Реформация. Протестантизм. Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Широкое религиозное и социально- политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в XVI веке в большинстве европейских стран. Основные причины Реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий. Образование национальных государств с сильной королевской властью резко ограничило политическую роль папства. Развитие гуманизма , научных знаний, светской культуры подорвало духовный контроль церкви над обществом.

Содержание работы

РЕФОРМАЦИЯ……………………………………………… 1
Другие европейские страны. И как повлияла на них реформация…………………………………………………… 2
Влияние Реформации на Россию …………………………… 4
Как повлияла реформация на образование………………… 5
Как повлияла реформация на экономику………………….. 6
Как повлияла реформация на науку………………………… 7
Развитие гражданских свобод………………………………. 8
5 тезисов протестантской Реформации……………….…….. 8
ПРОТЕСТАНТИЗМ…………………………………..….….. 8
Основные направления протестантизма……………….…… 9
История протестантизма……………………………………. 10
Протестантизм подразделяется…………………………….. 10
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА……………………………..... 11
Появление теории свободных рынков……………………... 11
Развитие рыночной экономики в России………………….. 11
Рыночной экономике присущи следующие черты……….. 13
Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа…………………. 14
Список литературы…………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

реформация.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

РЕФОРМАЦИЯ………………………………………………  1

Другие европейские страны. И как повлияла на них реформация……………………………………………………  2

Влияние Реформации на Россию ……………………………  4

Как повлияла реформация на образование…………………   5

Как повлияла реформация на экономику…………………..    6

Как повлияла реформация на науку…………………………  7

Развитие  гражданских свобод……………………………….   8

5 тезисов  протестантской Реформации……………….……..   8

ПРОТЕСТАНТИЗМ…………………………………..….…..  8

Основные направления  протестантизма……………….……   9

История протестантизма…………………………………….   10

Протестантизм подразделяется……………………………..   10

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА…………………………….....   11

Появление теории свободных рынков……………………...   11

Развитие  рыночной экономики в России…………………..   11

Рыночной  экономике присущи следующие черты………..   13

Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической  системы рыночного типа………………….   14

Список  литературы………………………………………….   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформация

Широкое религиозное и социально- политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в XVI веке в большинстве европейских стран. Основные причины Реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий. Образование национальных государств с сильной королевской властью резко ограничило политическую роль папства. Развитие гуманизма , научных знаний, светской культуры подорвало духовный контроль церкви над обществом . Она, однако, не отказалась от своих претензий и привилегий. Центром и исходным пунктом реформационного движения явилась Германия, которая благодаря особенностям своего социально-экономического и политического развития стала в 1-й четверти 16 в. ареной первого акта буржуазной революции в Европе. Выступление 31 октября 1517 Лютера в саксонском г. Виттенберге с 95 тезисами против торговли папскими индульгенциями послужило сигналом к началу широкого общественного движения. Первоначально оно объединяло различные слои оппозиции: бюргерство, крестьянско-плебейские массы, рыцарство; к Реформация присоединилась также часть князей. Однако уже с 1520-21 началось размежевание различных примкнувших к Реформация классов и групп. Народная Реформация вылилась в Крестьянскую войну 1524-26, явившуюся кульминационным пунктом движения. В этих условиях умеренно консервативные круги немецкого бюргерства, идеологом которых был Лютер, пошли на компромисс с феодально-княжеским лагерем. Радикальное бюргерское направление Реформация (Карлштадт, Буцер) не смогло занять в Германии ведущего места. Народное движение (Крестьянская война, затем Мюнстерская коммуна 1534-35) было подавлено. Это позволило германским князьям использовать Реформация в своих целях. Князья Саксонин, Мекленбурга, Померании, Бранденбурга, Гессена, Пфальца, Брауншвейга и др., проведя в своих землях Реформация, присвоили себе все церковные богатства. Последовала длительная борьба между протестантскими и католическими князьями (Последние объединились вокруг императора). Она завершилась Аугсбургским религиозным миром 1555, но с новой силой разгорелась во время Тридцатилетней войны 1618-48.

А вот выступление Лютера получило широкий общественный отклик, стало началом Реформации. Важнейшую роль в развитии реформационного движения сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католической догме, спасение души человека невозможно без посредничества церкви между ним и Богом; отсюда - особый статус духовенства. Принцип Лютера - "спасение верой", при этом посредники человеку в его обращении к Богу не требуются. Этим Лютер отвергал необходимость гигантской иерархии католической

 

 

 

<1>

церкви, равно как и ее пышный и дорогостоящий культ. Из семи таинств Лютер признавал лишь крещение и причащение. Он развивал идеи роспуска монашеских

орденов, отказа от культа святых, икон, мощей  и реликвий, от богослужения на непонятном латинском языке. При этом Лютер и его последователи признали священной повседневную деятельность человека. В Реформации участвовали различные социальные силы - от князей до крестьян и городского плебса (Плебс - сословие свободного населения не находящегося в рабстве, не пользовавшееся политическими и гражданскими правами (в Древнем Риме); плебеи.) За сторонниками реформирования церкви закрепилось название "протестанты". В середине XVI века немецким протестантам удалось добиться признания своих прав. Концепции идеологов Реформации - У. Цвингли, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина - несколько различались, как и взгляды их современных последователей - лютеран, кальвинистов и др., хотя в основе их учений лежат идеи М. Лютера. Сегодня насчитывается около 400 млн. протестантов во всех странах мира.

