Развитие стран Азии и Африки после ВОВ. Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Цель: Показать экономическое и политическое развитие Китая, отношения с другими государствами после ВОВ.

Содержание работы

1. Введение
2. Какие отношения Китая с остальными государствами
3. Проблемы, решённые на протяжении всего 20 века
4. С какими проблемами столкнулось на современном этапе
5. Политическое развитие
6. Экономическое развитие
7. Каким образом могут помочь другие государства
8. Какую помощь планирует получить государство от мирового сообщества

Файлы: 1 файл

kitay_referat.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Первый этап реформы продолжался до 1984 г. Упор при проведении преобразований делался  на сельские районы. Важнейшим элементом  новой политики в деревне был  переход на семейный подряд. Основной единицей в деревне стал крестьянский двор. Система семейного подряда  не перечеркивала результаты коллективизации  сельского хозяйства, а напротив, опиралась на них. Земля по-прежнему оставалась в общенародной собственности.

Производственным  сельскохозяйственным бригадам представлялись полномочия по принятию производственных решений, вводилась "система ответственности" за результаты труда (на нее к 1984 г. перешли 99% всех производственных бригад), разрешались  подсобные крестьянские промыслы. Государство  повысило закупочные цены на продукцию  сельского хозяйства и подсобных  промыслов, официальная пропаганда внедрила принцип "каждому по его  труду" вместо привычной уравниловки. На государственном уровне провозглашалась  необходимость воспитания у населения  уважения к праву собственности, защиты личной собственности на земельные  участки коммуны. Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков.

Экономический эффект был достигнут за счет улучшения  землеустройства и структуры  посевов. За шесть лет (1979-1984 гг.) ежегодные  сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн. т. (300 млн. в течение  веков были для Китая обычным  показателем). Вдвое увеличились  сборы хлопка и масличных культур, что позволило отменить нормирование хлопчатобумажных тканей, растительного масла. Товарность производства зерна увеличилась с 20% в 1978 г. до 30% в 1984 г. Среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4%. В целом товарность сельского хозяйства выросла до 53,3% в 1984 г. против 33% в 1978 г. К середине 80-х гг. Китай становится крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Однако Китай продолжал импортировать зерновые (3-4% от общего производства в стране).

Хозяйственная реформа затронула и промышленность. К 1982 г. в Китае существовали 6 "специальных  зон", где иностранному капиталу были предоставлены льготы для строительства  предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской рабочей силы. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и  Западной Германией.

Основным  итогом преобразований конца 70-х начала 80-х гг. можно считать оживление  хозяйственной инициативы населения, переход китайской деревни и  части промышленности к новым  формам ведения хозяйства, рыночной ориентации, при общем сохранении социалистической экономической системы.

Второй этап хозяйственных реформ в Китае  начался с принятия в 1984 г. ЦК КПК  постановления "О реформе хозяйственной  системы", в котором конкретизировалась задача строительства социалистической экономики с китайской спецификой. Реформа предусматривала создание плановой системы, на основе сознательного  использования закона стоимости, ставила  целью развитие социалистической экономики, установление рациональной системы  цен путем действия экономических  рычагов. Вводились новые формы  экономической ответственности  хозяйственных единиц.

Ставилась задача усиления рыночных элементов в планировании, торговле, финансовой и налоговой  системах, в механизме расчета  заработной платы, подчеркивалась необходимость  оживить внешнеэкономическую деятельность.

Особое внимание обращалось на необходимость усиления руководящей роли КПК. Намечались три  этапа социалистической модернизации: к 2000 г. страна должна увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства и добиться средних показателей жизни народа; к 2021 г. (100-летие КПК) поднять Китай  до уровня среднеразвитой страны; к 2049 г. (100-летие КНР) превратить Китай  в современную высокоразвитую державу.

В аграрной области реформа 1984 г. предусматривала  дальнейшую реорганизацию народных коммун по пути разделения административной, хозяйственной и партийной власти, укрепление системы производственной ответственности крестьян, расширение прав крестьян на их приусадебные участки, на продукцию подсобных промыслов  и сельского хозяйства, создание условий для продажи излишков продукции на рынках.

