Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:02, доклад

Описание работы

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды.

Файлы: 1 файл

Речь Посполитая.docx

— 18.24 Кб (Скачать файл)

Речь  Посполитая: этносоциальное и политическое развитие. 
Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды. 
Большинство русских земель, относившихся до 1569 года к владениям Литвы, переходят под власть польской короны. На этих землях распространяется крепостное право, происходит насаждение католичества. Зачастую крестьянин вынужден был до 5 дней трудиться на барщине, выплачивая сверх того массу различных натуральных податей (на ульи, на рогатый скот, на рыбную ловлю, на охоту, на пастбища, на помол зерна и т. д.) и оброков. Широкое распространение получили общие и частичные аренды (эксплуатация поместий посредниками), к которой прибегали землевладельцы, не способные самостоятельно управлять хозяйством. Местная аристократия в массе своей полонизируется (или ополячивается), возникает культурный, языковой и религиозный разрыв между высшими и низшими слоями общества. Сочетание социального гнёта с языковым, религиозным и культурным разобщением приводит к разрушительным народным восстаниям середины XVII века и кровавым мятежам 1760-х годов, от которых польско-литовское государство так и не смогло оправиться. 
Речь Посполитая — дословный перевод с латинского на польский слова республика (лат. Res publica) и на русский язык переводится как «общее дело». На протяжении двух веков Речь Посполитая была одним из крупнейших государств Европы. Это государство включало в себя территории современных Польши, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии, а также частично России, Эстонии, Молдовы и Словакии. После подписания в 1618 году Деулинского перемирия с Московским царством территория Речи Посполитой достигла максимальной площади в 990 тыс. км². 
Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией. 
Шляхетскую демократию с определённой долей условности можно считать вариантом представительной демократии. Но народом в Речи Посполитой считалось не всё население, а только шляхта, то есть дворянство. Поэтому данный политический режим может быть назван и олигархическим. Это государство по названию могло считаться республикой. Но его возглавлял пожизненно избираемый монарх. Право выбора монарха принадлежало сейму — шляхетскому представительному собранию. Представительность сейма обеспечивалась участием в его составе депутатов от более мелких собраний шляхты — земских сеймиков. Депутаты избирались шляхтой определённого региона и получали от сеймика инструкции, в которых прописывалось, как им голосовать на вальном (общем) сейме. После окончания общего сейма снова созывались сеймики, на которых депутаты отчитывались перед шляхтой (реляционные сеймики).

В состав сейма  входили король, члены посольской избы и сената. В посольской избе заседало 170 депутатов, избранных на сеймиках (предсеймовых). Сенат не был  выборным органом и состоял из членов Королевского Совета — панов  радных. К ним относились ряд высших духовных и светских сановников. Король считался третьим сословием и  созывал заседания. Вальный сейм должен был собираться каждые два  года на срок шесть недель. 
Польская шляхта дорожила своим участием в решении государственных дел. Каждый участник сейма теоретически обладал правом вето, мог сказать «не дозволям!» и сорвать принятие какого-то решения. Но до поры до времени удавалось достигать компромисса, используя для этого разные методы.

Иван  Грозный: поиск альтернативных путей  социально-политического развития Руси. 
Феодальная раздробленность дорого обошлась Древней Руси. Реальным историческим шансом возрождения русской государственности стала постепенная централизация, объединение множества территорий, княжеств вокруг нового центра – Москвы. 
Сын Ивана III Василий III (1505-1533) продолжал «собирание» русских земель, присоединил к Московскому государству Псков, Смоленск, Рязань. Он правил решительно, самодержавно, как тогда говорили, «сам третий у постели», то есть с ограниченным кругом лично преданных ему помощников. В 1533-1538 годах после смерти Василия III при малолетнем Иване IV (родился в 1530 и объявлен великим князем в 1533) страной управляла его мать Елена Глинская вместе с фаворитом И. Ф. Овчиной-Телепневым-Оболенским. После смерти Елены Глинской и устранения ее фаворита за власть непрерывно боролись боярско-княжеские группировки во главе с князьями Шуйскими, Бельскими и Глинскими. 
Нестабильность верховной власти, недовольство населения, необходимость решения трудных внешнеполитических задач обусловили проведение первого в истории России крупного цикла реформ. В их осуществлении молодой царь опирался на группу приближенных лиц, которая получила название Избранная рада (князь А. М. Курбский, дворянин А. Ф. Адашев, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий и др.). Некото-рое время действовала даже Челобитная изба, куда можно было пожаловаться на бояр, казначеев и дворецких. 
В 1547 году Иван принял царский титул и формально сравнялся с западно-европейскими императорами. С 1549 года стали собираться Земские соборы – сословно-представительные учреждения наподобие английского парламента, испанских кортесов, французских генеральных штатов и т. д. В 50-е годы появились приказы – органы центрального управления. Приказная система улучшила собираемость налогов, упорядочила управление государством. С 50-х годов в результате земской реформы насе-ление само стало выбирать губных старост (в местах с преобладанием феодального землевладения), земских старост (в городах и черносошных волостях). Выбирали целовальников и голов (сборщиков различных налогов и сборов), дьяков, подьячих, сторожей и других должностных лиц в губных и земских избах, включая палачей. Выбираемые населением десятские, сотские помогали старостам в борьбе с разбоями, следили за порядком. Органы местного управления действовали под контролем приказов.

