Развитие письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Главная цель работы – рассмотреть историю развития мирового письма и появление первых документов.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
• рассмотреть стадии возникновения письменности;
• рассмотреть первые документы, дошедшие до нас.

Содержание работы

Введение
1 Основные этапы развития письма
2 Пиктографическое письмо
3 Идеографическое и смешанное идеографическое письмо
3.1 Египетское иероглифическое письмо
3.2 Клинописное письмо. Шумерская клинопись
3.3 Китайское иероглифическое письмо
4 Слоговое (силлабическое) и смешанное слоговое письмо
4.1 Слоговые системы письма, восходящие к идеографическим
4.2 Слоговые системы письма, возникшие на основе консонантно-звукового письма
4.3 Слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов
5 Буквенно-звуковое (фонемографическое) письмо
5.1 Консонантно-звуковое
5.2 Вокализовано-звуковой
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 54.29 Кб (Скачать файл)

 В отличие от пиктографии  идеографическое письмо фиксирует  сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также  словопорядок. Оно имеет уже строго  установленные и устойчивые начертания  графических знаков. Здесь пишущий  не изобретает знаки, как это  было в пиктографии, а берет  их из готового набора. В идеографическом  письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части  слова (морфемы).

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического  письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более  обособлялся, стал связываться с  определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс развился и  расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность,  начали выступать как условные знаки  при обозначении не только слов с  отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо, несколько тысячелетий. Поэтому  трудно указать грань, где кончается  пиктографическое письмо и начинается идеографическое.

На начальном этапе  развития письма один и тот рисунок  в одном и том же тексте мог  выступать то в прямом, то в переносном значениях. Так было в ранней египетской и китайской письменности или  в ранней письменности народов майя и ацтеков. Это создавало и  создает  большие трудности при  расшифровке древних памятников подобного рода.

Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для  дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные  и длинные тексты. Это привело  большей схематизации рисунков, к  превращению их в еще более  условные знаки – иероглифы. Так  на основе идеографии возникло иероглифическое  письмо – высший этап развития идеографии.

 

3.1 Египетское  иероглифическое письмо

 

Раннее развитие земледелия в долине Нила способствовало росту  материальной культуры и техники.  Необходимость в искусственном  орошении уже в глубокой древности  привела к созданию сложной системы  каналов, плотин, дамб, водоподъемников, а позднее водо-перегонных колес. Высокого расцвета в период архаики  техника обработки камня, а также  изготовления изящных украшений  из драгоценных металлов. Появилась  письменность, постепенно стали накапливаться  зачатки научных знаний.

Древнейшая иероглифическая (от греч. hieros – жрец и glyphe – резьба) письменность египтян самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV – III тысячелетиям до н.э.8. Первоначально писец, чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя, например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов, между которыми пролегает долина, представляя округ или область в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.

На глиняных сосудах архаической  эпохи эти примитивные рисунки  уже приближаются к значению картинных  письменных знаков и облекаются в  упрощенную схематическую форму  линейного орнамента. Для начертания целых фраз отдельные картинные  соединялись в сложный смысловой  рисунок.

Эта сложная система картинной  письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. По мере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать особыми  знаками отвлеченные понятия, собственные  имена и грамматические формы, которые  было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что  по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные  картинные знаки,  обозначавшие целые  слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные  знаки, обозначавшие целые слова  или двухбуквенные корни –  слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху  Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится  от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки; они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные  слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые  часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте  чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства  в связи с необходимостью составления  деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем «иератикой». Самая усовершенствованная  скоропись, так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в до н.э. и получила широкое распространение в позднюю эпоху упадка Египетского государства.

Медленное развитие и сложность  египетской иероглифической письменности в некоторой степени объясняются  тем, что она была привилегией  жрецов, выступавших монополистами  знаний и поэтому не заинтересованных в распространении этих знаний. Наоборот, писцы и жрецы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов».

