Развитие культуры 1920 – 1930гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Революционные события в России стали также вызовом марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.
Хотя Россия в начале века занимала пятое место в мире по общему экономическому уровню, в целом она оставалась страной достаточно отсталой. К этому следует добавить то обстоятельство, что Россия к началу строительства нового общества пережила три года участия в Первой мировой войне, три революции и три года гражданской войны. Она была полностью разрушена и представляла собой ужасающее зрелище. Никогда еще никакая другая страна не испытывала такого истощения и опустошения.

Файлы: 1 файл

Развитие культуры 1920 – 1930гг.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

 

 

Тема: «Развитие культуры  1920 – 1930гг.»

 

 

 

 

 

 

 

Проверила:  Хисамова О.В.

 

Выполнила:  Бронникова Екатерина

 

 

 

г. Салават

2002 г.

 

   Советский  период в истории России продолжался  74 года: с октября 1917 года по август 1991 года. После победы Октябрьской революции  

Советская Россия предприняла  грандиозную попытку воплотить  в жизнь великие идеалы просветительного гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье, солидарность. То, что не удалось  сделать западному миру, следуя по буржуазно - капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь развития.

   Революционные события  в России стали также вызовом марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.

    Хотя Россия в начале  века занимала пятое место  в мире по общему экономическому  уровню, в целом она оставалась  страной достаточно отсталой. К  этому следует добавить то  обстоятельство, что Россия к  началу строительства нового  общества пережила три года участия в Первой мировой войне, три революции и три года гражданской войны.  Она была полностью разрушена и представляла собой ужасающее зрелище. Никогда еще никакая другая страна не испытывала такого истощения и опустошения. 

    Именно  в таких, крайне неблагоприятных условиях начиналось строительство социалистического общества и социалистической культуры. Все это прекрасно видел и понимал главный вдохновитель строительства новой России - В.И. Ленин.

     Ленин пришел  к убеждению, что история и исключительные условия предоставили России уникальный шанс: попытаться – пусть не без риска – построить социалистическое общество и осуществить мечту о светлом будущем. Реализация этого шанса продолжалась 74 года.

     В военно – экономической области Советский Союз, в которой Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой – после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно – технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной области. Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.  

    В развитии  культуры советского периода  России можно выделить три  основных этапа. Первый из них охватывает  1917 – 1932гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне широкого культурного плюрализма. Второй приходится  на 1932 – 1956гг. и связан с процессом построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Содержание последнего этапа (1956 – 1991) составляет исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму.

    Первый этап  становления новой, социалистической  культуры протекал в исключительно  трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально – экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и процессами.

   Сразу после победы  Октябрьской революции перед  новой властью встал вопрос  об отношении к доставшемуся  культурному наследию, о том, что  следует охранять и брать с  собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самом невыгодном положении оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная Церковь лишается своих землевладений и значительной части собственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, в соответствии с которым Церковь отделяется от государства, а школа от Церкви. Школьное образование исключило духовные дисциплины.

    По отношению  к другим областям духовной  культуры Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.

Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно которым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. С 1918 – 1923гг возникло 250 новых музеев.       

     Для  создания основ новой культуры  Советская власть разрабатывает  широкую программу по ликвидации безграмотности, которая составляла 3\4 взрослого населения. Поэтому в 1919г., правительство принимает декрет, по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование.

     Формирование новой интеллигенции потребовало резкого увеличения числа университетов и вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, при вузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки). В результате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР  превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых.

     Такая   форсированность  в подготовке  специалистов объяснялась не  только масштабами экономического  и культурного строительства,  но и спецификой послереволюционной  ситуации. Новое пролетарское государство  относилось к представителям  старой интеллигенции подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за рубежом мировую известность.

     За  пределами России оказались такие  выдающие художники, как Ф.  Шаляпин,   С. Рахманинов,   И. Бунин,   К. Коровин.

     Поиск  и становление новой культуры  происходили в атмосфере интенсивной художественной жизни. В России 20-х годов существовало множество разных литературно – художественных течений, школ и группировок.

    Пролеткульт   –  культурно–просветительная  и литературно-художественная добровольная  организация возникла в 1917г. Ее теоретики – А. Богданов,  В. Плетнев,  Ф. Калинин.

    РАПП  – Российская ассоциация пролетарских  писателей, куда входили  Ф.  Гладков,  Ф. Панферов,  А. Серафимович.

  Были художники  и писатели, которые предпочитали  остаться «вольными стрелками». Такими были  М. Цветаева,  С. Есенин,  М. Булгаков,  Е. Замятин,  Б. Пастернак,  А. Платонов.

       Особую роль в формировании  социалистической культуры сыграл  М. Горький   -  признанный «буревестник революции»,  оказавший огромное влияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих «заметках о революции и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их «несвоевременными», о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось.

        В 1922  -1924 гг.  проводилось много  дискуссий о формальном методе  в искусстве, благодаря им появилось  большое число новых, хорошо  известных и сегодня журналов: «Новый мир»,  «Молодая гвардия»,   «Октябрь»,   «Звезда»   и другие.

     Однако  к концу 20-х годов, особенно  в связи с началом коллективизации,  ситуация постепенно меняется. Число  художественных течений начинает  неуклонно сокращаться. Некоторые  из них уходят с исторической сцены естественным путем, другие подвергаются давлению со стороны официальных органов. В начале 30-х годов этот процесс ускоряется. От прежнего культурного плюрализма и художественного многообразия практически ничего не остается. Поиски новой культуры прекращаются: она оказывается найденой.  В развитии советской культуры начинается новый этап.

 


Информация о работе Развитие культуры 1920 – 1930гг