Развитие отношений церкви и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Для глубокого изучения истории нашей страны, несомненный интерес представляет проблема взаимоотношений между государством и церковью в Древней Руси. История России, дает возможность четко проследить отношения светской власти с церковью. Связь эта менялась в ту или иную сторону в течение столетий. В средние века отношения между церковью и государством выражались в выполнении церковью ряда государственных функций, что делало ее соответственно частью государственного аппарата, содержание церкви осуществлялось за счет государства. Сложившиеся условия создали предпосылки для приобретения проблемы церкви и государства в Древней Руси статуса общеисторического в плане их отношений.

Файлы: 1 файл

orders_w_38780_cerkov__v_11-16_vekah.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение

      Для глубокого  изучения истории нашей страны, несомненный интерес представляет проблема взаимоотношений между государством и церковью в Древней Руси. История России, дает возможность четко проследить отношения светской власти с церковью. Связь эта менялась в ту или иную сторону в течение столетий. В средние века отношения между церковью и государством выражались в выполнении церковью ряда государственных функций, что делало ее соответственно частью государственного аппарата, содержание церкви осуществлялось за счет государства. Сложившиеся условия создали предпосылки для приобретения проблемы церкви и государства в Древней Руси статуса общеисторического в плане их отношений.  
     К официальному принятию христианства на Руси в X в. уже было образовано государство и существовало оно к тому времени почти два века. Церковь появившаяся по инициативе княжеской власти, возникла позже государства и следовательно должна была приспосабливаться к сложившимся эконмическим и общественным отношениям. Взаимоотношения между государством и церковью в Киевской Руси отличались от сложившихся в других государствах, церковная организация принимала непосредственное участие в формировании и развитии государства с самого его  начала, что наложило отпечаток  на характер развития этих государств, и на деятельность церкви.  
     Можно выделить несколько крупных сфер влияния. Это связанная с культом деятельность, службы в церкви, практика исповедования, церковные таинства. К таинствам относя крещение, венчание, а также отпевание, что одновременно выполняло функции фиксирования гражданского состояния, входившие в компетенцию церкви, а так же обращение в христианскую веру, монашеская деятельность.

 

1.Развитие  отношений церкви и государства

    История Русской Православной Церкви насчитывает тысячелетнюю историю. Предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный остановишься на Киевских горах, благословил будущий город Киев. Византийская империя, располагавшаяся по соседству, способствовала распространению христианства на Руси. В 954 году княгиней Киевской Ольгой было принято крещение. Все эти события подготовили почву для крещения князя Владимира, а в 988 году Крещения Руси. 
     До татаромонгольского нашествия Русская Церковь приходилась одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавляющий Церковь митрополит был греком и соответственно был назначен Константинопольским Патриархом. В 1051 году на престол был допущен русский митрополит Илларион. В Х в. Начали строиться величественные храмы. В ХI в. Начинается развитие монастырей. В 1051 г. основывается Киево-Печерский монастырь, который стал центром религиозной жизни, его основателем стал преподобный Антоний Печерский, принесший на Русь традиционное афонское монашество. Громадная роль и заслуга монастырей на Руси не только в духовной роли, но и в том, что  они стали крупнейшими центрами образованности, здесь, писались летописи, которые смогли донести до нас информацию о всех значимых событиях в истории русского народа. В монастырях занимались иконописью и писали книги, переводили на русский язык богословские, исторические и литературные произведений.    
    В ХII веке, именно Русская Церковь стала единственной носительницей идеи единения русского народа и противодействовала стремлениям и междоусобицам князей, когда сами князья ввергли Древнюю Русь в феодальную раздробленность, Русскую Церковь не смогло сломить даже татаро-монгольское нашествие, великое бедствие, случившееся на Руси в ХIII веке. Церковь осталась  как реальная сила и утешительница народа в этом испытании. Духовную, материальную и моральную поддержку оказывала церковь, помогала политическому единству Руси, как залогу будущей победы над Игом.   