 

 

Другие европейские страны. И как повлияла на них реформация.

Лютеранская Реформация была введена  в скандинавских странах по воле их монархов. Согласно королевским  указам, Швеция (1527) и Норвегия (1537) стали  протестантскими державами. Но во многих других европейских странах, где  государи сохранили верность Римско-католической церкви (Польша, Чехия, Венгрия, Шотландия, Нидерланды, Франция), Реформация широко распространялась среди всех классов  населения благодаря деятельности миссионеров и несмотря на репрессивные меры правительства.

Среди основателей новых протестантских церквей в католических странах  важную роль сыграли эмигранты из стран, где отрицалась свобода совести. Им удалось утвердить право на свободное исповедание своей  религии, несмотря на противодействие  религиозных и политических властей. В Польше договор Pax dissidentium (Мир для  инаковерующих, 1573) распространял эту  свободу даже на антитринитариев, социниан, или, как их стали называть, унитариев, которые успешно стали создавать  свои общины и школы. В Чехии и  Моравии, где потомки гуситов, Моравские  братья, приняли лютеранскую веру и где кальвинистская пропаганда имела большой успех, император Рудольф II своим Посланием о мире (1609) предоставил всем протестантам свободу вероисповедания и контроль над Пражским университетом. Тот же император Венским миром (1606) признал свободу венгерских протестантов (лютеран и кальвинистов). В Нидерландах, под испанским владычеством, довольно скоро стали появляться люди, перешедшие в лютеранство, но вскоре кальвинистская пропаганда взяла верх среди зажиточных

 

<2>

бюргеров  и купцов в городах, где существовала долгая традиция автономного управления. При жестоком правлении Филиппа II и герцога Альбы попытка властей  уничтожить протестантское движение силой  и произволом спровоцировала большое  национальное восстание против испанского владычества. Восстание привело  к провозглашение в 1609 независимости строго кальвинистской республики Нидерландов, в результате чего под испанским господством остались только Бельгия и часть Фландрии.

Самая длительная и наиболее драматичная  борьба за свободу протестантских церквей  развернулась во Франции. В 1559 кальвинистские общины, рассеянные по всем французским  провинциям, образовали федерацию и  провели синод в Париже, где  составили Галликанское исповедание, символ их веры. К 1561 гугеноты, как стали  называть протестантов во Франции, имели  более 2000 общин, объединявших более 400 000 верующих. Все попытки ограничить их рост потерпели неудачу. Вскоре конфликт приобрел политический характер и привел к внутренним религиозным войнам. Согласно Сен-Жерменскому договору (1570), гугенотам была дарованы свобода, исповедовать свою религию, гражданские права и четыре могучие крепости для защиты. Но в 1572, после событий Варфоломеевской ночи (24 августа – 3 октября), когда, по некоторым оценкам, погибло 50 000 гугенотов, война вспыхнула вновь и продолжалась до 1598, когда по Нантскому эдикту французским протестантам была дарована свобода исповедовать свою религию и права гражданства. Нантский эдикт был отменен в 1685, после чего тысячи гугенотов эмигрировали в другие страны.

При суровом правлении короля Филиппа II и его инквизиции Испания оставалась закрытой для протестантской пропаганды. В Италии некоторые центры протестантских идей и пропаганды довольно рано образовались в городах на севере страны, а  позднее – в Неаполе. Но ни один итальянский князь не поддержал  дело Реформации, а римская инквизиция была всегда начеку. Сотни итальянских  конвертитов, принадлежавших почти  исключительно к образованным классам, нашли убежище в Швейцарии, Германии, Англии и других странах, многие из них стали заметными фигурами в протестантских церквах этих государств. В их число входили представители  духовенства, например епископ Вергерио, бывший папский легат в Германии, и Оккино, генерал капуцинов. В  конце 16 в. весь север Европы стал протестантским, кроме того, большие протестантские общины процветали во всех католических государствах, за исключением Испании и Италии.

 

 

 

 

 

 

<3>

Влияние Реформации на Россию

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной  Европы, в России стали появляться мастера,  которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру, но распространять Евангелие запрещалось. Первые протестанты появились уже  при Иване Грозном. В Москве и  ряде торговых городов существовали «немецкие слободы», где жили протестанты  и имелись протестантские церкви.