Реформы улучшили управление в центре и на местах, укрепили вооруженные силы, сбор налогов. Начался экономический рост, были присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. 
Но в 1565 году была введена опричнина. Иван Грозный разделил страну на земщину, где было свое управление (назначенный им царь, Дума, приказы и т. д.), и опричнину (от слова «опричь», «кроме»), которой управлял сам Иван Грозный. Он опирался на от-борное, опричное войско и проводил в отношении земщины политику террора и грабежа. Управление расстроилось Начался хаос. Многие люди бежали со своих мест. В 1572 году опричнина была формально отменена, но стране уже был нанесен ущерб.

После смерти бездетного Федора I Ивановича (правил номинально с 1584 по 1598) и трагической  гибели царевича Дмитрия Ивановича (1591) в 1598-1605 годах Московским государством правил царь Борис Федорович Годунов, первый выборный глава госу-дарства. Он был членом Опричного двора  при Иване Грозном, был женат  на дочери Малюты Скуратова, а его  сестра была женой Федора Ивановича. Будучи регентом при слабоумном Федоре и самостоятельным правителем Борис  Годунов пытался проводить разумную, осторожную внутреннюю и внешнюю  политику. В годы пребывания Б.Годунова у власти были основаны Воронеж, Курск, Белгород, Тобольск, Тюмень и другие известные города. 
Но в правление Бориса Годунова начался социально-политический кризис в развитии Московского царства, который получил название Смуты или Смутного времени.

В 1610-1611 годах  возникла реальная угроза уничтожения  русской государственности. Смоленск был захвачен поляками, Новгород –  шведами. В Москве бесчинствовали поляки, отстранившие от власти правительство  из 7 бояр – семибояр-щину. Русское  посольство, которое вело переговоры об условиях воцарения Владислава, было взято под стражу поляками. А в Москве у стен Новодевичьего  монастыря была проведена церемония  присяги новому царю Владиславу, который  не спешил приехать в Россию. 
Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский. 
Православная церковь (в лице патриарха Гермогена), патриотические силы выступили за то, чтобы Россия решала свою судьбу сама. Смута стала приобретать характер национальной борьбы против иноземного вмешательства. Социальное движение, получившее национальную окраску, консолидировалось и выдвинуло новую плеяду вождей, которые возглавили сначала первое (во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким), а потом и второе (во главе с Мининым и Пожарским) ополчения.

Центром организации  новой земской рати стал Нижний Новгород. Именно туда была адресована грамота  патриарха Гермогена, в которой  он заклинал местных святителей, воевод, дворян и весь посадский люд, не теряя  времени, объединиться с земским  ополчением других городов, чтобы воспрепятствовать  казакам избрать на трон «воренка». Его обращения были услышаны. Так  в русской истории появились  имена нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия  Пожарского. 
Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) происходил из рода князей Стародубских. Находился на государственной службе, был серьезно ранен в боях с поляками в 1611 году в Москве. По просьбе Минина возглавил Нижегородское ополчение и на завершающем этапе борьбы с интервентами осуществлял верховную власть в стране. После освобождения Москвы от поляков получил чин боярина, руководил рядом приказов, был воеводой, участвовал в войнах. Похоронен в Суздале. 
Во Франции борьбу с английскими захватчиками возглавляла Жанна д´ Арк (1412-1431). Российской «Орлеанской девой» с полным основанием можно считать Кузьму Минина. Кузьма Минин (? -1616) был посадским человеком, торговцем рыбой и мясом. За честность и «мудрый смысл» был избран земским старостой и был главой гражданской власти в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года он обратился к нижегородцам с призывом к всенародному сбору средств против польских интервентов. Затем нижегородский «мэр» организовал сбор средств на снаряжение войска. Отдал значительную часть собственных средств. Кузьма Минин выполнял организационно-хозяйственные и дипломатические функции, привлек на сторону ополчения казачество и южнорусское дворянство. Входил в «Совет всей земли», созданный в Ярославле. В боях за Москву проявил военное дарование и личную храбрость. Получил чин думного дворянина, недолго входил в Боярскую думу, так как умер в 1616 году. Похоронен в нижегородском Спасо-Преображенском соборе.


Информация о работе Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие