Развитие науки и техники во второй половине 17 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является развитие науки и техники нового времени.
Предметом изучения данной работы является наука и техника в новое время в Европе.
Задачи:
- Изучить развитие науки и техники во второй половине 17 века;
- Характерные черты механистической картины мира;
- Определить влияние развития науки и техники на общество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……2
Глава 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 17 В.……………………………………………………………………………….…..3
1.1. Новая механистическая картина мира………………………………..…..3
1.2. Исаак Ньютон и завершение научной революции……………………….6
Глава 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА………………………………………………………………………………8
Глава 3. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ НА ОБЩЕСТВО…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...……………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….13

Файлы: 1 файл

История науки.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……2

Глава  1.   РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 17 В.……………………………………………………………………………….…..3

    1. Новая механистическая картина мира………………………………..…..3
    2. Исаак Ньютон и завершение научной революции……………………….6

Глава 2. Характерные черты  механистической картины мира………………………………………………………………………………8

Глава 3. Влияние развития науки и техники на общество…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...……………………………………………………..11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….13

 

ВВЕДЕНИЕ

Наука нового времени начала складываться под влиянием потребностей развивавшегося капиталистического производства. Помимо накопленных в прошлом традиций, этому содействовали два обстоятельства. Во-первых, в эпоху Возрождения было подорвано господство религиозного мышления, а противостоящая ему картина мира опиралась как раз на данные науки. Наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения (Леонардо да Винчи, Н. Коперник), во-вторых, наряду с наблюдением наука нового времени берет на вооружение эксперимент. Он становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно соединяя теоретические рассуждения с практическим «испытанием» природы. В результате резко усилилась познавательная мощь науки. Это глубокое преобразование науки в 16-17 вв. можно рассматривать как научную революцию1.

Объектом исследования является развитие науки и техники нового времени.

Предметом изучения данной работы является наука и техника в новое время в Европе.

Задачи: 
- Изучить развитие науки и техники во второй половине 17 века; 
- Характерные черты механистической картины мира; 
- Определить влияние развития науки и техники на общество. 
Глава 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 17 В.

1.1. Новая механистическая картина мира

Это период, когда наука «созревает» и укореняется в наиболее развитых странах, таких как Франция и Англия. Это обеспечивалось наступившей в них относительной стабильностью. В Англии утвердившаяся после революции буржуазия щедро поощряла развитие науки. Основными вопросами выступали такие направления, как гидравлика, артиллерийское дело и мореплавание. В особенности именно мореплавание толкало развитие науки.

Вторая половина XVII столетия – это время создания Лондонского королевского научного общества (1662) и Французской королевской академии (1666). Со временем учёные Англии и Франции в процессе своей работы осознали необходимость таких учреждений, поскольку их деятельность могла приносить большую практическую пользу и что для проведения её они должны иметь больше средств и получить более полное и широкое признание.

Следует отметить, что сформировавшиеся общества, их учреждения привели к тому, что наука стала институтом со своими отличительными признаками. Новый институт стал обладать достаточным авторитетом, чтобы оградить от себя от лженауки, показать широкой общественности, мало понимающей, где наука, а где шарлатанство2.

Ко второй половине XVII в наука стала развиваться во всех сферах, новому поколению учёных уже не нужно было сдерживать натиск старого, тех кто отстаивал картину мира, выдвинутой ещё Аристотелем. Согласно ему, Земля представляет собой сферу в центре Вселенной, расположенную ниже Луны, т. е. подлунную сферу несовершенных материальных тел. Выше находятся концентрические небесные сферы Луны, Солнца и звезд, состоящие из более чистой, неземной материи; они вращаются вокруг Земли. Каждая часть мироздания имеет назначенное ей место, стремится занять его и обрести покой. Это была логически согласованная система устройства Вселенной и действующих в нем законов физики, и, казалось, она соответствовала обычным представлениям и здравому смыслу. Средневековое общество приняло её, поскольку эта теория подходила под Библию. Эта картина была разрушена Коперником и Галилеем. Их теории признавались новой наукой почти единодушно3.

 Голландский учёный Христиан Гюйгенс (1629-1695) развил волновую теорию света математически. Свет рассматривался в виде упругого импульса (волнообразного движения), распространяющегося в особой среде – эфире. Гюйгенс открыл спутники и кольцо Сатурна, полярные шапки на Марсе, полосы на Юпитере. Эти данные опубликованы в книге «Сиситема Сатурна» (1659). В последней работе «Космотерос» (1698), он размышляет о возможности существования внеземных цивилизаций.

Одним из создателей науки нового времени, характеризующегося постановкой большого количества экспериментов и проведением коллективных исследований, был Роберт Бойль (1627-1691). В книге «Химик – скептик» (1661) он отстаивал идею о том, что химическое взаимодействие осуществляется между малейшими частицами – корпускулами. Вводится представление об элементах – практически неразложимых телах, состоящих из однородных корпускул. Бойль заключил, что корпускулы, из которых образованы тела, остаются неизменными при различных превращениях этих тел. Однако, в корпускулярной теории Бойля отсутствовало понятие атомного веса4.

Роберт Гук (1635-1703) с помощью усовершенствованного им микроскопа наблюдал структуру растений и дал четкий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки. Им был введен термин «клетка» («Микрография» 1665). Гук также описал строение клеток бузины, укропа, моркови и других растений. Однако, природа этих образований была не ясна5.

Развитие оптики привело к появлению микроскопа. Точная дата его появления неизвестна. Первым, кто создал микроскоп, создающий увеличение в 300 раз был Антон Ван Левенгук (1632 – 1723), был открыт мир бесконечно малого. С помощью нового устройства были исследованы насекомые, открыты бактерии, а также простейших, отдельные растительные и животные клетки, яйца и зародыши, мышечную ткань и многие другие части и органы более чем 200 видов растений и животных, была доказана теория Гарвея, получившая полное подтверждение.                                                                         

В 1644 году итальянский учёный Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, это была трубка, заполненная ртутью. В результате опытов было замечено, что пространство над столбиком ртути было настоящей пустотой. Таким образом, было отвергнуто предположение, что пустоты быть не может. А позже Паскаль подтвердил эту теорию, поднявшись с барометром на гору и запечатлев изменение давления. Открытие пустоты сыграет огромную роль в будущем, послужив созданию парового двигателя.

В 1682г. Эдмунд Галилей (1656-1742) открыл первую периодическую комету, получившую впоследствии его имя (комета Галилея) и рассчитал её эллиптическую6.

 

1.2.  Исаак Ньютон и завершение научной революции

 

Природа этой силы была открыта Исааком Ньютоном(1643–1727), которому и удалось завершить коперниковскую революцию в науке. Он доказал существование тяготения как универсальной силы – силы, которая одновременно заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по которым планеты вращались вокруг Солнца. После целого ряда математических открытий, среди которых создание дифференциального и интегрального исчислений, Ньютон в 1666 г. установил, что планеты удерживаются на устойчивых орбитах с соответственными скоростями (как об этом говорит третий закон Кеплера) потому, что их притягивает к Солнцу сила, обратно пропорциональная квадрату расстояния до Солнца. Этому же закону подчинялись и тела, падавшие на Землю. Так, в общем виде был сформулирован закон всемирного тяготения: F = Gm1m2/r2 (G - гравитационная постоянная, F - сила взаимодействия, m1 и m2 - массы взаимодействующих тел, r2 – квадрат расстояния между взаимодействующими телами). Кроме того, Ньютон математическим путем вывел на основании этого закона эллиптическую форму планетных орбит и перемену их скоростей, следуя определениям первого и второго законов Кеплера. Законы движения планет предстали как следствия закона всемирного тяготения.

В систематическом виде основы новой земной и небесной механики были изложены Ньютоном в 1687 г. в книге «Математические начала натуральной философии». Так на свет появилась первая фундаментальная физическая теория, которая до начала XX века была основой физического познания, ядром классической научной картины мира Нового времени.

Необходимо было ответить на вопросы, каков механизм действия гравитации, с какой скоростью она распространяется, есть ли у нее материальный носитель?

Отвечая на эти вопросы, Ньютон предложил подтверждавшийся, как тогда казалось, бесчисленным количеством фактов принцип дальнодействия – мгновенное действие тел друг на друга на любом расстоянии без каких-либо посредствующих звеньев, через пустоту.

Важнейшим итогом первой глобальной научной революции стало формирование классической науки Нового времени7.

