Развитие науки и культуры в 50-70 годы 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Человечество не может мыслиться вне категорий науки и техники И культуры. Безусловно, наука и техника и культура призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.
Научные и технические достижения составляют элемент культурного слоя общества, являясь индикатором его развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Развитие науки в 50-70 годы 20 века 4
2 Развитие культуры в 520-70 годы 20 века 7
Заключение 16
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Развитие науки и культуры.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова - город, а герой - обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки».

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов - художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965-1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами.  Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова - удостоена «Оскара»).

Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре 50-70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), - писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность.

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» - вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы - время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время - вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили).

Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования - инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    1. годы 20 века был не простой период. Это был период послевоенного восстановления народного хозяйства, период реформ и преобразований, период перехода от тоталитарного государства к демократическому обществу.

Великая Отечественная война завершилась, и советский народ приступил к мирному созидательному труду. Были возрождены из руин и пепла разрушенные города и села. Массовый трудовой героизм советских людей способствовал восстановлению народного хозяйства.

Таким образом, сложившееся в СССР к середине 50-х гг. индустриальное общество раннего социализма вступило в период устойчивого развития на созданной социально-экономической и научно-технической основе. Второй послевоенный 15-летний этап характерен высокими темпами экономического роста, быстрым социальным развитием и выходом советского общества на передовые мировые рубежи в ведущих областях науки, техники, культуры и социальной сферы. Социализм в мирных условиях демонстрирует преимущества новой формации, превосходя капитализм по темпам развития и сокращая разрыв с наиболее развитой капиталистической страной - США. СССР достигает стратегического паритета с США, соотношение Россия - Запад в новейшей истории изменяется коренным образом.

Советский Союз выходит на передовые рубежи научно-технического прогресса в ходе третьей научно-технической революции. СССР первым использует атомную энергию в мирных целях: в 1954 г. построена первая атомная электростанция, в 1959 г. - атомный ледокол «Ленин». Создаются первые в мире тяжелые ракеты для выхода в космос. 4 октября 1953 г. запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. в космос вышел первый землянин - Юрий Алексеевич Гагарин.

Резко вырос образовательный уровень населения, к 1970 г. он достиг 9,4 года при более высокой интеллектуальной насыщенности школьных программ, чем в США. Численность студентов за 10 лет (1960-1970) удвоилась. В СССР был самый высокий в мире процент национального дохода, выделяемый на образование и науку.

Научно-технический прогресс, развитие образования и науки во многих областях опережали США. Достижения в социальной сфере не имели аналогов в мире: самый низкий пенсионный возраст -- 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин; бесплатное образование и медицинское обслуживание; низкая квартплата и бесплатное предоставление жилья при резко возросшем жилищном строительстве; низкие транспортные и почтовые расходы; стабильные низкие цены на продовольствие и др. Советские люди забыли, что такое безработица, бездомность, безграмотность и уверенно смотрели в будущее. СССР стал притягательным примером для трудящихся всего мира.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мировые достижения нашей страны заставили взглянуть на нас совсем иначе, с большим уважением и трепетом. Но достижения использовались не только как «доказательство» всему миру о мощи СССР, сколько как приумножение мирового научного опыта. Благодаря советским работникам научной сферы и их сотрудничеству с другими странами форсировалось развитие мировой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1. История СССР. / Под редакцией  Островского В. П. - М.: Просвет, 2002..

3. История Советского  Союза. т.2. - М., 2006..

4. Орлов А.С., Георгиев  В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших  времен до наших дней. Учебник. - М.,2009.

5. Свет и тени «великого  десятилетия»: Н.С. Хрущев и его  время. - Л., 1989.

 

 

 


Информация о работе Развитие науки и культуры в 50-70 годы 20 века