Развитие права в 20 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Система источников права в этот период пополняется новыми элементами: постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов.
Одновременно с этим появляется большое число актов, именуемых "временные правила". Появляясь как чрезвычайные, направленные на вполне конкретную ситуацию акты, они приобретали характер законов. Определение "временные

Файлы: 1 файл

история.docx

— 21.14 Кб (Скачать файл)

Развитие  права в начале 20 века

Система источников права в этот период пополняется  новыми элементами: постановлениями  Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели  обязательную силу для всех исполнительных органов.

Одновременно  с этим появляется большое число  актов, именуемых "временные правила". Появляясь как чрезвычайные, направленные на вполне конкретную ситуацию акты, они приобретали характер законов. Определение "временные" наиболее адекватно отражало направленность законотворчества в период реформ.

Наряду с постановлениями  Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуру и функции новообразуемых органов власти и управления.

В большом числе  издавались указы, как правило, направленные на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований.

При реформировании системы государственных органов или создании новых принимались акты, носившие названия учреждений. В наименованиях наиболее фундаментальных актов используется термин "закон".

Кодификационная работа проводилась в целом ряде учреждений: эти задачи возлагаюсь на особое отделение государственной канцелярии (по изданию Свода Законов),

департаменты  Сената, Государственный совет и  Государственную думу, Совет министров и отдельные министерства и управления. Руководство этой работой осуществлял Сенат, в начале революции было создано Юридическое совещание, выполнявшее функции руководителя всей кодификационной деятельностью.

В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления  Гражданского уложения, которая подготовила  к 1905 г. два проекта, учитывающих  новый характер торгово-промышленных отношений. Как общее правило  поведения для всех граждан закон  становится в рассматриваемый период главным источником права. Закон  в материальном смысле отличался  от закона в формальном смысле, т. е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае.

Закон должен был  выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежала совместная власть: Государственной думы, Государственного совета и императора (указ мог исходить от одного монарха). По своему содержанию законы делились на предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц).

По пространству действия законы делились на общие (действовавшие на всей территории империи), местные (действовавшие на ее части), особенные (действующие в отношении особого рода дел) и специальные (действующие в отношении особых категорий лиц).

Действие закона во времени начиналось с момента  его опубликования, но в силу он вступал  с момента получения на данной территории листа сенатского издания Собрания Узаконении и Распоряжений правительства (если в самом законе не был указан срок вступления его в силу).

Правило, что  закон не имеет обратной силы было рассчитано на суд, а не на законодателя.

Толкование законов  осуществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.

Правовое регулирование  экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической  техники в этом направлении указывает  на актуальность этой задачи.

Подробно разрабатывается  понятие о юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные.

В качестве таковых  могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком.

Товарищества  подразделялись на полное, по вере и акционерное. Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется "Торгово-промышленное предприятие". Оно могло иметь различные конкретные виды - тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного законодательства отмечались две особенности:

нормативное регулирование  коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством властных структур в оборот;

демократизация, коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-промышленных органов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т.д.).

При учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении  Министерства внутренних дел, дела о  налогообложении выделялись в производство по особому департаменту (1905 г.).

В годы войны  чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промышленной сфере: военно-промышленные комитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания (полугосударственные - полуобщественные организации) подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур.

Нормирование  цен, их таксировка, продовольственная  разверстка и реквизиции стали чрезвычайными  мерами в период войны. Ограничивались сделки с некоторыми товарами. Запрещался, например, залог хлеба, этот продукт подвергался нормированному распределению. Продажа земли была вновь разрешена только по закону о сделках по купле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить некоторые продовольственные товары за пределы района, где они производились.

Используя старые правовые акты (Свод законов) законодатель активно дополнял и толковал их, вводя в оборот новые подзаконные нормы.,

Изменения в  судебном праве, происходившие в  начале XX в. своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, 1886 г. расширяется право присяжных в процессе - они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд).

С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, с 1910 г. время, проведенное  арестованным в предварительном, заключении стало зачитываться в срок заключения. В 19 году суду предоставляет право восстановления в правах или реабилитация.

В годы войны  процессуальное и судебное право  подвергаются изменениям, вызванным  чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых -судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Новым явлением стала административная юстиция, прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей. 

 
Уголовное уложение 1903 г. Основные положения.  
 
22 марта 1903 года, в период царствования Николая II, было принято новое Уголовное уложение, в котором были учтены произошедшие в России изменения; характер и техника его нормативных установлений оказались таковы, что несмотря на смену общественно-политического строя в 1917 году, они не утратили актуальности и оказали существенное влияние на содержание нормативных актов советского периода  
Уложение состояло из 37 глав, включавших 687 статей, из которых 72 относились к общей части, которая содержала положения о преступлении и наказании, области действия уголовного закона, формах вины, субъекте преступления, обстоятельствах, исключающих преступность деяния и других институтах, основная суть которых не изменилась и до настоящего времени.  
Уложение 1903 года устанавливало, что преступлением является деяние, «воспрещенное во время его совершения законом под страхом наказания»; в числе других его новшеств следует упомянуть запрет на применение уголовного закона по аналогии, введение категоризации уголовно-наказуемых деяний на тяжкие преступления, преступления и проступки, норму о возрастной невменяемости, упрощение системы наказаний. Основными видами наказаний по Уложению были смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в тюрьме, арест и денежная пеня (штраф).  
Уложение так и не вступило в силу в полном объёме: в 1904 году были введены в действие его главы о государственных преступлениях, в 1906 — о религиозных, после этого до Октябрьской революции было введено в действие около 30 статей других его глав; действующим нормативным актом в области уголовного права вплоть до 30 ноября 1918 года оставалось Уложение 1845 года. Полностью уложение действовало лишь на территории Латвии, Литвы и Эстонии.  
В период Первой мировой войны уголовное законодательство менялось, подстраиваясь под потребности общества, связанные с участием в войне: была усилена (вплоть до смертной казни) уголовная ответственность за деяния, связанные с уклонением от военной службы, за иные преступления, в том числе и в сфере экономики (уклонение от заказов, сокрытие ряда товаров и сырья)  
Уложением 1903 года предусматривалась ответственность и за «политические» преступления: заключением в крепость каралось участие в скопище, собравшемся для выражения неуважения к верховной власти, порицания образа правления, сочувствия бунту или бунтовщикам, ссылкой — произнесение речи, составление, хранение, правка сочинений, возбуждающих к неповиновению власти (ст. 129, 132).  
Новое Уложение сохранило разделение на Общую (72 статьи) и Особенную части (615 статей). В Общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Особенная часть Уложения включала нормы, предусматривающие ответственность за религиозные, государственные, должностные и другие преступления.  
Впервые Уложение определяло пространство действия закона — вся территория России. Закон одинаково распространялся на всех лиц, на ней пребывающих.  
Под преступлением Уложение 1903 г. понимало: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания».  
Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее десятилетнего возраста.  
Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.  
Приготовление и покушение на преступление наказывались в случаях, установленных законом (в основном к тяжким преступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.  
Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника. 

 


Информация о работе Развитие права в 20 в