Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:28, доклад
Развитие крепостного права происходило в три этапа, рамки которых можно ограничить следующими документами: 1. Судебник 1497 года, установивший в ст.57 «правило Юрьева дня»; 2. Судебник 1550 года, во время действия которого введены «заповедные лета»; 3. Соборное Уложение 1649 года, отменявшее «урочные лета» и устанавливающее «бессрочность сыска». Прикрепление развивалось двумя путями – внеэкономическим и экономическим (кабальным).
Развитие крепостного права происходило в три этапа, рамки которых можно ограничить следующими документами: 1. Судебник 1497 года, установивший в ст.57 «правило Юрьева дня»; 2. Судебник 1550 года, во время действия которого введены «заповедные лета»; 3. Соборное Уложение 1649 года, отменявшее «урочные лета» и устанавливающее «бессрочность сыска». Прикрепление развивалось двумя путями – внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV веке существовало две основные категории крестьян – старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывши, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половинником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты). По законодательным актам XIV-XV столетий все разряды крестьян землевладельцев – черные, дворцовые, боярские, вотчинные. Поместные по отношению к землевладельцам делились на три неравные категории: 1. крестьяне тяглые, государственные, обложенные определенными государственными податями и повинностями, не имевшие права перехода. Они составляли преобладающую массу государственного народонаселения; 2. крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ и платившие им оборок; 3. вольные крестьяне-колонисты на чужих землях, государственных и частных, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, по истечении которого зачислявшиеся в разряд крестьян черных или частновладельческих. Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением дел уголовных. 2. Начало закрепощения – судебник 1497 года. Судебником 1497 года при царе Иване III впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (25 ноября) после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязывали плотить владельцу пожилое – деньги за утрату рабочих рук, за «двор» - хозяйственные постройки. Так было положено начало созданию общегосударственной системы крепостного права. Судебник 1497 года, однако, не получил широкого распространения. До нас дошел всего один список Судебника, и этот факт – не только результат пожаров, безжалостно уничтожавших государственные и личные архивы. Потребность в общегосударственном своде законов была еще не столь велика как полвека спустя, когда появился новый, так называемый царский судебник 1550 года. Судебник, ограничивая власть кормленциков, устанавливал как должен происходить суд, и притом у участием выборных представителей от верхов местного населения. Судье запрещалось брать взятки, использовать суд с цель. Мести и т.п. Это было положительной стороной централизации. Но «судебник» призван был в первую очередь, обеспечить классовые интересы феодалов.
Крепостное право
феодального строя является естественной
исторической заменой рабовладельческому
строю. Здесь зависимость крестьян
в большой степени становиться
уже фактом неблагоприятных для
крестьянина обстоятельств –
долги, законы, плен, против вмененного
рождением статуса раба. Причем если
рабу не принадлежало ничего, то у кабального
крестьянина был хотя бы минимум
своего имущества. Другое дело, что
влияние Азии с ее разорительными
набегами и коллективистским духом
жительства давало меньше места для
развития граждан как личностей,
не давало повода к увеличению материального
и духовного богатства