Развитие промышленности во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:12, доклад

Описание работы

Для России было особенно характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу посредством кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.
Широко привлекались иностранные инвестиции. Европейских инвесторов привлекали дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.

Файлы: 1 файл

Развитие промышленности во второй половине 19 века.doc

— 26.50 Кб (Скачать файл)

Развитие промышленности во второй половине XIX века

 

Для России было особенно характерно сильное государственное вмешательство  в промышленную сферу посредством  кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.

 

Широко привлекались иностранные  инвестиции. Европейских инвесторов привлекали дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и возможность  получения высоких прибылей. В  каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.

К началу 80-х годов XIX века в России в основных сферах промышленного  производства машинная техника уже  вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности.

 

К концу XIX в. основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно развивались новые отрасли — угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В 1890-х.гг. появились первые монополистические объединения.

 

К 1880-м гг. сформировались основные промышленные районы России:

 

    Московский;

    Петербургский;

    Прибалтийский;

    Уральский;

    Южный (Донбасс  и Криворожье);

    Бакинский.

 

Самым мощным был Московский район, где была развита кустарная  промышленность, которая постепенно превращалась в мануфактуру, а затем в фабрику. Московский, Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны. Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая – сосредоточенная на Урале. Южный — угольно-металлургический. Бакинский — нефтедобывающий.

 

Огромную роль в развитии промышленности сыграло создание сети железных дорог. Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. Если в 1860-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось и на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Численность морских пароходов во второй половине 19 в. выросла в 10 раз.


Информация о работе Развитие промышленности во второй половине XIX века