 

 

 

3.2 Клинописное  письмо. Шумерская клинопись

 

Вавилонская культура –  одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями  к  IV тысячелетию до н.э.9. Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира.

Одним из наиболее значительных достижений шумерского народа было изобретений  письменности, появившейся в середине  IV тысячелетию до н.э10. Именно письменность позволила установить связи между современниками и между людьми различных поколений, а также передать важнейшие достижения культурного творчества. При раскопках Джемдет-Наср и 4-го слоя Урука найдены древнейшие шумерские надписи. Как и другие самобытно возникшие древние системы письменности, шумерская письменность первоначально возникла из рисунков. Шумерийцы «рисовали» слова.

Однако при помощи знаков картинной письменности нельзя было изображать сложные представления  и отвлеченные понятия. Такая письменность была сложной, громоздкой и неудобной. Усложнение языка и грамматических форм  требовало упрощения системы письменности, и постепенно изобразительный принцип, лежащий в основе картинной письменности (пиктографии), стал заменяться начертанием обозначений звуковой стороны слова (фонемы). Так в шумерской письменности появилось большое количество слоговых знаков и несколько  алфавитных, необходимых для передачи гласных звуков. Хотя в шумерской и более поздней вавилоно-ассирийской письменности наибольшее значение имели слоговые знаки, наряду с ними сохранялись и  древние изобразительные идеограммы, что типично для застойной древневавилонской культуры. Помимо идеограмм применялись и особые определители (детерминативы), служившие для какой-то определенной группы слов. Так, перед названием горы ставили картинный определитель, который указывал на то, что данное слово есть название горы.

 Древнейшие письменные  знаки, которые наряду с клеймами  первоначально служили для обозначения  права собственности на тот  или иной предмет и поэтому  вырезывались на печатях, с  течением времени  образовывали  сложную картинно-слоговую письменность. Вызванная условиями жизни необходимость  быстро написать документ привела  уже в глубокой древности к  упрощению картинной письменности  шумерийцев: вместо того, чтобы нарисовать  весь предмет, стали изображать  лишь его наиболее характерную  часть, превращая ее в линейную  схему.  Применение скорописи  и специфика начертания знаков  на глиняных табличках привели  к дальнейшей схематизации знаков  и к выработке системы клинописи.  Знаки выжимавшиеся на мягкой  глине, теряли свой прежний  картинный облик и постепенно  принимали свой прежний картинный  облик и постепенно принимали  форму различных сочетаний из  вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.

Шумерская клинопись вместе с другими элементами культуры была широко распространена. Во II тысячелетии до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности. Ею пользовались египетские чиновники в своей переписке с царями государств Передней Азии и с князьями Финикии и Сирии.

Вполне естественно, что  каждый народ, заимствуя клинопись, приспособлял ее к особенностям своего языка. Причем клинописные знаки  получали новое звуковое значение. В середине  II тысячелетия до н.э. в торговых городах северной Финикии, а затем в Персии, в I тысячелетии  до н.э., клинопись приобрела наиболее простую фонетическую форму, превратившись  в один из древнейших известных нам  алфавитов.

3.3 Китайское иероглифическое  письмо

 

  Единственной древней  системой письма идеографического  типа, оказавшейся жизнеспособной  и сохранившейся до наших дней, является китайское письмо. Это объясняется особенностью исторического развития китайского народа и своеобразием его языка.

 Становление китайских  иероглифов относится примерно  к III тысячелетию до н.э.11 и очень напоминает возникновение древних письменных систем у египтян и шумеров, хотя китайское письмо развивалось совершенно самостоятельно, без всякого влияния извне. 

До появления графического изображения слов китайцы, если хотели передать какое-либо слово, событие, рисовали его картинками. Со временем эти  картинки начали изображать упрощенными  линиями и кривыми, которые иногда даже теряли всякое сходство с изображением.

Но рисунками можно  изобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных  понятий китайцы начали  соединять  простейшие иероглифы и таким  образом получали необходимое начертание. Например, два дерева, нарисованных рядом, обозначали рощу, а три –  лес, собака и рот – лаять, рот  и дитя – кричать и т.д.

