Развитие Медицины В Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:51, доклад

Описание работы

Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.
Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение

Файлы: 1 файл

Медицина в Древней Греции.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


Вступление

 

        Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и  доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение.

Школа Пифагора

         В медицине Древней Греции господствовал дух дискуссий и соперничества разных школ. На рубеже VI и V столетий до н.э.,согласно свидетельствам Геродота и других античных авторов, наиболее известными были школы в Киренах, Кротоне и Родосе. Основателем кротонской школы был великий Пифагор, один из самых   ярких и загадочных ранних греческих философ. Ему приписывают сам термин «философия» (греч. «любовь к мудрости» ), отражающий стремление мыслителя представить себя не обладателем истины и воплощением мудрости, а лишь тем, кто любит мудрость, стремится к ней .В возрасте около 40 лет Пифагор покинул город Самос и приехал в Кротон, город в южной Италии. Вокруг него стали группироваться преданные ему сторонники, в основном из среды аристократической молодежи. Они объединились в союз, где в соответствии со сводом морально-этнических правил выработался особый, «пифагорейский» образ жизни. Этот свод («Золотые стихи») переписывался и дополнялся в течение столетий вплоть до эпохи Возрождения. Сегодня возможно определить, какие из сотен заповедей восходят непосредственно к Пифагору. Вот некоторые из них:

Пифагор

     Пифагор (Pythagóras) Самосский (около 570 — около 500 до н. э.), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Скудные сведения о жизни и учении Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих Пифагора как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. Пифагор покинул родной остров Самос в знак протеста против тирании Поликрата; возможно, что он действительно посетил в своих путешествиях Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что Пифагор был посвящен в различные тайные доктрины восточных жрецов). В зрелом возрасте (по преданию, на 40-м году жизни) он поселился в южноиталийском г. Кротоне, где основал строго закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших его как высшее существо. Доктрины и открытия Пифагора, сохранившиеся в устной традиции сообщества, невозможно отделить от идей его последователей, любивших приписывать Пифагору собственную умственную инициативу.

Демокрит.

        Одним  из  выразителей  материалистического мировоззрения  в  Древней  Греции  был  Демокрит  (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что  природа  едина  и находится  в  вечном  движении. Атомистический материализм  Демокрита  выступал  против  идеи вмешательства  богов  в  судьбы  мира  и  отдельных  людей, против  суеверий. Греческая  натурфилософия  оказала существенное  влияние на  развитие  материалистических представлений  о  болезни.

Платон      

        Платон (Pláton) (428 или 427 до н. э., Афины, — 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах П. основал собственную школу — Академию платоновскую. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи П.); эта поездка, как и предыдущие попытки П. вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни П. провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

      Почти все сочинения П. написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) — «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70—60-е гг.) — «Федон», «Пир», «Федр», II—X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду — «Законы» (50-е гг.).

Философия П. не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему П. приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по П., «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым П. приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.

Гиппократ, его вклад в становление и развитие медицины.

Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины. Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.                                            

        Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э.  медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III  века до н. э.

Например, большинство врачей имеют представление о "лице Гиппократа" при перитоните, описанном в "Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак; менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа,  желтый или черный цвет. Но если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю смерть".

Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-ой день, а хронические – на 21-й день, и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии – материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь – проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли злого духа. Этим он отвергал положения жреческой медицины.

Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, её обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без неё, естественные причины болезни лежат, в окружающей среде. Сюда Гиппократ относил время года, температура воздуха, климат, свойства почвы в данной местности, эпидемии.

          В течение долгого времени представители медицины  в своей деятельности исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа – наблюдении у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиенодиетические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и схоластической переработки последующих веков, сохранили своё значение до настоящего времени.

          В сочинении “О древней медицине” Гиппократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь её связи с заботами о питании, об использовании продуктов.                Аристотель

              Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым видным ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего- нибудь».

     В области биологии одна из заслуг А. — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе А. видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах А., служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую А. назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек). Регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость — середина между скупостью и расточительностью. Аристотель дал название главному кровеносному сосуду – «аорта».

Кротонская школа

          В древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая отличалась индивидуальности по своей философии.

        Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI веке до н. э. Ее основные достижения формируются в следующих тезисах: 1) Организм есть единство противоположностей; 2) Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил; 3) Противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской  школы был философ и врач Алкмеон  из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская школа

         Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение – четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причина большинства болезней. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней  и диагностике. Выдающимся представитель этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.

     Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

Косская школа

         Косская школа медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса  прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем ГиппократаII Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, разрабатывала принцип  наблюдения и лечения у постели больного.

          Для косской школы характерен  отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачей косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому  лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы.  Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное  место уделяя подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик.   

Исторические параллели

      В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние  знания  жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения  и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин  сохранялись  на прежних территориях. Примером такого  рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики  Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

Информация о работе Развитие Медицины В Древней Греции