Развитие земельного и колхозного права в СССР в 1930-1970-е гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:25, доклад

Описание работы

В связи с переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства издаются специальные нормативные акты, регулирующие колхозное землепользование. Принимается первый Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. Согласно Уставу все межи, разделявшие земельные наделы членов артели, уничтожаются и все полевые наделы сливаются в единый земельный участок.

Файлы: 1 файл

колхозная система.docx

— 29.62 Кб (Скачать файл)

 

Приусадебный участок  закрепляется в пользование за семьей колхозника для ведения подсобного хозяйства. На 1 ноября 1971 за К. закреплено навечно 337,8 млн. га земли (32,0% всех земель в пользовании сельскохозяйственных предприятий и хозяйств), в том  числе общественного пользования 332,8 млн. и приусадебных земель 4,6 млн. га. Охрана земли, повышение её плодородия — важнейшая обязанность колхоза.

Основу колхоза, наряду с  государственной собственностью на землю, составляет общественная собственность  колхоза — предприятия, здания, сооружения, техника, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, материалы (семена, удобрения, ядохимикаты, нефтепродукты  и др.), продукция, денежные средства и другое имущество. Основные и оборотные производственные фонды и основные непроизводственные фонды являются неделимыми — не подлежат разделу между членами колхоза и используются только по целевому назначению.

Формами организации производства и труда в колхозе являются производственные участки, фермы животноводческие, бригады производственные, звенья и  другие подразделения. За этими подразделениями  закрепляются земельные участки, тракторы, машины и инвентарь, рабочий и  продуктивный скот, необходимые постройки  и другие средства производства. Деятельность производственных подразделений осуществляется на основе внутрихозяйственного расчёта.

Все работы в колхозе выполняются  колхозниками. Исключение допускается  только в периоды напряжённых  сельскохозяйственных работ, если для  своевременного их выполнения собственных  сил недостаточно. Со стороны колхоз может привлекать также квалифицированных  работников для выполнения специальных  работ (агрономов, зоотехников, механиков, строителей и др.).

За работу в общественном производстве колхоз устанавливает  гарантированную оплату труда (до 1966 велась оплата по трудодням с применением  авансирования колхозников) и применяет  дополнительную оплату и другие виды материального стимулирования колхозников. В счёт оплаты труда деньги выдаются не реже одного раза в месяц, а продукты (продовольствие и корма) — по мере их поступления. Оплата труда в колхозе  производится в соответствии с количеством  и качеством труда, вложенного каждым колхозником в общественное хозяйство. Рост оплаты труда членов колхоза  осуществляется на основе опережающего роста производительности труда. Члены  колхоза получают пенсии по старости, инвалидности, в случае потери кормильца (женщины, кроме того, пособия по беременности и родам), а также  пособия по временной нетрудоспособности, путёвки в санатории и дома отдыха и другие виды социального  страхования. Порядок исчисления пенсий колхозникам установлен такой же, как рабочим и служащим. Социальное обеспечение и социальное страхование  колхозников осуществляется за счёт централизованных союзных фондов. Колхоз помогает колхозникам повышать квалификацию и культурный уровень, приобретать  специальность. За счёт общественного  фонда потребления содержатся детские  ясли и сады, благоустраиваются населённые пункты, проводятся культурные мероприятия  и т.д.

 

Экономическая ситуация в  СССР конца 1970-х начала 1980-х гг.: ее влияние на сельское хозяйство

 

 

С середины 1970-х годов в  области земельных (аграрных) отношений  не было предпринято явных реформ, однако социально-экономическая ситуация в стране привела к кризису  в общем в сельском хозяйстве.

 

Хозяйственно-политические решения конца 1970-х годов, как  никогда, страдали внутренней несогласованностью: мероприятия по активизации экономических  стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, возрастало число  директивных показателей, а дезорганизация в народном хозяйстве все возрастала. Возникала целая система ослабления экономических инструментов власти, окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, который заблокировал развитие советского общества. Ограничение самостоятельности, хозрасчетных прав объединений и  предприятий, нарушение социалистических принципов оплаты по труду, социальной справедливости подрывали основы материального  стимулирования, препятствовали достижению высоких конечных результатов, вели к снижению трудовой активности людей, падению дисциплины и порядка, к  отчуждению трудящихся от собственности.

 

Принимались меры для подъема  аграрного производства: частичное  использование экономических стимулов к труду (списание долгов с колхозов и совхозов; надбавки за сверхплановую  продажу продукции государству), программы комплексной механизации  аграрного производства, химизации  почв и мелиорации). Был сделан акцент на агропромышленную интеграцию - организованное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживанием их отраслями промышленности. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Сельское хозяйство впервые стало одной из приоритетных отраслей народного хозяйства, обогнав легкую промышленность.