Новым было внимание реформаторов к городской  экономике и промышленности. Смысл  городских реформ: усилить хозяйственную  самостоятельность предприятий. При  условии выполнения плана предприятию  разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Предприятиям разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно  произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и  часть плановой продукции. Из части  прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения. Экономический контроль за деятельностью предприятий со стороны государства должен был носить скорее косвенный, чем прямой характер. Предполагалось формирование новой социалистической экономики, при которой функции государственных органов и предприятий должны четко разграничиваться. Важным были разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допуск частного предпринимательства прежде всего в сферу торговли и обслуживания, курс на привлечение иностранного капитала.

 

Реформы, ориентированные  на создание рыночной экономики, стимулировали  хозяйственное развитие Китая. Во второй половине 80-х гг. Китай вышел на 1-е место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на 2-е - по выпуску телевизоров и добыче угля, на 3-е - по производству серной кислоты и химических удобрений, на 4-е - по выплавке стали, на 5-е - по производству электроэнергии и химических волокон, на 6-е - по добыче сырой нефти и производству сахара. Были созданы такие новые для Китая отрасли промышленности, как производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство крупномасштабных интегральных схем и ЭВМ. Улучшилось соотношение между легкой и тяжелой отраслями промышленности, увеличился удельный вес промышленности в валовом национальном продукте - с 25,2% в 1949 г. до 53,7% в 1985 г.

При сохранении господствующих позиций государственного сектора в промышленности увеличилась  доля кооперативного и частного сектора. Сформировался рынок средств производства. Заметно снизилось значение директивных планов. Все большую регулирующую роль стал играть рынок. Все государственные предприятия превращены в относительно независимые экономические единицы, выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие за свои убытки и прибыли. Но главенствующая роль государства осталась неизменной.

Несколько замедлились  темпы развития сельского хозяйства. По уровню урожайности основных сельскохозяйственных культур и производству продукции  на душу населения Китай значительно  отстает от развитых стран мира.

Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. общее  руководство торговой деятельностью  в Китае осуществляло Министерство торговли: оно разрабатывало единые инструкции по управлению торговлей, координировало межотраслевые связи, участвовало  в составлении годовых и перспективных  планов, контролировало ход выполнения плановых заданий. Местные торгово-административные организации были подчинены вышестоящим. Государственный сектор занимал лидирующее положение на едином социалистическом рынке Китая. Государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами. Коллективный и индивидуальный секторы торговли рассматривались как важное дополнение к государственному сектору экономики. В 1985 г. был отменен контроль над закупочными и товарными ценами.

Изменения касались и организации внешнеторговой деятельности Китая. Более открытой стала внешняя  политика, ориентированная на расширение связей с зарубежными странами. Исключительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам.

В ряде районов - Шэньчжене, Чжухае, Шаньтодю, превращенных в особые экономические зоны, стала проводиться политика открытых дверей. Для притока иностранного капитала были открыты 14 морских портов.

Экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются  элементы рынка. Однако частный сектор находится под строгим налоговым  и инспекционным контролем. В  Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, подобной той, что происходит в России. Поэтому именно государственный, а не частный сектор, по-прежнему является важнейшим фактором экономического развития страны.

                                      Каким образом могут помочь другие государства

Помощь Китая  африканским странам затрагивает  разные области. За последние 50 лет  Китай осуществил на Африканском  континенте около 900 объектов инфраструктуры и общественного благосостояния с целью оказания помощи Африке в  развитии национальной экономики. Китай  также направил в 43 африканских страны медицинские отряды в 16 тысяч человеко-раз, которые оказали помощь в 240 млн человеко-раз.

Какую помощь планирует получить государство  от мирового сообщества

Создание специальной программы по сбережению воды для засушливых районов. Программа предусматривает создание новых видов культур с большой урожайностью и низкой потребностью в воде, внедрение новых влагосберегающих методов обработки почвы

Создание  программ по  повышению эффективности переработки минерального сырья, внедрению новых технологий, сокращающих выбросы в атмосферу вредных газов, внедренияю различных программ по восстановлению природных ландшафтов и предотвращению природных катаклизмы

Двадцатого  апреля в юго-западной части Китая  произошло разрушительное землетрясение  магнитудой семь балов, позже последовала  серия афтершоков, сильно усугубив воздействие стихии. Многие страны предложили Китаю гуманитарную, медицинскую и другую помощь в ликвидации последствий землетрясения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие стран Азии и Африки после ВОВ. Китай