Таким образом, изучив развитие науки и техники во второй половине 17 века можно сделать следующие выводы:

1. В это время наука развивается во многих направлениях, исследуются новые явления. В их числе были оптика и теория света, которые благодаря телескопу были тесно связаны с астрономией и благодаря микроскопу — с биологией. Кроме того — пневматика, где технические приемы, разработанные в связи с открытием пустоты, должны были иметь в конечном смете такое громадное промышленное значение. Вопрос о пустоте также являлся центром философской полемики, восходившей еще к древним грекам. Новые, полученные экспериментальным путем, доказательства ее существования помогли возродить атомистическую гипотезу Демокрита. Возрожденная атомистическая, или корпускулярная, теория оказалась первым ключом к рациональным, количественным объяснениям в области химии, до тех пор остававшейся областью одних только технических рецептов и мифических объяснений. Химия в свою очередь была связана с началами физиологии. Все такие вопросы, как природа крови, функции легких, деятельность нервов и мускулов, а также процессы пищеварения, были предметом обсуждения и экспериментирования в духе новой материалистической философии

2. Открытия Ньютона служат венцом научной революции. Выдвинутые им законы являются величайшими открытиями в области физики и естествознания, двигавшими науку ещё более 200 лет.

 

Глава 2. Характерные черты  механистической картины мира

Во – первых, время считается обратимым, то есть, зная параметры объекта в настоящем можно определить его параметры в прошлом.

Во – вторых, все последующие состояния объекта точно и однозначно определяются его предыдущим состоянием, то есть механические процессы подчиняются принципу строгого детерменизма. Таким образом, случайность полностью исключается из природы. Сам окружающий нас мир при механистической картине превращается в грандиозную машину, типа часового механизма.

В – третьих, пространство и время не связаны с движением тел, они имеют абсолютный характер. В ньютоновской механике пространство оказывается простым вместилищем, движущихся в нем тел, которые не оказывают на него никакого влияния. Пространство, которое выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, отождествляется с пустотой. Время, выражающее последовательность существования сменяющих друг друга явлений, протекает равномерно и самостоятельно без участия материальных тел.

В – четвертых, более высокие формы движения материи сводятся к законам простейшей его формы – механическому движению.

В – пятых, действие сил тяготения объясняется как действие сил на расстоянии без переносящей это воздействие промежуточной материальной среды (принцип дальнодействия). Эти особенности предопределили ограниченность механистической картины мира, которая преодолевалась в ходе последующего развития естествознания8.

Таким образом, в механистической картине мира любые события жестко предопределялись законами механики. Случайность в принципе исключалась из картины мира. На основе механистической картины мира в XVIII – начале XIX в. была разработана земная, небесная и молекулярная механика. Быстрыми темпами шло развитие техники. Это привело к абсолютизации механической картины мира, и она стала рассматриваться в качестве универсальной.

 

 

 

Глава 3. Влияние развития науки и техники на общество

Европейское общество на протяжении почти всего периода раннего нового времени было в своей основной массе аграрным с небольшой прослойкой правящей элиты, которая контролировала большую часть собственности (в первую очередь, земельной). Экономическое развитие, т. е. рост производства продовольствия и других товаров, повышающих уровень жизни всего населения (или, по крайней мере его части), — все это нуждалось в более интенсивном использовании ресурсов, прежде всего земли, и в более эффективном разделении труда. И то и другое стало неотъемлемой частью европейской истории. Но поскольку предложение земли было ограничено, роль основного фактора развития играло (это понял Адам Смит в XVIII в.) прогрессирующее разделение труда. Следовательно, чтобы осмыслить сущность экономического и социального динамизма Европы, нужно отчетливо представлять себе историю европейских производственных элит и профессионализации основной массы населения.   

Важнейшая составляющая этого динамизма — технические и технологические новации. Ими было богато даже Средневековье. Со временем количество этих новаций возросло настолько, что они стали способными к самовоспроизводству, что знаменовало собой так называемую эпоху промышленной революции, или, скорее, целого ряда промышленных революций, которые преобразили буквально каждый аспект физической и социальной жизни и определили самые существенные особенности человеческого мышления и мировосприятия9.

Информация о работе Развитие науки и техники во второй половине 17 в