Развитие городов Киевской Руси во времена принятия Правды Ярослава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлено тем, что при Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г . после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г . землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

Содержание работы

1.Введение
2. Сущность Правды Ярослава и отображение в ней положения княжеской дружины
3. Развитие городов Киевской Руси во времена принятия Правды Ярослава
4.Заключение
5.Литература

Файлы: 1 файл

ИГП.docx

— 25.07 Кб (Скачать файл)

На Русь же отовсюду иноземные купцы везли  свои товары: из Византии -- дорогие ткани, оружие, церковную утварь, драгоценные камни, золотые и серебряные утварь и украшения; из стран Кавказа, Персии, Прикаспия благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино; из Фландрии тонкие сукна. Торговали русские купцы с прирейнскими городами, венгерскими, чешскими, польскими землями, откуда шли изделия из металла, а также оружие, вина, кони. Большие мыта (пошлины) собирали с этой разнообразной торговли, как великие киевские князья, так и местные. В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо доверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.

Каждый город  был к тому же центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных  городков и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих  трудов, купить что-либо необходимое  в хозяйстве. В каждом городе стояли свои главные городские соборы. В  Киеве это были сначала Десятинная церковь, а потом храм Святой Софии, в Чернигове  храм Спаса, в Новгороде также по киевскому образцу рано умерший старший сын Ярослава Мудрого Владимир построил Софийский собор.

В XI в. в Киеве уже существовали кроме Печерского монастыря Выдубицкий, принадлежавший княжеской семье, а также женский монастырь. Монастырская жизнь тесно вплеталась в общий городской уклад.

Помимо главных, кафедральных соборов, где церковную  службу вели главы местных церковных приходов архиепископы и епископы, подчинявшиеся киевской митрополии, или митрополичьей кафедре, в каждом крупном городе стояли десятки других церквей, которые строились князьями, боярами, богатыми купцами, а то и ремесленниками на собственные деньги. Богатые люди близ собственных хором и даже внутри этих хором нередко строили свои домовые церкви, где отправляли религиозный культ только члены их семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Традиция  связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права  и на прежнее законодательство.

В чьих интересах  действовал князь? Конечно, прежде всего, он выражал интересы верхушки общества бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди, эти слои были наиболее близки к княжеской власти, были, прежде всего, заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов. Но эти люди были одновременно наиболее жизнеспособной, динамичной частью общества. Его прогресс осуществлялся в основном их организаторскими усилиями, их личными способностями. Поэтому их союз с властью был естественным и закономерным.

В то же время  княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как  осуществляла оборону страны от иноземных  вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых  держалось и прогрессировало  общество. К тому же, несмотря на развитие в обществе социальной розни, в нем  еще четко не обозначились отдельные  классы, социальные слои. Основная часть  общества состояла из лично свободных  людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

Именно в  этих условиях прежние качественные изменения, происходившие внутри родоплеменных  отношений, привели к дальнейшему  развитию всего строя русской  жизни. Социально-политическая организация  древнерусских городов-государств базировалась на соответствующих юридических  отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Хрестоматия  по истории отечественного государства  и права. М., 2001.

 

2. Боханов  А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2006.

 

3. История  России от древнейших времен  до начала XX в. Учебник истории  для ВУЗов. Под.ред. И.Я.Фроянова. М., 2005.

 

4. Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина  Т. История России с древнейших  времен до наших дней. М., 2006.

 

5. Чистяков  О. История отечественного государства  и права. Ч. 1. М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие городов Киевской Руси во времена принятия Правды Ярослава