     Объединяться вокруг Москвы разрозненные русские княжества начали в ХIV веке. Русская Церковь сыграла не последнюю роль в возрождении единой Руси. Помощниками Московских князей являлись духовные руководители, святители Руси. Князя Димитрия Донского взрастил Св. Митрополит Алексий (1354-1378). Он, как и св. Митрополит Иона (1448-1471), своим авторитетом оказывал помощь Московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Преподобный Сергий Радонежский, благословивший Димитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую величайшим ратным подвигом и принесшую начало освобождения Руси от поработителей. Сохраняли национальное самосознание, национальную культуру русского народа тяжелые годы татаро-монгольского нашествия и западного влияния именно монастыри. В ХIII веке была основана Почаевская Лавра. Святой игумен Почаевской Лавры Иов (Железо) много сделал для укоренения Православия в западнорусских землях.  В период ХIV - ХV веков на Руси были основаны до 180 монашеских обителей. Основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря стало значимым событием в истории древнерусских монастырей (около 1334 г.). Именно здесь, проявился прекрасные способности иконописца Андрея Рублева.  Сила Русской Православной Церкви  возрастала вместе с освобождением от захватчиков, Русского государства, набиравшего силу. В 1448 году, Русская Церковь становиться независимой от Константинопольской Патриархии, за некоторое время до падения Византийской империи. В это время Митрополит Иона, становиться Митрополитом Московским и всея Руси.   В 1589 году Московский Митрополит Иов становиться самым первым русским патриархом. Восточными патриархами было признано пятое по чести место 
за русским патриархом. Религия воздействует на общество через свои институты. Русская Православная Церковь, являлась частью системы общества, оказывала влияние на общественную жизнь и развитие, на человеческие взаимоотношения и поведение людей на разных уровнях, начиная с индивидуального и межличностного, заканчивая государственным уровнем. Русская Православная Церковь во все времена истории России была значимым объектом общественно-политической и духовной жизни. 
     После утверждения христианской религии на Руси православная церковь становиться важным и неотъемлемым элементом государственности, но нужно отметить, что не всегда государственная политика, которую проводили представители церкви, соответствовала политике феодальной монархии. Так же не всегда взаимоотношения церковной иерархии с властителями Руси были безоблачными. Не смотря ни на что, русское государство тесно связано с православной церковью. Православие начало свое проникновение в Киевскую Русь с середины X в., официальной государственной религией оно стало в 988 г. После того, как было принято христианство и была создана митрополия при Ярославе Мудром, в Киеве во главе которой стоял присланный грек митрополит Леонтий церковь и князья XII веке начали борьбу за независимость от Византии. В 1589 г. царем Федором Ивановичем с участием восточных патриархов был создан поместный собор, на котором был избран патриархом митрополит Иов. Именно в это время церковь стала обретать самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Реакция сопротивления населения христианской религии

 

      Говоря о развитии православия на Руси, нужно отметить реакцию языческого населения на насаждение новой религии. Необходимо сказать о том, что распространение христианства проводимое княжеской властью и церковью было насильственным. Сопротивление оказывали не только жрецы, но и население. Татищев В.Н. в своих исследованиях летописей подтверждает этот факт и приводит такие примеры, рассказ митрополита Иллариона Киевского показал, что в Киеве крещение происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана с властью». В других городах население открыто сопротивлялось замене традиционного культа новым. При Владимире распространение Христианства было преимущественно по узкой береговой полосе, которая прилегала к великому водному пути Новгород - Киев: на восток от Днепра, по рекам Оке и Верхней Волге, даже в Ростове, христианство распространялось плохо. Процесс насаждения христианской религии на Руси проходил вместе с объединением территорий разрозненных княжеств под Киевом. Принятое православие служило обязательным для занятия определенного места в структуре государства Киевского. Из-за этого первыми на ком вымещался гнев язычников были государственные чиновники и общинники.

   Даже после принятия христианства языческие земледельческие обряды не изменились. Они остались в деревне и в городе. «Обычными были языческие праздники для города и сельской жизни.» Видим то игрища утолчена, и людий много множество на них, яко упихати начнуть другу друга, позоы деюще от беса замышленаго дела. а церкви стоять", - писали церковники в конце XI века.

