Развитие политической системы. Конституция СССР в 1936г. Политический террор середины 30-х годов и его цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20—30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП (б) — ВКП (б) — стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.
В 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки».

Содержание работы

Введение
1. Социальная индустриализация: предпосылки, социально-экономические итоги
1) Поиски модели развития страны
2) Первая пятилетка
3) Вторая пятилетка
4) Третья пятилетка
5) Итоги индустриализации
2. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия
1) Суть сплошной коллективизации
2) Итоги коллективизации
3. Культурная революция и культурная жизнь СССР в 20-30гг. XX в.
1) Культурная революция (1917-1928г.)
2) Культурная жизнь в СССР
4. Развитие политической системы. Конституция СССР в 1936г. Политический террор середины 30-х годов и его цели. Современные дискуссии о характере общественно-политической системы в конце 30-х годов
1) Политическая система в 20-30гг ХХ в.
2) Конституция СССР в 1936 г.
3) Политический террор середины 30-х годов
4) Современные дискуссии о характере общественно-политической системы в конце 30-х годов

Список литературы

Файлы: 1 файл

1,5 ргтэу история.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Для культурно-политического  просвещения народа использовались средства массовой информации. Наряду с периодической печатью всё большее распространение получало радиовещание. К 10-летию советской власти в Москве начала работать радиостанция им.Коминтерна – самая мощная радиостанция на данный момент в Европе. Новой формой политико-воспитательной и культурно-просветительной работой стала монументальная пропаганда: в соответствии с ленинским планом в первые годы после революции были заложены и открыты десятки памятников выдающимся мыслителям и революционерам, деятелям культуры: Марксу, Энгельсу, обелиск Советской конституции. В первые годы Советской власти сложилась традиция массовых праздников, посвященных революционным датам. Проводилась большая работа по привлечению трудящихся к театру, изобразительному искусству, классической музыке. Для этого организовывались целевые бесплатные спектакли и концерты, лекции бесплатные экскурсии в художественные галереи.

Разрушалась относительная  замкнутость искусства, оно становилось  более независимым от идеологической и политической борьбы в обществе. Встала задача создания новой художественной культуры, отвечавший историческим задачам рабочего класса, который стал господствующим, а также новой многомиллионной аудитории.

Одним из наиболее сложных участков противоборства буржуазной и пролетарской идеологий были литература и искусство. Художественная жизнь страны первые годы советской власти поражает обилием литературно-художественных группировок: «Кузница» (1920г.), «Серапионовы братья» (1921г.), Московская ассоциация пролетарских писателей – МАПП(1923г.), Левый фронт искусств – ЛЕФ(1922г.), «Перевал»(1923г.), Российская ассоциация пролетарских писателей – РАПП(1925г.) и т.д. Советское государство при нимало меры, чтобы огородить народ от вредного идеологического воздействия и не допускать выпуск произведений антисоветского, религиозного, порнографического или враждебного какой-либо национальности характера.

Возникало множество  новых театральных коллективов, как правило не долговечных, потому что они строились скорее всего  на энтузиазме, а не на чёткой идейно-эстетической платформе и не имели материальной базы Большую роль в становлении советского театрального искусства сыграли созданные в те годы театры – Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.Блок, Театр им. Вс. Мейерхольда, Московский театр им. Моссовета. К этому времени относится начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н. И. Сац.

Известными  фигурами в художественной жизни  республики в первое советское десятилетие  были те литераторы и художники, творческая деятельность которых началась и была признана ещё до революции: В.В.Маяковский, С.А.Есенин, Д.Бедный, М.Горький, К.С.Станиславский, А.Я.Таиров, Б.М.Кустодиев, К.С. Петров-Водкин. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры, её богатство, многообразие стилей и направлений. Особое место в этой плеяде занимал М.Горький. По его инициативе было создано издательство «Всемирная литература» с целью широкой публикации классиков мировой литературы для народа.

Первые попутки  осмысления произошедшей революции относятся к её первым месяцам и годам. Это стихи Маяковского, поэма Блока «Двенадцать», плакаты Д.Моора, картины А.А.Рылова «В голубом просторе», К.Ф.Юона «Новая планета», К.С.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».