С протестантским влиянием некоторые  исследователи ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением  церкви светской власти, ограничения  на монашество). Рядом с Петром I стояла целая плеяда военных и государственных  деятелей – протестантов:   Франц  Яковлевич Лефорт был генерал-адмиралом, сподвижником Петра I,  поколения  Брюсов, из шотландского дворянского  рода верой и правдой служили России.

Первое  Евангельское христианство в России зародилось внутри православия, среди  богатых людей из знатных дворянских родов: полковник в отставке В.А. Пашков, управляющий императорским  двором барон М.М. Корф, министр путей  сообщения граф А.П. Бобринский. Они  придерживались тех же пяти sola, что  и отцы Реформации Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Однако начались репрессии и  лидеров  евангельского пробуждения В.А. Пашкова  и М.М. Корфа выслали из России без права возвращения. Шанс Реформации на почве евангельских ценностей  был утрачен.

Вторая волна евангельского  пробуждения началась уже при  И.С. Проханове, который, будучи молодым  студентом, вошёл в круг евангельских христиан первой волны, продолжавших, несмотря на запреты полиции, собираться в домах вдовствующих княгинь. Вторая волна продолжалась до 1927 года, затем  снова начались репрессии.

Мы должны знать свою историю. Мы родились в протестантской церкви.

  Церковь средневековья  утратила  свою святость, присутствие Бога. Поэтому Бог поднял Своего  служителя  - Мартина Лютера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<4>

 

Как повлияла реформация на образование

Одна из сфер жизни общества, на которые оказала свое влияние  Реформация, было образование. Жан Кальвин  и другие деятели Реформации считали, что ее идей укоренятся в обществе только если люди (миряне, а не только священники) будут читать Библию. Самуэль Блюменфельд, всемирно известный педагог, пишет:

Новая идея народного образования –  то есть образования для всех –  возникла в Европе во время протестантской Реформации, когда на смену авторитету папы пришел авторитет Библии. Поскольку  разногласия протестантов с Римом  возникло, отчасти, вследствие изучения и толкования Библии, для выживания  и процветания Реформации совершенно необходима была повсеместная библейская грамотность всех слоев общества.

Примечательно, что сам Блюменфельд стал посвященным  христианином, прочитав «Наставления в христианской вере» Кальвина.

Ян  Коменский, Мартин Лютер и особенно Жан Кальвин внесли громадный  вклад в просвещение. «Учение  Кальвина требует умственной зрелости. Само существование кальвинизма  предполагает просвещенность» - пишет  доктор Лорейн Бёттнер. Кальвин утверждал, что цель образования - познавать  Бога и воздавать Ему славу, чтобы  наше знание Господа проявлялось  как в нашем призвании, так  и в повседневной жизни. Он считал, что образование должно быть связано  с учением Христа, с искуплением. Иначе греховность человека и  образование начнут порождать чудовищ. Он утверждал, что именно на родителях  лежит ответственность за образование  и просвещение своих детей, обучение их Божьим заповедям. Реформация привела  к тому, что в начале ХХ века в  странах с преобладанием язычества  уровень грамотности колебался  от 0% до 20% населения, в странах католических – от 40% до 60%, а в протестантских странах – от 94% до 100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<5>

 

Как повлияла реформация на экономику

Влияние Реформации на экономику и  производственные отношения общепринято  и бесспорно. Протестантская этика  труда, принцип «Работай как можно  больше, накапливай как можно больше, жертвуй как можно больше», понимание  кредита и инвестиций привели  к развитию предпринимательства, крупной  промышленности, банковского сектора, а также к повышению уровня жизни в протестантских странах. Христианство в принципе приводит к  развитию экономики и повышению  уровня жизни по сравнению с языческими странами, а Реформация привела к  тому, что страны Северной, протестантской Европы (Германия, Голландия, Норвегия, Швеция, Великобритания и др.) до сих  пор более богаты, чем страны Южной  католической Европы, и современные  проблемы Евросоюза связаны с  Грецией, Испанией, Португалией, Италией  и Ирландией (четыре католических и  одна православная страна), а надежды  Евросоюза на Германию, Голландию  и скандинавские страны.

Именно капитализм и реформационное библейское мышление способны привести к развитию экономики и росту  милосердия и благотворительности  в обществе.

Отказ от веры в Бога при сохранении капитализма приводит к резкому  расслоению общества на богатых и  бедных, криминализации и социальным потрясениям.

Отказ от капитализма даже при сохранении веры в Бога приводит к социализму, потере мотивации к труду, раздуванию государственных социальных программ, образованию несправедливой налоговой  системы для финансирования этих программ, падению уровня жизни, коррупции  и социальным потрясениям, или потере гражданских свобод и диктатуре.

Информация о работе Реформация. Протестантизм. Рыночная экономика