      На практике  привычное мировоззрение присутствовало и в дни праздников и в будни. Наиболее ощутимым оно становилось в " лихую годину" . В не урожайный голодный год языческий обряд должен был способствовать преодолению «напасти» и созданию благополучия всей общины, для этого проводился ритуал избавления от беды и неустройства. Летописи рассказывают нам о народных волнений, возникавших на этой почве, чаще всего в северных регионах Древней Руси в XI-XIII веках. В них, естественно присутствует борьба различных по своим имущественным и общественным положениям групп населения, но надо отметить, что такая борьба еще не носила классового характера, потому что общество того времени ещё только начало формировать различные классы, но ярко видны в  языческие мотивы. О таком рассказывается в летописи 1024 год. « В сеже лето взсташа волзсви в Суждали, избиваку старую чадь по дьяволю наущению и бесованью, глаголюще, яко си держать гобино. Бе мятежъ велик и голод по всей той стране...» Необходимо отметить, что «мятеж» происходит внутри единой не расчлененной классово общины,  активно действующими здесь описываются волхвы , старая чадь, летопись так же упоминает и "всих людьев". Все они члены свободной общины. Конфликт начался из-за голода, который возник в результате нескольких неурожайных лет. В такой ситуации, когда существует большая зависимость человека от природы, волхвы являющиеся лидерами общества, совмещающие общественные и  языческие функции. По языческим традициям, для восстановления благополучия общины, людей, которые скрывают урожай или плохо влияющих на него, убивали или сначала разорив, изгоняли. В 1071 году такой неурожай произошел в Новгороде. Обеспокоенные этим и настроенные волхвом жители Новгорода выступили против княжеской и епископской власти.  «И разделишася надвое, пишет летописец, князь бо Глеб и дружина его идоша и сташа у епископа, а людье вси идоша за волхва.» Весь Новгород, городская община, куда входили не только «простьцы» , но и бояре , и купцы ( князь , епископ и дружина были пришлыми, решили "погубити епископа". Епископ ,должен был нести ответственность за процветание народа. В данном случае он не справился с обязанностями, и не обеспечил благополучие новгородской общины. В такой ситуации языческие обычаи требовали человеческой жертвы. И только благодаря Глебу, убившему волхва, епископ Федор остался жив. Но это лишь дало отсрочку для осуществления языческого обряда, так как с убийством волхва не устранилась главная причина конфликта, которая была в недостатке жизненных припасов.  По языческим представлениям народ искал причины всех бед  в «плохих» управителях, и сменить или уничтожить своих руководителей.

     Размышляя  над вышеизложенным, можно сделать вывод, что Древняя Русь даже после принятия христианства являлась языческим обществом, где лишь формально существовала христианская вера и культура. Большинство языческих обрядов продолжало соблюдаться возможно с малым привнесением в них христианских традиций в XI и в XII, и в XIII вв., а и даже в более позднее время.

     В Ростове в конце XI века в Велесовом конце еще не уничтожили каменный идол Велес, которому поклонялись язычники. На Новгородской земле находятся селения с названиями, произошедшими от Велеса. Культ Волоса или Велеса сохранялся на новгородской земле и в XII-XIIIвв. Об этом есть свидетельства в одной из новгородских грамот. Автором которой был дружинник, а речь в грамоте шла о подготовке к языческому празднику посвящённому Велесу. 

      Древне Русский автор переводчик " Слова об идолах св. Григория" (XIIIв). с горечью говорил, что "иныне по украинам (окраинам) их молятся проклятому богу их Перуну , Хърсу и Мокоши и вилами, нъ то творять якы отай".

В " Слове христолюбца" (XIV в.) к именам богов добавляется ещё и имя Симаргла. От покланения языческим богам долго не могли отойти и принявшие и ревниво ее оберегавшие новую веру. "Даже попове и княжниде" веруют в Перуна и Хорса, "подкладывают им требы и куры им режут",- писал один из летописцев XIII века.

      Долгое  время в народе существовала Мокошь. В церковных книгах XVI века говорилось, что у исповедующейся спрашивали: " Не ходила ли еси к Мокоше?". Начиная стричь овец, в ножницы подкладывали клок шерсти, приносили жертву Мокоше , как божеству, отвечающему за женские работы.   В летописях фиксируют существование у князей культа княжеских родоначальников .В различных возникающих критических ситуациях князья вызывают на помощь своих предков отца, деда или прадеда. А исследование "По- учения" написанного Владимиром Мономахом, одного из популярных князей Киевской Руси, позволяет считать, что он " во многом стоит на точке зрения язычества". в его понимании мира божество сливается с природой. В быту Мономах руководствуется исключительно житейской целесообразностью и здравым смыслом, которые присущи языческим нравам.

      Смешение языческой и христианской религий произошло уже и в Московской Руси. В источниках послемонгольского периода говорится о "двоеверноживущих. Важное значение при повороте к христианству сыграло татаро – монгольское нашествие на русские земли. Реальным становится чуждые ранее догмы об искуплении грехов, при возникших ужасных условиях становятся реальностью.