Новая революционная действительность требовала нового метода её воплощения. Условно можно выделить два основных течения в художественной культуре того времени: одно вело поиски в русле послереволюционного реалистического искусства, другое связывало социалистическое искусство с новыми формами. Шла острая борьба между сторонниками «формальной школы», лефовцами и защитниками «нового реализма». Но настоящие художники стояли выше групповой замкнутости, шёл процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных течений художественной культуры.

Большую роль в  художественной жизни республики играли литературно-художественные журналы. В 20-е годы складывается определённый тип советского периодического издания, продолжающий традиции отечественной  журналистики. Популярными стали  такие новые журналы, как «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», « Октябрь». «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии.

Лучшие произведения того времени были созданы вне  рамок какого-либо одного направления. Классику советской литературы составили  поэмы и лирика В.Маяковского, входившего в ЛЕФ, С.Есенина, примыкавшего к  имажинистам, роман «Чапаев» Д.Фурманова, одного из организаторов пролетарского литературного движения.

К середине 20-х  годов относится появление советской  драматургии, оказавшей огромное влияние  на развитие театрального искусства. Крупными событиями театральных сезонов 1925 – 1927гг. стали «Шторм» В.Билля-Белоцерковского в Театре им. МГСПС, «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре, «Разлом» Б.Лавренева, в Театре им. Вахтангова и Большом драматическом. Прочное место в репертуаре занимала классика. Попытки её нового прочтения делались как академическими театрами («Горячее сердце» А.Островского во МХАТе), так и «левыми» («Лес» А. Островского и «Ревизор» Н. Гоголя в Театре им. Мейерхольда).

Ведущие творческое процессы в изобразительном искусстве 20-х годов получили отражение  в деятельности таких групп, как  АХРР ( Ассоциация художников революционной России ), ОСТ ( Общество художников-станковистов ), «4 искусства» и ОМХ ( Общество московских художников). Входившие в АХРР художники стремились к отражению современной действительности в формах, доступных восприятию широкой публики: «Делегатка» Г.Ряжского, «Заседание сельячейки» Е.Чепцова, знаменитая «Тачанка» М.Грекова. Группа ОСТ ставила своей задачей воплощение в образах взаимоотношений человека и современного производства: «Оборона Петрограда» А.Дейнеки, «Тяжёлая индустрия» Ю.Пименова, «Шар улетел» С.Лучишкина.

Если драматические  театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов  занимала по-прежнему классика. Сохранение и популяризация русской музыкальной классики были ведущим направлением в работе музыкальных театров и оркестров, которое развивалось вопреки сопротивлению некоторых ассоциаций музыкантов. Важнейшим средством пропагандистской и культурной работы в массах было кино. Выдающимися мастерами советского кино, творчество которых развивалось в 20-е годы были Дзига Ветров, открывший новое направление в документальном кино, связанное с художественным истолкованием подлинных фактов, С.М.Эйзенштейн – автор « Броненосца «Потёмкина», «Октября», положивший начало революционной темы художественным образом.

 

2). Культурная  жизнь в СССР в 20 – 30-е  гг.

 

Борьба за утверждение  марксистско-ленинской идеологии  в сознании людей и в науке  была ведущим направлением идеологической жизни общества. В то же время ужесточились требования партии к учёным-обществоведам: те из них, кто сомневался в абсолютной правильности избранных методов социалистического строительства, предлагал сохранить принципы новой экономической, предупреждал об опасности форсированной коллективизации, были отстранены от дел. Судьбы многих учёных сложились трагически. Так были арестованы, а впоследствии расстреляны видные русские экономисты А.В.Чаянов и Н.Д.Кондратьев.

В начале 30-х  годов начал проявляться признаки культа личности Сталина в идеологической работе. На рубеже 20 – 30-х годов наметились новые тенденции в литературно-художественной жизни советского общества. Ушли в прошлое политическое разногласия в среде художественной интеллигенции, большинство писателей и художников приняли новый общественный строй как исторически обусловленный и исторически сложившийся для России. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму, стремление к организационному единству. В 1925г. была создана Федерация советских писателей. Пролетарские организации вели большую культурно-идеологическую работу в рабочей среде, способствовали выдвижению талантов. Политика государства в области литературы и искусства в новых условиях была определена в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1923г. «О перестройке литературно-художественных организаций» было решено ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей и «…объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём…».

