История Россия – народное достояние, которое мы – нынешнее поколение, как и наши предки, должны бережно хранить, ценить и понимать. Каждому уважающему себя россиянину необходимо знать историю своей страны, поэтому выбранная мной тема актуальна для моих сограждан, а также для тех, кто интересуется жизнью России. Марксизм предопределил дальнейший путь развития России и сыграл в ней ценнейшую роль, что необходимо для понимания истории нашей страны.
Целью моей работы будет выявление предпосылок возникновения марксизма в России в период конца XIX века, а также его носителей и пропагандистов.
Введение…………………………………………………………………….....стр.3
Гл.1 Предпосылки распространения марксизма в России………………..…....4
Предназначение марксизма…………………………………………….……..4
1.2 Положение рабочего класса во второй половине XIX века………..………..6
Гл.2. Переводы марксистских работ в помощь распространения идеологии………………………………………..……………………………...……..…..11
2.1 Переводы классических теорий……………………………………………...11
2.2 Первые переводы: марксизм и народники…………………………………12
Гл.3. Распространение марксизма в России группами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина …………………………………………………………………………….14
3.1 Роль Г. В. Плеханова в становлении русского марксизма…………………14
3.2 Издательская деятельность группы «Освобождение труда»………………16
3.3 Распространение марксизма В. И. Лениным………………………………..18
Заключение………………………….…………………………………………...21
Список использованных источников………..……………
Первый перевод классики марксизма на русский язык осуществил П. Н. Ткачев. В 1868 г. он перевел и сумел опубликовать в Петербурге написанный Марксом «Устав Международного товарищества рабочих». За ним последовало женевское 1869 г. издание «Манифеста Коммунистической партии» в переводе М. А. Бакунина. Еще через два года активный участник Большого общества пропаганды С. Л. Клячко перевел «Гражданскую войну во Франции» К. Маркса (Цюрих, 1871). В 1872 г. в Петербурге увидел свет «прекрасный», по оценке самого Карла Маркса, русский перевод 1-го тома «Капитала», переводчиками которого были Г. А. Лопатин и Н. Ф. Даниельсон.
Благодаря переводам на русский язык возрос интерес к марксизму, в связи с чем идеология получила более широкое распространение.
2.2 Первые переводы: марксизм и народники
Все переводы, особенно «Капитал» Карла Маркса, народники использовали в 70-е годы как оружие революционной пропаганды. К началу нового десятилетия К. Маркс уже констатировал: «В России <...> “Капитал” больше читают и ценят, чем где бы то ни было» [4].
По мнению Н. А. Троицкого, в 70-е гг. русские революционеры, хотя и отступили по некоторым вопросам теории назад от Чернышевского, в других вопросах шли вперед. Таковы были вопрос о капитализме и сопряженный с ним рабочий вопрос. Ранее эти вопросы считались абстрактно-теоретическими и не были увязаны с практикой революции. И. Герцен, М. Огарев, Н. А. Добролюбов, и в особенности Н. Г. Чернышевский, были замечательными критиками западного капитализма, но никто из них не изучал капиталистические процессы в России. «Семидесятники» же внимательно следили за развитием русского капитализма и озабоченно отмечали в своих программах, что капитализм уже проник в «народную жизнь» и грозит разрушением общины. Правда, они истолковали это лишь как регресс (полагая, что торжество капитализма еще можно предотвратить), но попытались использовать социальные сдвиги, обусловленные капитализмом [2, с. 37].
Однако, как идеологи крестьянства, народники недооценивали историческую роль пролетариата. Но они поднимали идейный уровень, расширяли политический кругозор рабочих, втягивали их в революционную борьбу и тем самым, даже вопреки своим непосредственным намерениям, способствовали пробуждению и развитию классового сознания рабочих. Получив от народников революционный и социалистический заряд, рабочие скорее и больше задумывались над исторической миссией своего класса и приходили, в конце концов, к осознанию этой миссии, правда, уже через преодоление мелкобуржуазной ограниченности народничества, с помощью социал-демократов.
Правда, народники 70-х гг. воспринимали лишь экономическую сторону марксизма, его толкование конфликта между трудом и капиталом, разящую марксистскую критику капитализма, но считали не применимой к России ту генеральную идею Маркса, что именно капитализм создает материальные предпосылки для социалистической революции и сам порождает собственного могильщика в лице пролетариата. Самый интерес народников к «Капиталу» (и к марксизму вообще) объяснялся их потребностью уяснить как можно основательнее генезис, сущность и механизм капиталистического производства, чтобы не менее основательно противопоставить ему русский «особый уклад». «Посмотрим же, к чему обязывает нас учение Маркса, — рассуждал в 1879 г. народник Г. В. Плеханов. — <...> Общество не может перескочить через естественные фазы своего развития, когда оно напало на след естественного закона этого развития, говорит Маркс. Значит, покуда общество не нападало еще на след этого закона, обусловливаемая этим последним смена экономических фазисов для него не обязательна»[4].
ГЛАВА 3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ ГРУППАМИ Г.В. ПЛЕХАНОВА И В.И. ЛЕНИНА
3.1 Роль Г. В. Плеханова в становлении русского марксизма
После разгрома «Народной воли» многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марксизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руководством коммунистической партии совершит социалистическую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на общественной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, социальной справедливости. Безусловно, это утопическое учение, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.
Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883 г. в Женеве Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов создали группу «Освобождение труда». В своей работе «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут промышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть самодержавие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию [2, с.182].
Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. После победы социалистической революции рабочие должны установить «диктатуру пролетариата». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалистическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В следующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народниками, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на бoгатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вскоре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток установления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «возникнет обновленный царский деспотизм на коммунистической подкладке» [4].
3.2 Издательская деятельность группы «Освобождение труда»
Распространение идей марксизма в 80—90-х годах XIX в. — один из важных аспектов борьбы за создание революционной пролетарской партии в России. Одной из кардинальных проблем в изучении этого процесса является всестороннее исследование литературно-издательской деятельности первой российской марксистской организации — группы «Освобождение труда», которую В. И. Ленин называл «основательницей и представительницей и вернейшей хранительницей» идей научного социализма в революционном движении России[5].
Группа «Освобождение труда» состояла в начале своей деятельности из пяти человек: Г. В. Плеханова, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрода, Л. Г. Дейча, В. Н. Игнатова, а с 1885 г.— из трех первых. Существовала она с сентября 1883 по август 1903 г., когда на II съезде РСДРП были распущены все отдельные социал-демократические организации. Издательская деятельность группы началась в 1882 г. изданием в переводе Плеханова «Манифеста Коммунистической партии» и прекратилась в конце 1900 г., когда три ее члена вошли в редакцию газеты «Искра» и журнала «Заря», общепризнанным руководителем которых был В. И. Ленин. Это и определило хронологические рамки настоящей работы группы: 1882—1900 гг.
За 19 лет своей литературно-
Главной задачей группы «Освобождение труда» ее члены считали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходи-
мо создать условия для возникновения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, которые разошлись по всей России.
Ф. Энгельс высоко оценивал деятельность группы «Освобождение труда» «…Я горжусь тем, — писал он в 1885 В. И. Засулич, — что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархическими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников. И сам Маркс был бы также горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России»[4].
Группа «Освобождение труда» сыграла значительную роль в борьбе с «экономизмом». В специальном сборнике «Вадемекум» был напечатан составленный В. И. Лениным в ссылке протест 17 социал-демократов против «„кредо“ экономистов». Важнейший этап деятельности группы «Освобождение труда» (1901—1903) протекал в рамках Заграничной лиги русской революционной социал-демократии, когда группа объединилась с ленинской «Искрой».
3.3 Распространение марксизма В. И. Лениным
Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кружок возник в Казани, впоследствии в него был принят бывший студент Владимир Ульянов.
В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Александра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владимира. В 1887 г. В. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. После получения диплома занял должность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Самаре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.
В эти годы В. Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марксистское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что старый, несправедливый мир надо разрушить и построить новый, более справедливый — социализм.
В 1893 г. В. Ульянов переехал в Петербург, где организует марксистские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», главное содержание которой сводилось к полемике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.
В 1895 г. В. Ульянов
встретился за границей с
В течение 1894-1895 гг. по инициативе В. Ульянова, руководимая им группа, перешла от пропаганды в кружках к массовой агитации. Социал-демократы шли в гущу пролетариата, тщательно изучали положение на предприятиях, обращались с нелегальными воззваниями к рабочим. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.
Но петербургский
«Союз борьбы» продолжал
Историческое значение группы «Освобождение труда» В. Ульянов видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Через несколько лет Ленин писал о «Союзе борьбы» как о зачатке революционной партии, «которая опирается на рабочее движение, руководит классовой борьбой пролетариата, борьбой против капитала и против абсолютного правительства...»
Заслугой группы «Освобождение труда» и прежде всего Г. В. Плеханова В. Ульянов считал борьбу против народников, «экономистов», международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла русским революционерам сущность научного социализма. Он указал на преемственность взглядов деятелей Петербургского «Союза борьбы» и членов группы «Освобождение труда» по многим принципиальным вопросам, назвал её представительницей революционно-марксистского течения в русской социал-демократии. Историю марксизма в России В. Ульянов вёл, начиная с момента образования группы «Освобождение труда».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже в середине XIX века идеология рабочего класса – марксизм проник в Россию из Европы, однако именно 80-90-е гг. стали периодом его широко распространения. Российский пролетариат был, несомненно, самой обездоленной частью населения. Причиной принятия и распространения марксизма стало ужасающе бедственное положение рабочего класса, что выливалось в стачки и формирование организаций, которым требовалась экономическая, политическая и философская основа, и эта роль была дана марксистской идеологии.
В конце 1883 г. в Женеве возникла первая марксистская организация - группа "Освобождение труда", состав которой определялся пятью бывшими участниками групп «Земли и воли» и «Черного передела». Группа переводила на русский язык и распространяла сочинения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, что подняло интерес общества к марксизму за счет их доступности; также издавала книги руководителя Г.В. Плеханова – первого русского марксиста. В своих произведениях В.Г. Плеханов критиковал народничество, доказывая, что капитализм в России уже победил, крестьянская община не может быть "ячейкой социализма", что это место отведено для пролетариата. Издания сыграли большую роль в пропаганде марксизма. Главные идеи, которыми руководствовалась группа, были изложены Г.В. Плехановым в его работе "Социализм и политическая борьба". Особо выделялась идея роли пролетариата в революционном движении, подчеркивалось, что задачами революционеров являются организация рабочих, их сплочение и борьба за создание пролетарской партии в России.
Информация о работе Распространение марксизма в России в конце XIX века