      Языческое  верования в немного измененном виде, вошло в православное вероучение. На Христа, Богородицу и святых перенесли многие черты существующих у славян богов. Крест , иконы и мощи стали языческими идолами. Некоторые элементы древнего славянского земледельчества и скотоводства были внесены в христианский церковный календарь. Так, между рождеством и крещением появились дохристианские святки, после них следует масленица, которая проходит в преддверие великого поста. В христианской пасхе появились поминальные обряды, и древний славянский культ хлеба, в троицу появился культ березы и многие другие элементы, относящиеся к древнеславянскому празднику семика. Это существовавший ранее древнеславянский праздник сложившийся в честь конца весенних полевых работ, довольно  широко отмечавшийся на Руси. Праздник Семика был связан с верой в духов природы, от которых по существовавшему верованию, зависело плодородие земли. Многие обряды Семика вошли в  традиции христианской троицы, это украшение дома зеленью , плетение венков, хороводы вокруг берез. Название Семик возникло после появления христианства на Руси, потому что праздник отмечали в четверг седьмой недели после пасхи. Праздник Преображение господне отмечают как праздник сбора яблок, яблочный спас. Следы древнеславянского языческого верования сохраняются и в современном русском православии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Влияние  церкви на государство

     Существуя и развиваясь в рамках самых разных  государств, православная Церковь всегда  старалась  найти  божественное  обоснование  данному явлению в человеческой истории.   В православном  церковном  вероучении, как таковое государство не  предполагалось  промыслом   Божиим.   Создав человека по образу и подобию Своему, Господь не  устанавливал  государство  как угодный ему вид взаимоотношений между созданными им людьми.  Последствиями Грехопадение,  отхождение  первых  людей  от  Бога,  стали   глубокие изменения и в человеческом обществе, и  в мироздании  в целом,  создало  возможность  появления  государственности   как   форму взаимоотношений людей в отошедшем от Бога мире людей, которые  понесли  на себе отпечаток  первородного  греха.  Это  древнейшее изречение, существовавшее  в церковном  вероучении,  представляет восприятие  государства   как ущербной в своих истоках природы. Согласно  учениям  Церкви, государства до грехопадения не существовало и в тогда когда Христос во второй раз прейдет в этот мир,  когда  случиться Страшный Суд о котором слышали, даже далекие от церкви люди,  слышали  как об акте, который должен завершить процесс земного бытия, когда случиться  перемена мира  и   человека,   государство существовать   не   будет.   Государство это явление временное, преходящее ,  с точки зрения церкви, в  истории  человечества. Относясь достаточно реалистично к отошедшему  от  Бога  миру  и человеку, церковь знала, что существование государства, будет,   пока есть этот самый мир и человек.  По церковному мнению воля Божья провозглашается только через Церковь, и только Церковь может видеть это явление в полной  мере. Именно поэтому ещё Ветхозаветная Церковь проводила четкую грань между собой  и  всеми существовавшими до прихода Спасителя, видами государственности,  в которых по мнению церкви существовала  воля  человеческая, а может даже дьявольская.     Приход в мир Спасителя, привел Церковь к более  конкретному, но  достаточно сдержанному оформлению своего отношения к  государству.

      Отношения  церкви  и   государства    выражаются   через   емкие определения,  Церковь является царством  не  от  мира  сего,  а государство от мира сего,  и  Богу  богово,  кесарю  кесарево. Христиан подвергали гонениям, мучениям и убивали, но они не отреклись и продолжали исполнять свои обязанности перед обществом. История Христианской Церкви  насчитывает много святых мучеников, погибших в период гонений, которые имели довольно высокое  положение в Римском обществе и добросовестно исполнявшие свои государственные обязанности. Не смотря на это христиане, оставляли за собой право не  приклоняться перед императорами римского государства, как перед высшей ценностью в этом мире. Они всегда  молились  за императора, они всегда служили императору, но ни при каких условиях, даже при угрозе смерти не поклонялись ему. Потому что государство в лице императора, представляло для них ценность преходящую, временную, которую можно и нужно было учитывать при христианской  деятельности,  но  которую не нужно обожествлять. В  Византии  в первом тысячелетии появилась  удивительная  традиция,  всех  правителей  начали миропомазывать на царскую  власть. Возникло церковное  таинство, благодаря которому  всякий  государь, который вступает на престол, будет  благословлен Церковью на свою деятельность и получит  особую  благодатную  помощь Бога   для осуществления своих  деяний. В истории много подтверждений, что русские  церковные иерархи представляют государство как сферу  профанную,  которую никогда полностью не будет   сакрализована Церковью. Однако церковь смогла сосуществовать с  государством, воспитывая среди граждан достойных христиан.

Информация о работе Развитие отношений церкви и государства