Однако с развитием  языка и письменности китайцев этих иероглифов стало недостаточно. Нужно  было найти способ изображения новых  слогов и понятий.

Такой способ был найден в виде системы дополнительных определителей  – «ключей» и фонетиков. Первая часть  сложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть (фонетик) указывала, как надо произносить слово. Например, изображение  слова «ругаться» состоит из  двух иероглифов – «лошадь» и два  «рта» (вверху).

Такая система ключей и  фонетиков позволяет строить  новые знаки в неограниченном количестве. В современном китайском  письме имеется 214 ключей. Фонетиков  насчитывается около 100012.

Особенность китайского языка  в том, что очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, но разных по тону и значению. Чтобы  различить  их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося  слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то  высоким тоном.

Другая особенность китайского языка  в том, что он состоит  из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письма китайцы строго соблюдали  правило: для каждого слова –  особый знак. Это привело к созданию колоссального количества знаков, которых  насчитывают до 50 тысяч. Однако практическое применение в современном китайском  языке находят около 4 – 5 тысяч  иероглифов13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Слоговое (силлабическое)  и смешанное слоговое письмо

 

По мере дальнейшего развития общества, в частности по мере развития торговли, громоздкое и сложное логографическое  письмо обычно преобразовывалось в  более простое  для обучения и  более удобное для пользования  слоговое или буквенно-звуковое. Впервые  слоговые знаки получили широкое  применение в III – II тысячелетиях до н.э.14 в переднеазиатской  клинописи и затем в критском письме.

Слоговым, или силлабическим (от греч. syllabē «слог»), называется такое  письмо, в котором каждый графический  знак обозначает слог.

Такое более позднее формирование слогового письма объясняется рядом  причин. Во-первых, относительно трудным  разложением речи на фонетические единицы (слоги) по сравнению, например, с разделением  ее на смысловые единицы (слова), поскольку  членение на слоги предполагает более  развитую способность мышления к  анализу. Во-вторых, отсутствием непосредственной наглядной связи между слогом и слоговым знаком, тогда как между  словом  и соответствующей ему  идеограммой такая связь существовала, особенно на начальной ступени развития идеографического письма. В-третьих, консервативным влиянием жреческих каст, профессиональных писцов (Египет, Вавилон и др.) и  ученой бюрократии (Китай), стремившихся к монополизации письма и препятствовавших его упрощению и общедоступности15. В настоящее время слоговое  письмо применяется в Индии, в Японии, в Эфиопии.

Развитию и длительному  сохранению логографического письма очень  способствовал так называемый корнеизолирующий строй языка, при котором слова  грамматически не изменяются (не склоняются, не спрягаются и т.п.), а отношения  между словами выражаются при  помощи строго определенного порядка  слов в предложении, при помощи строго определенного  порядка слов в  предложении, при помощи служебных  слов (например, предлогов) и интонаций; эта особенность языка была, в  частности, одной из причин длительного  сохранения логографического письма в  Китае. Наоборот, для языков, в которых  слова грамматически изменяются, логографическое письмо оказывалось  очень неудобным. Это обусловлено  тем, что  логограмма обычно обозначает целое слово. Поэтому без помощи дополнительных слоговых или буквенно-звуковых знаков логографическое письмо не в  состоянии отразить грамматические изменения слов.

Аналогично этому слоговое письмо оказывалось удобным для  тех языков (например, для японского), которые состоят из ограниченного  количеств разных слогов необходимо было создавать или огромный ассортимент  слоговых знаков, что очень усложняло  бы письмо, или же примиряться с  неточной передачей языка. Особенно неудобно слоговое письмо для языков, в которых часто встречаются  смежные или конечные согласные. Это обусловлено тем, что слоговые знаки, как правило, обозначают или  изолированные гласные звуки (например, а, о, э, у) или же сочетания согласного звука с гласным (например, та, то, тэ, ту, ка, ко, кэ, ку).

Информация о работе Развитие письменности