 

Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел.

 

Кроме того, падение темпов сельскохозяйственного производства, миграция крестьянского населения  в города, обострение экологической  обстановки, снижение уровня жизни  народа, сильнейшие неурожаи и осложнение продовольственной проблемы привели  обострению кризиса в сельском хозяйстве.

 

Государство сдерживало развитие товарно-денежных отношений; во многих случаях они подменялись натуральными расчетами. Действовали натуральные  пропорции поставок сельхозпродукции, которые устанавливались государством в одностороннем порядке. Государственный  аппарат осуществлял широкое  вмешательство в сельскохозяйственное производство. Экономическая инициатива хозяйств нередко подавлялась, поскольку ее результаты не отвечали предписанным натуральным показателям. Попытки реформирования экономического механизма, в том числе в сельском хозяйстве, неоднократно предпринимались, однако это не давало результатов. Земельное хозяйство находилось в застое.

Не была в полной мере осознана острота положения - нарастание кризисных  явлений в развитии экономики, общества в целом. Проявлялось стремление к лакировке действительности, когда  желаемое принималось за действительное. Акцент, как правило, делался на констатацию  успехов, а нарастающие противоречия или вовсе замалчивались, или  вскрывались без необходимой  остроты и глубины.

Необходимость реформирования советского общества была обусловлена  кризисом гипертрофированного руководства  народным хозяйством со стороны руководства. Это проявлялось и в сфере  земельных отношений: в излишней централизации при решении вопросов изъятия и предоставления земли, отстранении от многих земельных  дел местных властей, предпочтительном удовлетворении интересов военно-промышленного  комплекса, в том числе при  земельных отводах, в фактическом  отказе от экономии земли при ее застройке. С развитием нового строительства  и освоением новых земель все  нагляднее проявлялась проблема бесхозяйственности – проблема, в  которую попадали (и пребывали) все  большие по размеру земельные  площади.

 

В этот период произошли существенные изменения в численности и  составе сельскохозяйственного  населения, которые определялись как  комплексом внешних по отношению  к нему факторов (индустриализация аграрного производства, перемены в  системе расселения и т. п.), так  и внутренних (сдвиги в социально-экономическом  положении, условиях его существования, жизненных установках и пр.). В  результате снизилась роль сельскохозяйственного  населения в экономике и в  сельском сообществе. И хотя аграрная отрасль и в конце 80 х гг. оставалась наиболее массовой сферой приложения труда в деревне, однако уже не занятые в ней, а работники  несельскохозяйственных специальностей определяли социальный образ села.

Деревня почти утратила колхозный облик, поскольку доля колхозников в ее населении снизилась  до минимума, а работники аграрного  производства стали в основном связаны  с государственной формой собственности. Вместе со сворачиванием колхозной  организации труда деревня теряла и социальную базу традиционной крестьянской жизни. К концу 80 х гг. занятые в сельском хозяйстве существенно отличались от таковых 30 лет назад. Они были иными по численности, характеру трудовой деятельности, половозрастной структуре и другим показателям. Село вряд ли можно было рассматривать как исключительно аграрную сферу, а его население – как только крестьянское. Производственная деятельность в основном осуществлялась в общественном секторе. Личное подсобное хозяйство как один из признаков крестьянствования сельских жителей благодаря весьма непоследовательной политике государства, объективно принижавшей значение малых форм хозяйствования, имело неуклонную тенденцию к свертыванию.

 

Заключение

 

 

Если рассматривать развитие в стране колхозного строя, крестьянства в целом, не ограничиваясь определенными  историческими периодами, то можно  сделать вывод, что если, начиная  с 1930 г. крестьянство рассматривалось  только в виде колхозов, то в итоге  многолетних социально-демографических  и правовых изменений (особенно в 1960-1980-х  гг.) в СССР фактически осуществился переход сельского сообщества из традиционного в современное  урбанизированное, сформировались соответствующие  ему социальные группы - произошло превращение крестьян в наемных государственных работников, где бы они ни были заняты – в колхозе или совхозе.

 

Назревший к концу 1970-х  гг. кризис в соц иальной экономической, политической и других областях жизни советского общества требовал реформирования советской системы, в том числе, и в области правового регулирования земельных отношений. Например, в вопросе существования частной собственности на землю: возможно, становление и развитие административно-командной системы


Информация о работе Развитие земельного и колхозного права в СССР в 1930-1970-е гг.