Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 09:30, контрольная работа
В ноябре 1819 года принимается решение о перераспределении функций между министерствами. В соответствии с ним Департамент мануфактур и внутренней торговли, а позднее Почтовый департамент выделяются из МВД. Департамент полиции хозяйственной и Департамент полиции исполнительной вливаются в Министерство внутренних дел. Вскоре общая канцелярия Министерства полиции сливается с общей канцелярией МВД, а Особенная канцелярия без изменения ее функций переводится в Министерство внутренних дел. Министерство полиции фактически ликвидируется1
Контрольная работа по
«История органов внутренних дел»
на тему «Развитие системы МВД в 30-е – 70-е годы XIX века
Тема 5. Развитие системы МВД в 30-е – 70-е годы XIX века.
ПЛАН:
В ноябре 1819 года принимается решение о перераспределении функций между министерствами. В соответствии с ним Департамент мануфактур и внутренней торговли, а позднее Почтовый департамент выделяются из МВД. Департамент полиции хозяйственной и Департамент полиции исполнительной вливаются в Министерство внутренних дел. Вскоре общая канцелярия Министерства полиции сливается с общей канцелярией МВД, а Особенная канцелярия без изменения ее функций переводится в Министерство внутренних дел. Министерство полиции фактически ликвидируется1.
В результате этой реорганизации были восстановлены не только прежняя структура Министерства внутренних дел (с небольшими изменениями), но и основные задачи, решаемые МВД до создания Министерства полиции. Однако компетенция Министерства внутренних дел заметно возросла за счет расширения его обязанностей по совершенствованию губернского, городского и земского управления; контроля за исполнением земских повинностей и устройством городского хозяйства; руководства городской и земской полицией и противопожарной службой, конкретизации ряда других функций.
И в дальнейшем в связи с изменениями общественно-политической и социально-экономической обстановки в государстве компетенция и структура МВД совершенствовались и уточнялись. Например, в июле 1826 года Особенная канцелярия Министерства присоединяется к Собственной Его Императорского Величества (СЕИВ) канцелярии. Все чиновники Особенной канцелярии МВД были переведены в состав III отделения СЕИВ канцелярии, получившего наименование «высшей полиции». Тем самым из компетенции Министерства внутренних дел были изъяты функции политической полиции.
В феврале 1832 года в МВД из Министерства народного просвещения передается Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, которое занималось вопросами организации и деятельности различных конфессий (за исключением Православной церкви) на территории страны. В октябре того же года Строительный комитет, ведавший строительством и содержанием казенных зданий, был передан из МВД в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а Департамент государственного хозяйства и публичных зданий МВД был преобразован в Департамент государственного хозяйства. В марте 1834 года в структуре МВД для обобщения и анализа информации, поступающей с мест, образуется Статистическое отделение, преобразованное в 1852 г. в Статистический комитет2.
В январе 1863 года в МВД создается Главное управление по делам печати, которое призвано было обеспечить усиление контроля за выпуском печатных изданий и деятельностью типографий в стране. В декабре 1867 года в Министерстве формируются Почтовый и Телеграфный департаменты (преобразованные в 1884 году в Главное управление, а позже в Департамент почт и телеграфов). Им поручался контроль за развитием сети почтовой и телеграфной связи в государстве.
В феврале 1879 года в составе Министерства внутренних дел образуется Главное тюремное управление, которому из Департамента полиции исполнительной передаются функции по руководству тюремным делом. На новое подразделение возлагается осуществление реформы тюремного ведомства, разработка ее правовых и организационных основ, практическая реализация новых установлений исполнения наказаний на местах3. В структуре МВД Главное тюремное управление функционировало до 1895 года, когда оно было передано в подчинение Министерства юстиции.
Во второй половине 50-х - начале 60-х годов XIX в. был предпринят ряд мер по реформированию полиции4. 25 марта 1859 г. Александр II утвердил «Главные начала для устройства уездной полиции», которые легли в основу дальнейших преобразований5. В это же время из обязанностей полиции были исключены следственные и хозяйственно-распорядительные функции, а в июле 1860 г. учреждается институт судебных следователей, и, соответственно, из ведения полиции выделяется проведение следствия.
Одновременно в 1860 г. в «Наказе полициям о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок»6 уточняются полномочия полиции по производству дознания. В 1861 г. Александр утверждает «Временный наказ полициям для действия в чрезвычайных ситуациях», который был издан в развитие «Главных начал для устройства уездной полиции» и некоторым образом корректировал соответствующие разделы. 25 декабря 1862 г. Александр II утвердил «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах», которые должны были изменить структуру и организацию деятельности полиции7. В соответствии с «Временными правилами...» городская и земская полиция объединялись в уездную полицию8. В столицах и губернских городах сохранялась отдельная от уездной городская полиция. В городе начальником полиции оставался полицмейстер, дополнивший свой штат помощником и общим присутствием городского полицейского управления. Основным элементом городской полиции оставался участок, руководимый участковым приставом; в его подчинении был один офицер и один канцелярский служащий, участки делились на околотки, во главе которых стояли околоточные надзиратели. Те, в свою очередь, руководили городовыми постовой службы и дворниками как низшими чинами полиции9.
«Временные правила...» не меняли существовавшей системы управления общей полицией и регулировали деятельность полицейских структур лишь на уровне уезда. Городская полиция (управа благочиния) и уездная полиция (уездный земский суд) были объединены в один орган, получивший название уездного полицейского управления. Уезды делились на станы, полицейские функции в которых выполняли становые приставы.
