Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:12, доклад
Для России было особенно характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу посредством кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.
Широко привлекались иностранные инвестиции. Европейских инвесторов привлекали дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.
Развитие промышленности во второй половине XIX века
Для России было особенно характерно
сильное государственное
Широко привлекались иностранные инвестиции. Европейских инвесторов привлекали дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.
К началу 80-х годов XIX века в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности.
К концу XIX в. основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно развивались новые отрасли — угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В 1890-х.гг. появились первые монополистические объединения.
К 1880-м гг. сформировались основные промышленные районы России:
Московский;
Петербургский;
Прибалтийский;
Уральский;
Южный (Донбасс и Криворожье);
Бакинский.
Самым мощным был Московский район, где была развита кустарная промышленность, которая постепенно превращалась в мануфактуру, а затем в фабрику. Московский, Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны. Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая – сосредоточенная на Урале. Южный — угольно-металлургический. Бакинский — нефтедобывающий.
Огромную роль в развитии промышленности сыграло создание сети железных дорог. Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. Если в 1860-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось и на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Численность морских пароходов во второй половине 19 в. выросла в 10 раз.
Информация о работе Развитие промышленности во второй половине XIX века