Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:09, реферат
Наиболее популярным видом массового искусства 20-30 гг. несомненно
было кино. Оно в эти годы качественно изменилось: в 1927 году был снят
первый звуковой фильм, во второй половине 30-х годов кино приобрело цвет.
Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и
Огюст Люмьеры
Развитие кино в 20-30 годы ХХ столетия
Наиболее популярным видом
массового искусства 20-30 гг.
несомненно
было кино. Оно в эти годы качественно изменилось: в 1927 году был снят
первый звуковой фильм, во второй половине 30-х годов кино приобрело цвет.
Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и
Огюст Люмьеры впервые продемонстрировали «движущиеся картинки» – заснятый
эпизод о том, как рабочие выходят из ворот фабрики, и ряд других
коротеньких кинозарисовок. На зрителей это произвело ошеломляющее
впечатление. Кино быстро стало мировой модой. Начали сниматься игровые
фильмы с незамысловатым сюжетом. Американец Д.У.Гриффит снял их к 1914
году свыше 450. В годы Первой Мировой войны центр мировой
кинопромышленности переместился в американский Голливуд в солнечной
Калифорнии.
Это особенно повышало значимость зрительного образа, способного передать ту
или иную идею. И здесь на развитие кино, превращение его во влиятельнейший
вид искусства решающее воздействие оказал модернизм. Можно сказать, что
современное кино – детище модернизма. В Германии, где послевоенный
кризис общества ощущался наиболее остро, фильмы имели экспрессионистскую
направленность и были посвящены психопатологическим переживаниям людей,
утративших контакт с окружающей действительностью (реж. Р.Вине и П.Лени).
Экраны всего мира заполнила продукция голливудских студий. Это были фильмы,
различные по жанрам, стилям и качеству. Различной была и их направленность:
музыкально-развлекательная, семейно-бытовая, остро социальная. Среди
последних фильм Э.Штрогейма «Алчность», антивоенный фильм К.У.Вицера
«Большой парад».
миллионов людей стал Чарльз Спенсер Чаплин, который комическим гротеском
подчеркивал трагедию жизни «маленького человека». Он вырос в Лондоне в
беспросветной нищете. В 1897 году начал выступать на сцене. Во время турне
его водевильной группы по Америке в 1912 году ему предложили сняться в
кино. Уже во второй его картине «Автогонки в Венеции» (1914) он создал
образ бродяги, которого он придерживался во многих своих фильмах. Вскоре
Чаплин начал ставить картины, в которых снимался сам: «Малыш», «Золотая
лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена».
Звезды тогдашнего кино – это в основном американцы: Дина Дурбин, Дуглас
Фербенкс, Кларк Гейбл, Герольд Ллойд.
В таких странах, как Германия, Япония и Италия, вплоть до их военного
разгрома кино было подчинено целям фашистской шовинистической пропаганды. В
Германии и Италии широко демонстрировались «исторические» фильмы, которые
фальсифицировали
В Японии широкое распространение получили фильмы, где воспевалась доблесть самураев, их готовность пожертвовать своими жизнями во имя императора, пропагандировались насилие и расовая непримиримость.
Постепенно на первый план в западном кинематографе выходят психологическая глубина характера, поэтическое отображение жизни, попытка разрешения проблем «среднего класса», все глубже проявляются демократические тенденции. Среди лучших фильмов 30-х годов: «Под крышами Парижа» (реж. Клеер, Франция), «Жизнь принадлежит нам» (Ж.Ренуар, Франция).
В
Англии в 30-х годах
благодаря снятой в 1929 году первой английской звуковой ленте «Шантаж». А
после фильма «Леди исчезает» (1938), где в экспрессионистском стиле
соединились страшное, смешное и романтическое, его стали считать мастером
игрового напряжения. Лучшие фильмы американского кино 30-х годов, вошедшие в сокровищницу мирового киноискусства, отмечены реализмом, социально-критической направленностью, блестящим мастерством режиссеров и
артистов. Среди них фильмы Чарли Чаплина «Новые времена», Дж.Форда
«Гроздья гнева», У. Уайлера «Тупик». Подлинной столицей мирового кино
являлся Голливуд, где ежегодно снимались сотни фильмов самых разных жанров.
Это были приключенческие фильмы, «гангстерское кино», комедии, мюзиклы,
мелодрамы, фильмы ужасов, мультипликационные фильмы (о Микки Маусе, Томе и
Джерри, коте Феликсе), исторические и детские киноленты.
С целью поощрения наиболее
работ американской Академией киноискусств в 1927 году была учреждена
специальная ежегодная премия за лучший фильм года (отдельно за режиссуру,
актерское мастерство, работу оператора, сценарий и т.д.), получившая
название премии «Оскара». Эта статуэтка высотой 32,5 см, покрытая 10-ти
каратным золотом. А имя награда приобрела в 1931 году, когда Маргарет
Херрит, библиотекарь Академии, заявила, что приз напоминает ей ее дядюшку
Оскара. В межвоенный период величайший успех в американском
кинематографе выпал на долю картины Виктора Флеминга «Унесенные ветром»
(1939). Снятая по одноименному роману Маргарет Митчелл, она удостоилась
сразу 10 «Оскаров», а затем в течении 25 лет удерживала первое место по
кассовым сборам. Главную героиню сыграла английская актриса Вивьен Ли.
Вивиан Мери Хартли появилась на свет 5 ноября 1913 года в индийском городке
Дарджилинг, у самого подножья Гималаев. Отец Вивиан, мистер Эрнст Хартли
служил в Индии биржевым маклером Британской компании.
В детстве Вивиан очаровывали сказки Киплинга,
сказки и легенды. Страсть к театру передалась ей от отца – он играл в
любительских спектаклях. Но в семь лет ее жизнь в Индии закончилась – по
настоянию матери Вивиан увезли в Англию, где она провела несколько лет в
иезуитском
монастыре.
послушницы вряд ли была ей по душе. Однажды она призналась подруге: «Я хочу
быть актрисой. Великой
актрисой».
лет Вивиан поступила в Королевскую Академию драматического искусства в
Лондоне. В это же время она познакомилась с респектабельным юристом,
выпускником Кэмбриджа, 32-летним Гербертом Ли Холманом. Рассудительный
мистер Холман считал, что увлечение его невесты театром – всего лишь
фантазия юных лет. Вивиан улыбалась в ответ. Она почитала ум,
образованность и природное обаяние жениха. 20 декабря 1932 года они
обвенчались, 12 октября 1933 года Вивиан родила дочь – Сюзанну Холман.
Однако ни брак, ни рождение ребенка не охладили ее
страсть к театру. Продюсер Джон Глиддон поспособствовал этой молодой и
необыкновенно красивой начинающей актрисе получить роль в спектакле. На
утро после премьеры пьесы «Маска добродетели» Вивьен Ли (теперь она будет
известна под этим именем) проснулась в Лондоне знаменитой.
Премьера фильма «Унесенные ветром» состоялась накануне Рождества, 14
декабря 1939 года, в Атлантик-Сити. Скарлетт покорила сердца американцев.
Роль Ретта Батлера сыграл самый модный актер Голливуда Кларк Гейбл.
немало прекрасных сцен, но эпизодом, больше других способствующим получению
«Оскара», был тот, в котором Скарлетт падает на колени в полях Тары,
посреди обожженного войной поля, поднимает к небу зеленые глаза и, колотя
руками изуродованную неприятелем землю, заклинает: «Бог мне свидетель. Я
пройду через все… И когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду
голодать». За лучшее исполнение женской роли она была дважды удостоена
высшей награды американской Академии киноискусства – золотого «Оскара».
8 июля 1967 во всех лондонских театрах на несколько мгновений все замерло, все склонили головы перед одной из легендарных актрис нашего века. Она сыграла леди Гамильтон и Клеопатру, леди Макбет и Анну Каренину, Антигону и Скарлетт О’Хару. И уже трудно решить, кто из них двоих – Скарлетт или Вивьен в
образе непокорной южанки – представлен в галерее портретов в Музее восковых
фигур мадам Тюссо в Лондоне.
В погоне за Красным «Октябрем»
(1918-1930)
Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщиком А.Пантелеевым, вышел не ахти каким художественным. Да и время братоубийственной гражданской войны, право, было не лучшим для развития кинематографа. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционным порывом и мечтой о мировой диктатуре пролетариата творческая молодежь поразила планету новизной киноязыка. Так на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 20-х. Идеологическая цензура Кремля в те времена еще мало интересовалась формой художественного «текста». Именно это и позволило гению Сергея Эйзенштейна отважно экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Их очевидная политическая ангажированность не помешала широкой известности на Западе. Откройте любую зарубежную книгу по истории мирового кино – и вы наверняка обнаружите специальную главу, посвященную кинематографу Сергея Эйзенштейна и его знаменитых современников – Льва Кулешова («По закону»), Всеволода Пудовкина («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), Александра Довженко («Звенигора», «Земля»), «ФЭКСов» (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, авторы «Шинели» и «СВД»), Дзиги Вертова («Человек с киноаппаратом»).
Конечно, рядом с «эффектом
Кулешова» и «монтажом
В звуковых сетях «соцреализма»
(1931-1940)
Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил поставить на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства. Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн так и не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильм был уничтожен). Да и другие лидеры 20-х (Д.Вертов, Л.Кулешов, В.Пудовкин) на практике ощутили железную хватку кремлевской цензуры. Фаворитами 30-х стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию Великой Революции, перевернувшей мировое устройство. Братьям Васильевым («Чапаев»), Михаилу Ромму («Ленин в Октябре», «Ленин в 18-м году») и Фридриху Эрмлеру («Великий гражданин») удалось войти в обойму обласканных властями кинематографистов, сумевших приспособить свой талант к жестким требованиям эпохи «обострения классовой борьбы» и массовых репрессий.
Но надо отдать должное Сталину – он понимал, что кинорепертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Недавний ученик и ассистент С.Эйзенштейна Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 30-х. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.