Ведущей темой  в литературе 30-х годов стала  тема революции и социалистического  строительства. Неизбежный распад старого мира, приближение революции – главная идея романа М.Горького « Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936). Проблема человека в революции, его судьба – об этом роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Символ героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – героя романа Н.Островского «Как заклялась сталь» (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л.Леонова «Соть», М.Шагинян «Гидроцентраль». Значительное место в художественной литературе 30-х годов заняли произведения, посвящённые отечественной истории и выдающимся деятелям культуры прошлого. Это «Пётр Первый» А.Толстого, драмы М.Булгакова «Кабала святош» («Мольер») и «Последние дни» (« Пушкин»). Блестящие образцы поэзии создали в своём творчестве А.Ахматова, О.Мандельштам, Б.Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Маршака, А.Гайдара, К.Чуковского, Б.Житкова.

С конца 20-х годов  на сценах театров утвердилась советская  пьеса. Изменение репертуара, встречи с трудящимися на общественных просмотрах и обсуждениях способствовали сближению театра с жизнью. К 20-летию Великого Октября на сцене впервые был воплощен образ В.И.Ленина. В спектакле Театра им.Вахтангова «Человек с ружьём» по пьесе Н.Погодина. Среди театральных премьер 30-х годов в историю советского театра вошли «Оптимистическая комедия» В.Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А.Я.Таирова, «Анна Каренина» - постановка В.И.Немировича-Данченко и В.Г.Стахановского в Московском художественном театре.

В 1936г. было утверждено звание народного артиста СССР. Первыми  его были удостоены К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.И.Качалов, Б.В.Щукин, И.М.Москвин.

Значительные  шаги в своём развитии сделала  в 30-е годы советская кинематография. В конце 20-х годов была создана собственная база кинематографии: были созданы новые оборудованные киностудии, кинотеатры, снабжённые отечественными проекторами, налажен выпуск киноплёнки, созданы системы звуковой киноаппаратуры. Советские немые фильмы постепенно вытесняли зарубежную кинопродукцию с экрана. Росту популярности кино способствовало появление советских звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931г. « Путёвка в жизни» (режиссёр Н.Экк), «Одна» (режиссёры Г.Козинцев и Л.Трауберг), «Златые горы» (режиссёр С.Юткевич). Лучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (« Семеро смелых», «Комсомольск» С.Герасимова), о событиях революции и гражданской воины («Чапаев» С. и Г.Васильевых, « Мы из Кронштадта» Е.Дзигана, « Депутат Балтики» И.Хейфица)

Музыкальная жизнь  страны в те годы связана с именами  С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Т.Хренникова, Д.Кабалевского, И.Дунаевского. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им.Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр государственной филармонии и др. В 1932г. был образован Союз композиторов СССР.

Процесс объединения  творческих сил шёл и в изобразительном  искусстве. В 1931г. возникла Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), призванная объединить художественные силы страны, но она не смогла справиться с поставленными перед ней задачами, и спустя год была распущена. Началось формирование союзов художников, объединивших деятелей изобразительного искусства республик и областей.

Переход к социалистической реконструкции народного хозяйства  потребовал повышения образования  и культуры трудящихся. Решающие успехи в борьбе за грамотность были достигнуты в годы первой пятилетки, когда было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8 – 10 лет в объёме 4 лет; для подростков, не прошедших начального обучения, - в объёме ускоренных 1 – 2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу I ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке. Осуществление всеобуча поставило сложные задачи. необходимо было укрепить материальную базу народного образования – строить новые школы, обеспечивать учеников учебниками и письменными принадлежностями. остро не хватало педагогических кадров. Государство вкладывало крупные ассигнования, что дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ (за этот период открыто почти 40 тыс. новых школ). Была расширена подготовка педагогических кадров, в значительной степени за счёт мобилизации в учёбу в педвузы коммунистов и комсомольцев. Учителям и другим школьным работникам была повышена заработная плата, которая стала зависеть от образования и стажа работы.

В стране действовала  широкая сеть различных вечерних школ, курсов, кружков, которые охватывали миллионы рабочих и колхозников. Высокая политическая активность, сознательность, инициативность в труде стимулировали стремление трудящихся к образованию и культуре.

 
4. Развитие политической  системы. Конституция СССР в  1936г. Политический террор середины 30-х годов и его цели. Современные  дискуссии о характере общественно-политической  системы в конце 30-х годов

 
1). Политическая система в 20-30гг  ХХ в.

Информация о работе Развитие политической системы. Конституция СССР в 1936г. Политический террор середины 30-х годов и его цели