Порядок замещения должности начальника уездной полиции (уездного исправника) по выбору от дворян был изменен. Теперь назначение на должность и увольнение с должности классных и исполнительных чинов полиции являлось компетенцией лично губернатора. Уездный исправник являлся опорой губернатора в уезде. На него были возложены сложные обязанности по организации деятельности уездной полиции. Он лично обязан был руководить действиями полиции в случаях совершения тяжких преступлений, общественных бедствий, народных волнений и т.д.
В ведение исправника перешел сбор податей, выкупных платежей и другие вопросы, относившиеся ранее к компетенции земских мировых посредников. Кроме того, он в качестве члена входил в состав Уездного присутствия по крестьянским делам, Присутствия воинской повинности, Особого присутствия для срочных свидетельств Уездного казначейства, Комитета общественного здравия, председательствовал в Уездном распорядительном комитете.
Деятельность урядников строилась на основе Инструкции полицейским урядникам, разработанной Департаментом полиции. Урядник, подчиненный становым приставам, стал низшим звеном профессиональной уездной полиции, поэтому на нем и было сконцентрировано все многообразие задач полиции. В прямом подчинении урядников находились сотские и десятские. В случаях, когда происшествие на участке урядника содержало признаки политического преступления, урядник обязан был сообщить об этом судебному следователю и жандармскому офицеру10.
Комиссия при Министерстве внутренних дел среди недостатков в организации и деятельности полиции в 60-х гг. XIX в указала на отсутствие единства в деятельности полицейских чинов и неопределенность обширной компетенции, чрезмерную усложненность делопроизводства и слабое материальное обеспечение земской полиции. А, кроме того, наконец-то отметила, что «ответственность земской полиции редко имеет свое приложение на деле»11.
Александр I уделял большое внимание организации и становлению внутренней стражи. Он принимал личное участие в разработке основополагающих документов, определяющих ее использование и строительство. Только во второй половине 1811 г. им было издано 14 именных указов о внутренней страже. Эту традицию продолжили другие российские монархи. Так, в царствование Николая I было издано до 45 указов, касавшихся Отдельного корпуса внутренней стражи. В качестве примера отношения к нуждам внутренней стражи можно привести Указ Николая I министру внутренних дел А.А. Закревскому о сборе с жителей Саратова «по 10 рублей с каждого покоя в домах их на постройку каменных казарм для внутреннего гарнизонного батальона» (отметим, что обратился к императору по этому вопросу саратовский гражданский губернатор по желанию обывателей города) или Указ о назначении двойного жалованья унтер-офицерам внутренней стражи, «прослужившим беспорочно 12 лет и не бывавшим в походах» (не пора ли брать подобные методы работы с младшими командирами на вооружение в целях борьбы с «дедовщиной»?)12.
Императором Александром II были утверждены такие документы, как Наставление воинским начальникам при употреблении войск для усмирения народных волнений и беспорядков и Наставление воинским частям или командам, назначенным для экзекуционного занятия городов, местечек и селений в западных губерниях (приняты по обоюдному согласию МВД и Военного министерства и объявлены Приказом по Военному министерству от 20 сентября 1861 г. N 186). Указанными документами, в частности, было определено, что войска должны выделяться по письменному требованию губернаторов, исправников и городничих. В соответствии с Наставлениями оружие должно было применяться по требованию полицейских чиновников после троекратного предупреждения неповинующихся, но при нападении на выделенную воинскую силу или для спасения жизни подвергшихся насилию людей воинский начальник сам вправе был принять решение о применении оружия13.
В качестве примеров аналогов современных ведомственных правовых актов того периода можно привести приказы по Военному министерству и по Отдельному корпусу внутренней стражи (например, Приказ по ОКВС от 14 августа 1833 г. N 113 об отмене несправедливой аттестации прапорщика Вильмондстрандской инвалидной команды Савельева; Приказ по ОКВС от 2 ноября 1833 г. N 67 о разрешении императора носить солдатам ОКВС усы; Приказ по ОКВС от 8 марта 1834 г. N 24 с сообщением о награждении императором унтер-офицера 2-го Казанского гарнизонного батальона Иосифа Бушинского за задержание похитителей).
В связи с Военной реформой 1862 - 1864 гг. в Отдельном корпусе внутренней стражи произошли серьезные изменения, коснувшиеся органов управления, состава и численности войск. Управление местными войсками осуществлялось военным округом, при этом штаб Отдельного корпуса внутренней стражи был упразднен. Местными войсками стал руководить начальник местных войск военного округа с правами командира дивизии, а в каждой губернии назначался губернский воинский начальник с правами командира полка. Для выполнения задач караульной и конвойной службы стали больше привлекать армейские части. Таким образом, армия наряду с полицией и Корпусом жандармов становится неотъемлемой частью военно-охранительной системы.
Что касается особой структуры, занимавшейся вопросами правового обеспечения деятельности внутренней стражи, то ее в тот период не существовало. Вместе с тем отдельные функции непосредственного осуществления задач правового обеспечения осуществлялись аудиторами, т.е. офицерами и чиновниками военно-судебного ведомства, созданного во времена Петра I, состоявшими при штабе Отдельного корпуса внутренней стражи и окружных генералах и наблюдавшими за соблюдением законности при производстве военно-судных и следственных дел14. Таким образом, в дореволюционный период правовое регулирование общественных отношений, связанных с деятельностью внутренней стражи, осуществлялось в основном актами высшей юридической силы.
1 Малыгин А.Я., Лукьянов С.А. История органов внутренних дел: основные этапы развития полиции-милиции России. М., 2010. С. 19.
2 Полубинский В.И. Два века на страже правопорядка // Журнал российского права, 2002. N 9. С. 59.
3 История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2005. С. 122.
4 Седунов А.В. Реформирование исполнительной полиции России во второй половине XIX - начале XX века // Миграционное право. 2006. N 3. С. 25-29.
Информация о работе Развитие системы МВД в 30-е – 70-е годы XIX века